Нет-нет – да и да! В сети саунд-зоологов из Звуков попался по-настоящему живой представитель классического хард-рока! Это хотя и зрелая, но вполне сильная и агрессивная особь, активно метящая занятую территорию резкими, но гармоничными звуками - и, о чудо, до сих пор не утратившая сексуальных инстинктов и амбиций. Этого зверя еще рано отдавать в зал рок-н-рольной славы или в какого другого рода цирк – ибо голову дрессировщика такому в пасть не клади. Последняя надежда популяции? Возможно. Но сначала, как говорится, новость плохая.
…Планету Земля терзают огромные полчища современных рок-некрофилов. Я имею в виду отнюдь не музыкантов из brutal-death тусовки – эти-то, кажется, как раз живее всех живых. Я о тех, кто вновь и снова выходит на сцену или забирается в студию, пытаясь опять и в тысячный раз повторить открытия 30-40-летней давности, извлечь ту же энергию «как у…» - и быть, в конце концов, таким же красивым и крутым. И прежде всего, я, конечно – о классическом хард-роке.
Тысячи людей живут чужой жизнью, поют чужие - хоть и написанные ими самими - песни, копируют несвойственные собственному голосу интонации, пытаются говорить на неизвестном языке. Выглядят как герои своей юности на пожелтевших постерах – и переизданных наконец-то на CD затертых до дыр винилах. Они отдают свою любовь мертвым – тому, что уже когда-то прозвучало и навсегда осталось в своем времени. Пытаются вновь и вновь заставить шевелить конечностями покойного Голема, без устали и всякой почтительности к ветерану дергая на привязанные к его конечностям нитки. От этого никуда не уйти. Но каждый раз люди, выходящие из заколдованного круга, удивляют и заставляют снимать перед собой шляпу. И это именно случай с новым альбомом The Cult.
Как этим динозаврам удалось выжить во время локального армагеддона их формы музыкальной жизни, когда чистый кайф от взятого аккорда у целого поколения музыкантов ушел в гламурные клепки на дорогих кожаных куртках, прически-вавилоны и элитные средства релаксации после мировых турне? Загадка. Но первый же трек пластинки "Choice of Weapon", совершенно гусарская "Honey From A Knife" – это то, каким должен быть настоящий хард-рок. Я даже не про знатный своей архетипичностью текст про то, «как чуваки вырубили наркоту в дороге». Но это то, как бы звучала эта музыка в первые годы своего исторического пика, имей творцы стиля подобное сегодняшнему железо и студии. Более того - это именно то, для чего вообще изобретена классическая барабанная установка, баз-гитара и примочка-фузз… "Elemental Light" поначалу вводит в заблуждение спокойным гитарным перебором – но уже через минуту оскаливает всю звериную пасть живущего на свободе зверя. И капли слюны с его клыков терпко-сладким егермайстером капают на раны всем, измученным пост-роком… И даже на задумчивой "This Night In The City" вокал Йэна Эстбери (Ian Astbury) звучит и мудро, и неистово одновременно.
Каких-то подлинных новаторств на "Choice of Weapon", пожалуй, и не найти. Разве что весьма свежо звучащий, но совсем легкий отзвук утяжеленного кантри 60-х, преломленный технологиями 21-го века. Все элементы этой музыки мы слышали по отдельности у многих групп – можно загибать пальцы, находя здесь узнаваемые влияния. Феномен же альбома – духовный и энергетический. Это песня Феникса, совершенно неожиданно восставшего из пепла. Говоря языком фольклористов, The Cult остаются живыми носителями этой культуры. В их исполнении хард-рок продолжает бытовать, а не выглядит как неодушевленная коммерческая реконструкция исторического явления на радость платежеспособным старпёрам. В итоге заслуженный, но все же не первого эшелона рок-квартет вполне может внезапно стать знаменем возрождения целого стиля. Тот случай, когда девятый альбом группы вдруг заставляет задуматься, не ознакомиться ли с его предшественниками. А заодно попытаться вспомнить, когда ты в последний раз слушал эту группу в частности – и классический хард-рок в целом.
И пару слов об оформлении альбома. Подумалось вдруг: стал бы я вообще изначально слушать этот диск, если б на обложке красовался очередной нарисованный разноцветными фломастерами монстр, или еще какой саксон-айронмейден? Реальный животный мир все-таки выглядит чуть иначе чем мышки и уточки у Диснея…
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)