В Хамовническом суде продолжается процесс над участницами группы Pussy Riot. Мы поговорим сегодня о художественном аспекте акции. Правовая позиция редакции Звуков сформулирована в документе, не имеющем отношения к искусству.
Социальная активность музыкантов уже лет сто не подвергалась гонениям со стороны государства - во всяком случае, тех государств, которые считают себя цивилизованными. Хочешь - ходи на демонстрации и сочиняй политические зонги, как Джон Леннон (John Lennon), хочешь - выступай с этими лозунгами по всему свету и сжигай на выступлениях государственный флаг, как зак Де Ла Рока (Zack de la Rocha). Худшее, что с тобой при этом сделают - оштрафуют. Хочешь - прими ислам, как Кэт Стивенс (Cat Stevens) и навсегда забудь о возможности въезда в США. Если постараешья, угодишь за решетку - но явно не за собственные политические или общественные взгляды. Можно, например, попытаться, как Пол Маккартни (Paul McCartney) протащить через границу немножко марихуаны. Можно не платить налоги как Пол Ди'Анно (Paul Di'Anno), или, как Варг Викернес (Varg Vikernes), прикончить собрата по музыкальному цеху. В этом случае комфортная посадка гарантирована, но героем политической хроники музыкант не станет. Не по делам награда.
Pussy Riot удалось невозможное. Совершив протестную акцию, формально подпадающую под понятие "музыкального перформанса" (спели песню), они оказались за решеткой - однозначно по политическим мотивам. И, несмотря на то, что инкриминируется девчонкам хулиганство, в глазах общественности они - главные борцы с режимом. Каждый уважающий себя зарубежный музыкант при визите в Россию в обязательном порядке высказывается в поддержку Pussy Riot: Red Hot Chili Peppers, Franz Ferdinand, Стинг (Sting)... Питер Гэбриел (Peter Gabriel) написал девушкам проникновенное письмо: "У вас есть право на собственные молитвы - от сердца. Я надеюсь, что вас освободят очень, очень скоро".
Сейчас перечень дополнил и замечательный актер Стивен Фрай (Stephen Fry), написавший в своем Twitter: "Сделайте все возможное, чтобы помочь Pussy Riot! Надавите на Путина!" Журналисты, актеры, политологи всего мира обращают внимание на сугубо заказной характер дела.
В глазах зарубежных музыкантов Pussy Riot - истинные мученицы: молодые девчонки, сидящие за решеткой за то, что спели оппозиционную песню. В глазах соотечественников все выглядит несколько сложнее. За сотню лет мы прошли путь от атеизма и Комсомола до псевдорелигиозности и "Наших". Всего полгода понадобилось нам, чтобы пройти сложный путь от неприятия того, что сделали Pussy Riot (еще одна акция в панк-оболочке да и, признаться честно, весьма сомнительного свойства), через недоумение (слишком очевиден заказчик обвинения и слишком несоразмерна проступку мера пресечения) до сочувствия и поддержки. И в самом деле, сколько можно-то держать девчонок за решеткой?
Вся история с Pussy Riot, чем дальше, тем больше напоминает настольную РПГ: какие-то вещи целиком зависят от броска кубиков (дубль не выпал - задержитесь в тюрьме еще на ход), но какие-то скиллы прокачиваются без внешнего воздействия. Каждая минута, проведенная в тюрьме, приносит девчонкам + 10 к харизме. Что при этом происходит с кармой - не учитывается, таковы правила.
И тут возникает следующий парадокс: мы с вами, хотим мы того или нет, присутствуем при следующем, может быть, самом мощном перформансе Pussy Riot, в котором они участвуют наравне с зарубежными звездами. "Роковое сидение" Толконниковой, Алехиной и Самуцевич - штука похлеще уайлдовского "De Profundis", круче "Дела Дрейфуса". Пока Pussy Riot не вышли на свободу, их перформанс продолжается. Из отвязных девчонок, способных на экстремальные и экспрессивные выходки, Pussy Riot превращаются в героинь своего времени, самых непреклонных и непримиримых борцов с режимом. И, что вдвойне парадоксально, запустили механизм этого перформанса не сами Pussy Riot, а судебные и следственные органы, принявшие решение оставить панк-группу за решеткой.
То, они делают, вызывает прежде всего эмоции и сопереживание. А если нечто вызывает эмоции и сопереживание - значит, перед нами объект искусства, хотим мы этого или нет. Поэтому нет никакого смысла рассуждать о том, насколько выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя была искусством. Их пребывание в СИЗО, их поведение и их позиция - которую, надо отдать девчонкам должное, они за все это время ни разу не меняли и не корректировали, - уже стали составными частями нового, главного и очень мощного перформанса, где судья и прокурор - такие же соавторы объекта искусства, как и трио Толоконникова-Алехина-Самуцевич.
В такой ситуации суд оказывается перед сложно разрешимой дилеммой: либо он своей волей прекратит эту эскападу, присудив участницам группы штраф и отпустив на свободу, либо затянет перформанс еще на несколько лет.
Уличный маг Дэвид Блейн вмораживает себя в кусок льда на пару суток. Граффитчик Бэнкси рисует очередной шедевр на лондонской стене. Доктор Хайдер голодает на лужайке перед Белым домом. Маккартни скандирует "Give Ireland Back To The Irish!'. Мадонна пытается примирить израильтян и палестинцев, раздавая им бесплатные билеты на свой концерт. А Pussy Riot сидят в тюрьме. Скажите, какая акция из этого перечня больше всего шокирует общественность?
Вне зависимости от того, что решит суд, Pussy Riot попросту не могут проиграть. Они уже превратились в символ - сперва бескомпромиссности, потом - несгибаемости, а теперь - бесстрашия. Заслуживает ли наше общество именно таких символов, второй вопрос. Cрок заключения для истинного художника не так уж и важен. С точки зрения искусства, чем дольше продлится перформанс, тем более он выгоден самому художнику. Пускай пуськи бятые утрямкали некузявую бутявку. Другой бутявки у нас, к сожалению, нет.
P.S.: Звуки продолжают следить за ситуацией, связанной с делом Pussy Riot, и будут публиковать точки зрения музыкантов и деятелей шоу-бизнеса на сложившуюся ситуацию.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)