Pussy Riot выпустили свежий клип "Как В Красной Тюрьме" - и по крайней мере на один день снова вернулись в топ новостей. Несмотря на то, что две участницы группы, Надежда Толоконникова и Мария Алехина, по-прежнему находятся в местах лишения свободы, группа продолжает активную творческую деятельность.
Как известно, группа Pussy Riot состоит из нескольких анонимных участниц, в различное время в акциях группы принимало участие до 10 человек. Поэтому вопрос, может ли группа концертировать без ведущих идеологов и вокалисток, не стоит.
Неоднозначность ситуации состоит в том, что по-прежнему не очень понятно, как организованы дела по управлению творческим коллективом. Некоторое время делами Pussy Riot на правах продюсера занимался муж Нади Толоконниковой, Петр Верзилов, но в октябре 2012 года Алехина и Толоконникова заявили об "отставке" Верзилова. "Легитимно представлять группу может только девушка в балаклаве, а должность продюсера в антииерархической панк-группе вообще не может существовать," - непреклонно заявили Надежда и Мария.
Если рассматривать Pussy Riot как арт-проект, в котором участники сознательно соблюдают инкогнито и к которому, по сути, может присоединиться любой желающий, разделяющий политическую и социальную позицию группы, то ничего странного в том, что появляются новые песни группы, нет. То, что "Как В Красной Тюрьме" - "настоящие" Pussy Riot, подтверждает еще и тот факт, что часть текста для новой пени группы была написана Надеждой Толоконниковой. И написана здорово, что доказывает: в творческом плане панк-группа и ее лидеры продолжают расти и развиваться.
Свобода не имеет лица, протест анонимен, но вполне конкретен в своих чаяниях, ожиданиях и претензиях - все эти составляющие творческого концепта Pussy Riot остаются без изменения. Однако, судя по всему, не далек тот день, когда по стране станут возникать "фальшивые елочные игрушки". Напялить балаклаву и снять любое видео - хоть про ненавистную учительницу математики - сейчас может кто угодно. Попробуй потом, докажи, что несчастную Марью Ивановну из Кинешмы поливают грязью ее двоечницы-ученицы, а не политические активистки. Я уж тактично умолчу о возможном масштабе идеологических и политических провокаций.
Деться от единой стратегии и единого центра принятия решений Pussy Riot не смогут. И, если деятельность группы будет продолжена - а она, судя по всему, будет даже расширяться - то девушкам придется четко спланировать стратегию борьбы с возможными клонами, а главное - рассчитать порядок проведения музыкально-политических акций. Как когда-то Андрей Разин придумал убийственную вещь, навсегда похоронившую систему советского концертного проката: по стране катались десяток "Ласковых маев", в каждом из которых был хотя бы один участник "оригинального состава". Никого не удивляло, что "Ласковый май" может одновременно выступить аж в пяти городах в разных концах СССР. В принципе, Pussy Riot могут так же сплясать на десяти нефтяных вышках одновременно.
Анонимные артисты - не редкость и не новость: вспомним бешеную популярность The Residents, Daft Punk и Gorillaz. Природа анонимности PR другая (если вы считаете, что балаклавы надеваются ради безопасности, вспомните о том, что никакие балаклавы не защитили Марию и Надежду от тюрьмы). Месседж куда более серьезен.
Заметим, что новая акция Pussy Riot стала куда более однозначной и "читаемой", нежели то, что девчонки делали раньше. Они по-прежнему говорят о важнейших политических и социальных проблемах, но поднимаются чуть выше банальной провокации, за что получают заслуженные аплодисменты. В ударе по нефтяной трубе, по "Лукойлу" и "Газпрому" сейчас куда больше актуальности, чем в призыве Богородице прогнать Путина. Мы уже поняли - Путин никуда не денется, и биться головой в бетонную стену бессмысленно. Но молчать тоже невозможно - вот Pussy Riot и не молчат.
Помимо прочего, продолжение творческой активности группы важно и для ее участниц, сидящих в тюрьме: она дает ощущение поддержки, того, что все не напрасно.
PR по-прежнему продолжают быть актуальны, при этом их протест стал куда более цивилизованным, от чего не потерял остроты. Этот протест, хоть и облачен в балаклаву, наделен человеческим лицом, и уже куда больше похож на произведение искусства, нежели на хулиганскую выходку. Ждем продолжения работ команды и дальнейших гастролей самой известной панк-формации современности.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)