Satoko FUJII  Лаборатория звуковых загадок

Японская фри-джазовая пианистка Сатоко Фудзи дала концерт в Москве.

Японская фри-джазовая пианистка Сатоко Фудзи (Satoko Fujii) уже выступала в Москве в 2010-м: 10 апреля в составе трио Junk Box (фортепиано, труба, ударные) и 11 апреля сольно. На сей раз Improve Agency привезло Сатоко Фудзи с единственным сольным концертом. С одной стороны, это хорошо, так как сольно Фудзи выступает нечасто. Например, 7 апреля в итальянском городе Форли она выступит в составе Satoko Fujii New Trio (фортепиано, бас, ударные), а 8 апреля в Берлине – в том же составе, но при участии трубача Натсуки Тамуры (Natsuki Tamura). С другой стороны, дополнительные инструменты – это дополнительные оттенки, без которых музыку Сатоко теперь сложно представить. Зачастую звуки её рояля поддерживаются другими инструментами: то духовые заквакают-замяукают, то аккордеон растянет свои меха, словно ядовито-предупреждающую улыбку (альбом с аккордеоном – это альбом «Fujin Raijin», выпущенный Satoko Fujii Min-Yoh Ensemble в 2007 году). А «Time Stands Still», последний альбом Сатоко, вышедший в феврале этого года, был записан в июне 2011-го в составе Satoko Fujii Ma-Do (бас, ударные, фортепиано, труба). Норикацу Кореясу (Norikatsu Koreyasu), басиста из этого состава, уже нет в живых. Послушать большую часть «Time Stands Still» можно тут. Тех же, кто хочет услышать самую последнюю запись с участием Кореясу, мы отошлём к диску «Forever» (2012) проекта Gato Libre. Кореясу умер вскоре после концерта, лёгшего в основу «Forever», а сам проект интересен ещё и тем, что Фудзи играет в нём на аккордеоне.

Нынешний концерт начался с вступительного слова организатора – Ольги Дуки из Improve Agency. Ольга напомнила о прошлом приезде Сатоко в Москву и проанонсировала грядущие концерты Improve, среди которых оказалась родственная Сатоко музыка: Жоэль Грип (Joel Grip, контрабас) и Пьер-Антуан Бадару (Pierre-Antoine Badaroux, саксофон) 23 мая в КЦ «ДОМ» и Мэтью Шипп (Matthew Shipp, фортепиано) и Иво Перельман (Ivo Perelman, саксофон) 12 сентября там же. Затем на сцену вышла Сатоко – маленькая, скромная и улыбчивая. Такой человек не очень ассоциируется с тем, что прозвучало в дальнейшем, а звучало от красивых фортепианных пьес (одна из них – посвящение покойному Норикацу Кореясу) до зловещего грохота, когда рояль превращается в нечто вроде мусоровоза (звуки стоят такие, будто по асфальту волокут большой металлический контейнер). Наиболее любопытные моменты происходят тогда, когда Сатоко начинает играть на рояльных струнах. Она то помешивает палочкой внутри рояля, словно перед ней не рояль, а большой котёл с каким-то зельем, то использует хитрое металлическое приспособление. После размещения внутри рояля приспособление начинает издавать звеняще-режущие звуки, звон стоит такой, словно перед нами разворачивается некое стальное зазеркалье. Наверное, похожим образом могут звучать станки для обтачивания тончайших металлических деталей. Получалась интересная абстрактная музыка. Но вот Сатоко стоит возле рояля, играя одной рукой на его клавишах, а другой – палочкой на его струнах. В этом случае звучащее похоже на распутывание металлического клубка (ржавые, скребущиеся звуки). В общем, рояль звучал то как груда металлолома, то как нормальный рояль. Это было похоже на переход от скомканных и рваных черновиков к изящным чистовикам. Перед слушателями развернулась лаборатория звуковых загадок. Можно представить, как всё это звучало бы, если бы с Фудзи были дополнительные музыканты. К этому добавились бы звуки, похожие на звон механических велосипедных звонков и на звяканье музыки ветра. Когда за дело берётся Сатоко, привычные вещи меняют свои очертания: если композиция называется «First Tango», то она будет звучать не как танго, а как авант-прог, а если «Clear Sky», то будет похожа не на чистое небо, а на приближающийся танец урагана. Фудзи – незаурядный композитор, хотя, кажется, лучше всего это заметно в тех вещах, где звучит не только фортепиано, например, в таких.

Кроме того, Сатоко охотно общалась с залом. В частности, она заметила, что нынешняя московская весна похожа скорее на середину зимы. В прошлый её приезд погода была заметно теплее. А концерт состоял из одного отделения и одного выхода на бис. Длился он минут 80, но по ощущениям мог продлиться и дольше, впрочем, дальнейшие планы Ольги Дуки обещают насыщение такой музыкой в будущем: когда-нибудь Ольга планирует привезти в Москву Minamo – дуэт Сатоко и Карлы Кильштедт (Carla Kihlstedt), скрипачки, известной по участию в Charming Hostess, Tin Hat и Sleepytime Gorilla Museum. К слову, есть и другая японская группа под тем же названием Minamo. Играют вполне приятный эмбиент.

05.04.2013, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Satoko FUJII - свежие публикации:

Сайт: www2s.biglobe.ne.jp/~Libra

Satoko FUJII

Дата рождения:

1 января 1958