MUSICA NUDA  Голос и контрабас

Минималистичный дуэт Musica Nuda – это страстный диалог со слушателем тет-а-тет. Ничего лишнего: слушатели, музыканты, полумрак и тишина.

Итальянский джазовый дуэт Musica Nuda («Обнажённая Музыка») выступил в Москве. Площадку для музыкантов подобрали идеально – театральный центр «На Страстном». Минималистичный дуэт Musica Nuda (голос + контрабас) – это страстный диалог со слушателем тет-а-тет. В клубной обстановке подобное общение вряд ли бы получилось. А здесь, в тёмном театральном зале, в атмосфере укромности и интимности, всё удалось. С одной стороны, спокойный сидячий зал, с другой – просторная сцена, на которой в кругу света два музыканта. Ничего лишнего: слушатели, музыканты, полумрак и тишина.

Певица Петра Магони (Petra Magoni) и контрабасист Ферручо Спинетти (Ferruccio Spinetti) отлично дополняют друг друга: она – эмоциональная подвижная красавица, он – скромный тихоня в очках. Она – картина, он – рамка, сдерживающая картину. А концерт начинается с кавер-версии песни The Beatles «Eleanor Rigby». Этой песней открывается самый первый альбом дуэта, одноимённый «Musica Nuda» (2004). Но если в оригинальной версии звучит двойной струнный квартет, то в итальянской версии только один контрабас. Ферручо издаёт смычком жёсткие густые звуки, а Петра поёт, глядя на Ферручо и его контрабас. Иногда она наклоняется к контрабасу и тогда кажется, что она обращается к этому инструменту, поёт не для зала, а для Ферручо и его контрабаса. Второй песней звучит «Roxanne» – вторая вещь с альбома «Musica Nuda». Оригинал был написан Стингом (Sting) в 1977 году для его тогдашней группы The Police. В версии итальянцев эта песня звучит более стильно. Если в данном случае можно провести параллель с кино, то версия The Police цветная (есть в ней что-то от солнечного регги), а версия Musica Nuda – сдержанный нуар. Петра продолжила петь, глядя на контрабас. Она напоминала змею, которую заворожили дудочкой, только в данном случае вместо дудочки был контрабас. Иногда она почти кричала на инструмент, словно атакуя его голосом. После первых песен она обратилась к залу на русском языке: «Спасибо. Добрый вечер. Это наш первый раз в Москва». Концерт продолжился. Петра смотрела на контрабас с таким видом, будто ждала от него ответа на заданный вопрос. В какой-то момент почти всё освещение погасло. Петра и Ферручо остались в маленьком кругу света, словно в магическом шаре. Далее Петра сутулилась, стучала каблучками и была похожа в этой темноте на ворчащую колдунью. Пение напоминало заклинание. Затем Петра произнесла «устала» и села на стул. «Ай эм устал» - согласился Ферручо и тоже уселся на стул. Затем он продолжил играть на контрабасе сидя, словно это была обычная бас-гитара. Дуэт исполнил песню Элвиса Пресли (Elvis Presley) «Fever». Ферручо слегка покачивал контрабасом, словно это был большой пузатый ребёнок, которого нужно убаюкать. Далее он покинул сцену. Петра осталась одна и стала петь без аккомпанемента. Она бросала свой голос в темноту зала. В темноте то тут, то там всплывало эхо (работа звукорежиссёра). Всё происходившее напоминало разговор с призраками. Затем Ферручо вернулся и принялся импровизировать на контрабасе. Петра села на пол и стала за ним наблюдать. Это было похоже на отдельное представление: Ферручо играет, а Петра сидит и наблюдает с видом зрителя, купившего билет. В какой-то момент она наклонилась к контрабасу и стала тихонько прикасаться к нижней части струн. Со стороны это походило на осторожные ласки. Далее из бубнежа контрабаса и плавных движений Петры неожиданно возникла песня «Another Brick in the Wall». «Круто!» - прокомментирует Петра игру своего коллеги.

Музыканты ловко перескакивают с одной музыкальной темы на другую. Вот Ферручо начинает бубнить «Похоронный марш» Шопена, но вдруг резко переходит на мелодию из «L’italiano» – песни поп-певца Тото Кутуньо (Toto Cutugno). Тут же, без остановок, музыканты начинают исполнять «Nel Blu Dipinto Di Blu» – вещь из репертуара другого поп-певца Доменико Модуньо (Domenico Modugno). Получается небольшая экскурсия по главным итальянским хитам прошлого. В какой-то момент голос Петры звучит так, словно она боится дотрагиваться им до слов, словно произносимые слова – нечто совсем хрупкое. Позади музыкантов темнота. Потолок в зале высокий. Там, в верхней части этой высокой темноты, неровные полоски света и клубящийся сценический дым. Всё это похоже на свет, прорывающийся сквозь листву высоких лесных деревьев. От такого освещения начинает казаться, что музыканты играют на тёмном дне высокого леса. Звучит италоязычная «Rimando» с последнего альбома «Complici» (2011). Кавер-версия поп-хита «I Will Survive» вызывает шквал аплодисментов. Затем Петра спустится в зал и немного посидит в первом ряду как зритель. Далее вокальная импровизация перетечёт в ещё один кавер на Beatles – «Come Together». Концертная версия этой песни будет отличаться от студийной. Перепевая ту или иную песню, Петра зачастую так играет собственным голосом, будто лепит песню заново. Таким образом, каждая песня – как маленькая жизнь, каждый раз проживаемая на концерте снова и снова. Не соскучишься.

В самом конце выступления музыканты исполнят «Guarda Che Luna» – ещё одну вещь с первого альбома. Оригинал имеет богатую историю – в разное время его исполняли такие певцы, как Марино Марини (Marino Marini), Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti) и Муслим Магомаев. Смычок во время «Guarda Che Luna» зазвучит так, будто Ферручо подпиливает им песню, а Петра будет топать в сторону Ферручо, словно прогоняя его и устрашая. Невозмутимый Ферручо не устрашится.

17.07.2012, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

MUSICA NUDA - свежие публикации:

  • Интервью - Музыка в голом, 07.07.2012
    Итальянский джазово-театрализированный дуэт Musica nuda дает интервью Звукам накануне российского турне. Знакомое слово не обманывает: название действительно переводится как "Голая музыка" »»

MUSICA NUDA