У музыкантов, играющих немейнстримовую электронику, сегодня не так много путей к умам и сердцам масс. Первый и самый очевидный – киноиндустрия. Но она в последнее время предпочитают персонажей поизвестнее – саундтреки к голливудским фильмам записывают Chemical Brothers, Orbital и Underworld, которым и без того не приходится жаловаться на недостаток внимания. Второй – реклама, и тут сразу вспоминаются истории о тогда еще совсем юном Aphex Twin, чей трек был лицензирован в ролик Пирелли за «чёртову уйму денег» или Ульрихе Шнауссе (Ulrich Schnauss), чья музыка звучала в рекламе General Motors. Тот ролик даже попал в самый дорогой рекламный слот мира – перерыв супербоула, финала американской футбольной лиги. Но и такие истории единичны, к тому же хоть какое-нибудь расширение аудитории к гонорарам прилагается совсем не обязательно. Третий и наиболее логичный путь – видеоигры. В нем сходятся все факторы – и востребованность именно электроники, и социальная общность (гики пишут для гиков). В играх находится место и для Амона Тобина (Amon Tobin), и для музыкантов, чьих имен вы не встретите в лайнапах больших фестивалей или музыкальных обзоров lifestyle-изданий.
О том, что чех Томаш Дворжак (Tomáš Dvořák) – классический гик, можно заключить, едва взглянув на его фотографию. В кругах любителей «умной электроники» этот симпатяга-ботаник известен под именем Floex. В этой ипостаси Томаш записывает самобытный гибрид трескучего IDM и хрупкой неоклассики с кларнетом и фортепиано. Для чуть более широкого круга Томаш – автор музыки к игре «Machinarium», очаровательного квеста про маленьких роботов, ставшего одним из главных хитов независимой гейм-индустрии. Причем, в отличие от тех же Chemical Brothers или Orbital, чьи саундтреки отличаются от их обычных записей весьма существенно, Томаш и тут остаётся собой, разве что бит чуточку смягчает. Успех «Машинариума» достиг таких масштабов, что по игре (и, разумеется, на музыку Дворжака) собираются ставить балет.
Игровая индустрия и грамотное самопозиционирование вознесли Томаша в статус не просто гика-электронщика, но серьезного композитора. Он получает национальные премии, играет в классических залах, в общем, не без основания метит куда-то в категорию Нильса Фрама (Nils Frahm) или Йохана Йохансона (Johann Johannson). Недавно Дворжака подписал немецкий лейбл Denovali, почитающий именно формат «на стыке классики, джаза и электроники» (тамошние клиенты Bersarin Quartett, Hidden Orchestra и Mount Fuji Doomjazz Corporation не так давно выступали в Москве). Как и подобает человеку, считающему себя не просто электронщиком, а музыкантом более широких интересов, на сцене Томаш не отсиживается за лаптопом. Лайв-шоу Floex это самый настоящий концерт, на гастроли с ним ездят барабанщик, кларнетист и вокалистка, да и сам Дворжак живыми инструментами совсем не пренебрегает. Напоследок стоит добавить, что Томаш – не из тех артистов, что дают в год по 50 концертов, кочуя с фестиваля на фестиваль, так что его появление в Москве – редкая удача.
Floex
Москва, клуб Gogol'
14 июня
1947 – Родился Марвин Ли Эдей - американский рокер, известный во всем мире под псевдонимом Meat Loaf ("Мясной рулет") »»
1984 – Родилась канадская поп-роковая певица, дизайнер и актриса Аврил Лавинь. Её дебютный альбом "Let Go" вышел в 2002 году и был продан тиражом 16 млн копий. Последующие работы — Under My Skin (2004) и The Best Damn Thing (2007) — возглавляли мировые чарты. Помимо музыки, Аврил выпускает… »»
Bud POWELL (1924)
Randy BACHMAN (1943)
Barbara DICKSON (1947)
Robbie SHAKESPEARE (1953)
Gwyneth PALTROW (1972)
Ани ЛОРАК (1978)
Lil WAYNE (1982)
Avril LAVIGNE (1984)