MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2012. 2-3 июля: молодые да ранние

Наш онлайн-репортаж с легендарного Montreux Jazz Festival продолжается, и в нем постепенно появляются легенды...

Наш онлайн-репортаж с легендарного Montreux Jazz Festival продолжается, и конкретно эту его часть я пишу в вагоне Goldenpass Jazz Train. Набитый музыкантами и слушателями, поезд движется по горной дороге в город Гштаад: это популярный туристический аттракцион, который, наравне с бразильской шхуной и сальса-вечеринкой на корабле, пользуется у местной публики огромным успехом. Прямо мне в ухо мне дует тромбон, а в кресле напротив примостилась тетка, играющая на самодельном контрабасе из бельевого бака и палки.
В предыдущем выпуске мы рассказали о том, как влияет футбол на умонастроение публики в зале. Однако в этот раз фестивалю попыталась помешать и погода: на протяжении двух дней Ривьеру заливало дождем, что существенно сказалось на посещаемости открытых сцен - народ попросту перебрался в закрытые залы, но меньше его не стало. Дождь музыке не помеха.

2 июля. Оу, Алабама!.

В ночь с воскресенья на понедельник нас порадовали ска-дарования из Чехии - 4th Time Around. Их веселое эксцентричное шоу, замешанное на ска-панке и дабе, развлекало публику в парке. На следующий день чисто вымытый дождем променад обнаружил все ту же публику не менее весело танцующей под кантри-рок Eddie From Ohio. Кстати, о кантри: именно этому жанру предстояло определить настроение всего вечера.

В Auditorium Stravinsky завезли фолк-рок из Алабамы: к очкастой и зубастой вокалистке Бриттани Ховард (Brittany Howard), гитаристу Хиту Фоггу (Heath Fogg), бас-гитаристу Заку Кокреллу (Zac Cockrell) и барабанщику Стиву Джонсону (Steve Johnson) присоединился клавишник Бен Талллер (Ben Taller). Нельзя сказать, чтобы его появление добавило либо убавило что-то существенное в выступлении нервных южан: все равно основной фокус нашего внимания всю дорогу был на 22-летней Бриттани.
Томительные запилы на слайд-гитаре, бесконечные рефрены в “Hang Loose” и хор в "Hold On" лишь оттеняют ее голосистую, напористую "самость". Все дело в том, что у Бриттани - луженая глотка, и поет (да и выглядит) она так, как если бы ей было 50 с лишним. Мы тут уже привыкли к нежным девочкам-цветочкам с гроулингом и мальчикам с руками, выросшими из гитарного грифа, но такой мощи и силы вокал, какой выдает девица с алабамщины, на самом деле, трудно переварить. Пожалуй, в ее манере пения есть нечто от Дженис Джоплин (Janis Joplin),- если закрыть глаза на стилистическое несоответствие (впрочем, послушайте "You Ain’t Alone" - что-то общее все точно услышите). Мощная юная девица танцует и веселится, внушая почтение всему залу.

А в нижнем зале спустя полчаса начинает выступление лохматейший из гениальных гитаристов мира - Пэт Мэтини (Pat Metheny) и его Unity Band - команды, в которой понятия "мэтр" и "ученик" внезапно начинают приобретать новый смысл. Пэт - абсолютный профессионал, универсал в хорошем смысле этого слова: что бы он ни делал и на чем ни играл, любая его работа будет соответствовать высочайшим стандартам. Мэтини много экспериментирует со звучанием электрической гитары и изучает дизайн инструментов, что непосредственно сказывается не только на выборе инструментов, но и на самом характере импровизации. Если послушать одну за другой две его последние пластинки, "Orchestrion" и принесшую Пэту в прошлом году 18-ю по счету Грэмми "What’s It All About", сразу понимаешь, что Мэтини-автор не менее многогранен, чем Мэтини-исполнитель.
Квартет Unity Band - это, по сути, возврат с новыми силами к традиционной структуре бэнда, которую Пэт в последний раз использовал, по его признанию, 30 лет назад. С новым составом он сделал запись, в которой огромное внимание уделяется дуэтам с саксофоном и рожком, колокольчиками и перкуссиями. В ходе концерта Мэтини исполняет приличную часть новой программы с ведущим саксофонистом - и нам особенно отрадно видеть, что после игравших некогда с Мэтини Дьюи Редмана (Dewey Redman), Орнетта Коулмена (Ornette Coleman и Майкла Брекера (Michael Brecker) место ведущего саксофона занял Крис Портер (Chris Porter), виртуозно играющий на рожке, саксофоне и флюгельгорне.
Но особо интересна в этот день игра Пэта с молодым басистом Беном Уильямсом (Ben Williams), в игре которого с легкостью угадывается традиция Пасториуса. Вместе они демонстрируют ту почти мистическую связь, которая возникает между единомышленниками - и это делает каждую вещь проникновенной и мудрой. Когда на перезвон колокольчиков и таблы ложатся воркование сакса и деликатные риффы, бас внезапно становится солирующим инструментом, и это звучит очень органично. И пусть Unity Band был образован лишь на одно лето (Мэтини надолго загадывать не любит), проект достоин того, чтобы продлить ему творческую жизнь.

А вот и канадская сирена Аланис Морисетт (Alanis Morisett), послушать которую съехался весь поп-истеблишмент. Как раз сейчас поп-звезда дает большое европейское турне, поэтому особенно интересно, как она изменит сет-лист. Сквозной темой вечера стала "I Remain" , исполненная тремя частями в начале, середине и финале шоу. К ней в нарезку идет отчаянный вокал в любимой многими "Woman Down" и свежем сингле "Guardian", под свет мобильников хором поется гимн женскому освободительному движению "You Oughta Know" и "All I Really Want" - логично, что когда дойдет до бисов, Аланис исполнит "Hand In My Pocket". Зато один номер приятно изумил: в качестве intro к одной из песен певица исполнила трогательное и залихватское соло на губной гармошке, которое отлично подхватил и развил клавишник Майкл Фаррелл (Michael Farrell).

В Miles Davis Hall начинается выступление Георга Грунтца (Georg Gruntz): мэтр отмечает на сцене Монтрё свой 80-й день Рожденья, и ради такого случая позвал аккомпанировать ему аж ТРЕХ известных саксофонистов - Ларри Шнайдера (Larry Shneider), Дэйва Либмана (Dave Liebman) и Криса Хантера (Chris Hunter). Отличный повод даже для нетренированного уха почувствовать разницу в игре трех таких разных мэтров: очень строгий, академичный Шнайдер, постоянно хулиганящий и пускающий залихватского "петуха" Либман и плавный мягкий Хантер составляют великолепное шоу. В начале программы Шнайдер исполняет туш на трубе в честь Грунтца - а дальше программа плавно течет от Колтрейна к Гарбареку, набирая темп и мощь.

Не обошлось и без разочарований напоследок. Юный талант Майкл Киванука (Michael Kiwanuka) заявлен нынче сразу в двух программах. Желая первыми оценить его выступление "живьем", мы пренебрегаем финалом шоу почтенных старцев и спешим в Montreux Jazz Cafe. Однако Майкл сначала запаздывает на 45 минут, что для Монтрё - непростительное хамство, а потом, явно не соображая, где находится, начинает сет с мучительно тягучих соул-композиций. "Оооооооууу, бэйби", - тоскливые стенания разносятся над недоумевающим залом, и зал явно недоволен таким положением дел. К Майклу хочется подойти, потрясти за плечи и сказать: "чувак, очнись, эти люди пришли потанцевать, доставь им эту радость!"
Не выдержав экзекуции, мы сбегаем, прихватив с собой приличную часть публики. Похоже, это был самый неудачный день для нас в Монтрё.


3 июля. До свиданья, мама.

В Монтрё есть прекрасная традиция: победители конкурса вокалитов и пианистов получают право выйти на сцену в следующем году. В этот раз на сцене Miles Davis Hall выступают сразу две талантливых молодых вокалистки: Кьяра Ицци (Chiara Izzi) и Сара Мари Йанг (Sarah Marie Young). Кьяра поет в чуть резковатой манере, которая очень свойственна Барбаре Стрейзанд, а в ходе своих вокализов демонстрирует отличное знание гармонии и хорошее дыхание. Сара Мари выбрала для себя попсовый репертуар: начинает с "Somewhere There's A Place For Us', признается в любви к Джоплин и портит ее песню, и вообще, скорее, звучит как крепкая поп-вокалистка, почему-то увлекающаяся скэтом.
Зато когда обе барышни поют дуэт-дуэль на материале знаменитой песни "Bye Bye Blackbird", вечер перестает быть томным. Тут и азарт, и мастерство исполнительниц проявляются со всей яркостью.

В большом зале сегодня представлены молодые исполнители. Майкл Киванука разочаровал нас уже вчера, поэтому второго шанса мы ему не дадим, а вот Кэти Мелуа (Katie Melua), выступающая в Монтрё второй раз подряд, может оказаться достойной внимания. Но нет: к сожалению, Кэти пошла по пути Кивануки. Она решила добавить в свою крепкую поп-программу щедрую порцию академического блюза, и этим безнадежно ее угробила. Не получается из поп-певицы соул-дивы, как ни старайся. К тому же, не особо приятно наблюдать, как вполне спелая певица со сцены простодушно делится радостями свежезаведенного Твиттера и посвящает песни папочке. До свиданья, Кэти.

А вот и сет дня: великий гитареро Пако Де Лусия (Paco De Lucia). Человек, которому обязан своим возрождением жанр фламенко, выступает сегодня в Монтрё, окружив себя компанией молодых коллег.
Техника Пако де Лусия и его репертуар давно не вызывают вопросов: де Лусия - крупнейший популяризатор и реформатор жанра, рокер от фламенко. За 30 альбомов мы успели основательно изучить его подход к делу: максимальная плотность идей на минимуме базового материала, сумасшедшая пластика, головокружительный темп.

Новая программа Пако базируется на предположении, что в своих экспериментах мастер зашел слишком далеко: пора показать нам, как выглядит фламенко в обычной жизни. Поэтому вслед за потрясающей красоты медитативным intro на сцене появляются вокалисты и молодой второй гитарист Антонио Санчес (Antonio Sánchez). Вместе с перкуссионистом Пираньей (чье настоящее имя - Israel Suárez Escobar ) они образуют круг, в центре которого вихрем носится великолепный танцор Farruco. И все это непостижимым образом создает впечатление вечерней испанской улочки, на которой старые друзья собрались, чтобы поделиться своим мастерством. Зал, в котором, как и в любой европейской толпе, всегда находятся испанцы, после каждой вещи скандирует: “Otra! Otra!”. И это - главное настроение дня.

Наш поезд спустился с гор и подходит к станции. Тут и там на глаза попадаются приметы хорошей организации фестиваля: огромные рыжие указатели ближайших стоянок, желтые указатели "Jazz" на протяжении всей дороги, программки на стендах... Город все эти дни живет только джазом, и готов принимать всех его любителей: на протяжении 16 дней с 16.00 до 01.00 вдоль берега курсируют бесплатные троллейбусы, на побережье оборудованы кемпинги.
Присоединяйтесь! Самое время заглянуть на сайт SWISS, чтобы достать ближайший рейс. Как обычно, компания предлагает авиабилеты по привлекательным ценам. Текущее предложение на лето от компании SWISS находится здесь.

04.07.2012, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: