MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2012. 29 июня - 1 июля: Аргентина-Ямайка как источник блюза

46-й Montreux Jazz Festival стартовал на берегах Женевского озера. Звуки ведут прямой репортаж из Монтрё, прерываясь на футбол и политику.

"46-й Montreux Jazz Festival стартовал 29 июня на берегах Женевского озера" - для редакции и посетителей Звуков за этими словами кроются многие часы самой изобретательной и разнообразной музыки, мастер-классы и профессиональные конкурсы, знаменитый променад с его кухней народов мира и огромный зеленый амфитеатр парка Верне, полуночные джемы и легендарные имена.
Меня часто спрашивают: почему ты считаешь Монтрё лучшим музыкальным фестивалем в мире? - Да потому, что это - точка силы для всех музыкантов мира, центр развития творческой энергии. Именно сюда великие магистры приезжают по-настоящему оттянуться и сыграть со старыми друзьями самую необязательную из вольных программ. Молодые таланты могут показать свою музыку самой дружелюбной и заинтересованной публике. Они получают шанс выйти на сцену с живыми легендами и сыграть с ними совместный сет. Даже рэперы и диджеи стремятся сделать свою программу немного "джазовой", что бы каждый из них ни вкладывал в это понятие. Иногда такое стремление "облагородить" поп-жанр выглядят довольно наивно, но само стремление сделать музыку интереснее заслуживает уважения. Словом, как бы ни ругали Монтрё за то, что он размывает понятие "джаз", его можно бесконечно уважать за то гигантское влияние на актуальный музыкальный процесс, которое он оказывает на всех уровнях.

В этом году отличительной особенностью фестиваля стало увеличение пространства бесплатных сцен: организаторы по-прежнему делают ставку на привлечение в Монтрё молодого слушателя, и эта стратегия отлично себя оправдывает. Гигантскую машинерию фестиваля обеспечивают спонсоры, народ съезжается на берега Ривьеры со всей Европы, общее впечатление от происходящего - огромный слет меломанов.

29 июня. Лига юниоров против лиги мастеров

Открывающий день Montreux Jazz Festival красиво срифмовал самый почтенный и заслуженный жанр с самыми юными мордочками поп-сцены.
В то время, как в зале Miles Davis Hall давали блюза Taj Mahal Trio и Карл Франкхаузер (Karl Frankhauser), на большой сцене собирал восторги барышень местный поп-рокер Бастиан Бейкер (Bastian Baker) - тощий шкет с глазами брошенного щенка и задиристыми интонациями. Швейцария не оставляет попыток вырастить на родной земле звезд категории "А", и в данном случае близка к успеху - юный Бастиан, недавно выигравший Swiss Music Award в категории "Прорыв года", действительно весьма харизматичен, а песенки ему пишут крепкие профессионалы. Синглы "Tomorrow May Not Be Better" и "Lucky" вполне достойны ротаций на европейских частотах, а остальное наработается. Правда, похоже, Бастиану этого маловато: в статусе местной звезды он задерживаться не планирует, а ресурсов для движения наверх пока не имеет. Но визге десятков тысяч девиц выехать в глобальный чарт - вполне реализуемая задача. Доказано Бибером.

В Miles Davis Hall с разницей в полчаса вечер начинают почтенный Генри Сент-Клер Фредерикс и его состав Taj Mahal Trio - пусть блюз и считается самым замшелым из пожилых жанров в мире, он все еще достоин того, чтобы о нем писать и говорить. Тем более, когда за дело берется Тадж Махал, который питает к кантри-блюзу сугубо академический интерес и умеет "разогнать" его как хороший трактор. Сам Тадж очень напоминает типичного нью-орлеанского пенсионера: грузный, с огромными ручищами, в соломеной шляпе и гавайской рубахе, он страдает и истекает потом и слезами, он заставляет свою гитару издавать мучительное тягучее вибрато. Он глумится над французским прононсом и рычит в микрофон, подражая гроулерам. Он ужасен как Шрек, и потому на него невозможно смотреть без чувства восхищения.

Что касается шотландской поп-стар Эми Макдональд (Amy Mcdonald), то у этой барышни все настолько же хорошо с продакшн, насколько плохо - с собственно музыкой. После хита "This Is The Life" Эми так и не породина ничего сколько-нибудь запоминающегося (не считать же таковой "Slot It Down", слизанную у Энни Леннокс, или "No Roots", в которой певица жалуется на контракт с Universal). К тому же, ее трогательная манера не попадать в ноты и петь на связках довольно быстро перестает вызывать интерес. Но сегодня в большом зале царит подростковая тусовка, а подростки - существа непритязательные.

А кто это так голосисто и задиристо пищит в саду? Это самая что ни на есть французская француженка Lussi In The Sky - длинноногая, большеглазая, с характерным каре и красным лаком в тон гитарной деке девица. Люси некоторое время была бэк-вокалисткой поп-стар Anais, но стала известной благодаря крайне удачному каверу на "Whole Lotta Love" Led Zeppelin, собрала на YouTube кучу просмотров, выиграла пару конкурсов и с тех пор занимается сольной карьерой. Ее электропоп с характерными вопросительными интонациями и залихватским визгом поднимает на уши весь парк: даже на зеленом склоне все вскочили и танцуют.

А вот и главный концерт дня - давший блюзу новое дыхание Джо Бонамасса (Joe Bonamassa) с новой программой. Этому парню недавно исполнилось 30, и многие считают Джо едва ли не "спасителем блюза". Тому есть все основания: гитарист, дебютировавший в 4 года и игравший с Би Би Кингом, действительно умудряется вдохнуть в почтенный жанр толику современной агрессии, не разрушая его ткань. В этот раз Джо, по предложению Клода Нобса, сделал специальный акустический сет, оставил за кулисами любимый "лес пол" - и сейчас на сцене его окружает десяток акустических гитар: словно чеховские ружья, они ждут своей очереди.
В этот день Бонамассе аккомпанируют перкуссионист Ленни Кастро (Lenny Castro), банджист и флейтист Джерри О'Коннор (Gerry O'Connor) и мультиинструменталист Мэтс Уэстер (Mats Wester) - и вместе с клавишником Арланом Ширбакумом (Arlan Shierbaum) они способны создать при помощи одного только калебаса и скрипки чудесную имитацию приближающегося поезда в "Slow Train" и буквально за один куплет погружают зрителя в атмосферу киношного салуна с его раздолбанным пианино и перкуссиями из подручных материалов - цепи, доски и ведра. Своего материала у молодого блюзмена пока не особо много, но ему великолепно удаются каверы (к примеру, версия песни Тома Уэйтса "Jockey Full Of Bourbon" - выше всяких похвал).
Блюз Бонамассы - это агрессивный и напористый блюз Нэшвилла, индустриальный блюз мужика, который пробивает себе дорогу дорогой ценой. Послушайте в его исполнении "Black Lung Heartache" - и на память непременно придет гангстерский фильм или боевик с Микки Рурком.

На малой сцене вечер успешно завершают девочки из First Aid Kit, а нам пора перестраиваться с московского часового пояса на местный - в Москве уже давно завершились самые поздние пятничные вечеринки.


30 июня. Афро-кубинская хохлома

В субботний вечер в Большом зале публика отрывалась под кубинский бит в сопровождении малийских голосов. Afrocubism - синтетический продукт из натуральных ингредиентов авторства британского продюсера Ника Голда (Nick Gold): еще в 1996 году ему пришло в голову объединить на одной сцене музыкантов из Гаваны и Мали, однако проект не складывался долгие годы из-за визовых проблем. Все же удалось подвести под затею весомое основание в виде гуманитарной миссии, привлечь к делу ветерана Bueno Vista Social Club Элиадеса Очоа (Eliades Ochoa) и знаменитого на весь мир гитариста worl music Дьелимади Тункара (Djelimady Toukara) - и на свет родился Afrocubism.
Внимание публики, как обычно, направлено не на самых техничных инструменталистов, а на самые экзотичесские инструменты. В этот раз на сцене возвышается огромный балафон, аналог маримбы, на котором здорово играет Лассана Диабате (Lassana Diabate), а у авансцены расположился Якуба Сиссоко (Yacuba Sissoko) с тамой - аналогом лютни, на котором играют сидя, развернув инструмент к себе. В итоге очень яркие и клевые соло духовой секции остаются почти без поддержки публики, что жаль.
Очоа представляет свою "ла гранде фамилиа" с равным уважением и вниманием; а дальше нас ожидает часовая самба-вечеринка, в которой находится место и зажигательным пляскам, и романтичной румбе, скрещенной с африканским протяжным рыданием. Напоследок музыканты устраивают огромную сольную перекличку "A La Luna You Me Voy" и приглашают весь зал немедленно отправиться с ними на Луну.

Надо сказать, если в ходе первого выступления нас не оставляло некоторое ощущение искусственности происходящего, то сейчас оно усилилось: на сцене - данс-машина Kassav, мелодии и ритмы Карибского бассейна, огромные грудастые вокалистки и резкая ритм-секция, которая буквально прет на тебя со сцены плотным потоком и не дает передохнуть. Весьма агрессивное и довольно однообразное, это шоу производит впечатление зловещего карнавала. Мы не выдерживаем и покидаем аудиторию, чтобы краем глаза увидеть, как в Miles Davis поет на бис Крис Корнуолл (Chris Cornell), только что завершивший с овациями исполнение своей программы "Songbook".

Спустя час ожидания, в Стравинском материализуется бразильский философ от музыки, пионер world music Жоржи Бен Жор (Jorge Ben Jor), сделавший себе имя на миксе самбы, босса-новы, фанка и рока. Его знаменитый хит "Mas Que Nada" вы, скорее всего, хорошо знаете в самых различных версиях: песенка очень яркая.
Главное, что сразу понимаешь про Жоржи после двух предыдущих сетов - что он настоящий, не выдуманный, не продюсерский проект. Когда он поет "Moro num país tropical" ("Я живу в тропической стране") - ему веришь сразу. Веришь, что под эту музыку действительно отрываются современные бразильцы, что это не туристический аттракцион, что когда ему не хватает драйва - Жоржи просто подойдет к барабанам и добавит жару, а когда самбе нужно придать уверенности - он, ничтоже сумняшеся, добавит туда электрогитару и бас. Это вытекает из естественной потребности музыки, а потому выглядит не просчитанным и не навязчивым. Да и голос у Жоржи обладает естественной теплотой, что отлично сказывается на атмосфере в зале: попробуйте спеть раз десять припев из "Zazueira", и у вас тоже все получится.

Финал концерта выглядит несколько ножиданно: Бен Жор приглашает самых разгоряченных девиц из партера составить ему компанию на сцене. Начинается полное братание, сальса на трех этажах и тарарам. Отличное завершение субботы!
А те, кому всего вышеперечисленного оказалось недостаточно, могут порадоваться за итальянскую группу The Young Professionals - сугубо европейский рок с электроникой, умными аранжировками и весьма боеспособным составом. Конъюнктура бывает разной, но эта придется по душе всякому, кто приходит на танцпол за добрыми старыми гитарными риффами и привычным размером.

1 июля. Большое футбольное разочарование, большой Гумбо.

Если вы не верите в предзнаменования, самое время в них поверить: накануне в Auditorium Stravinsky звучала песня "Mas Que Nada", которая использовалась в виде рекламы кубка Бразилии по футболу и считается неформальным футбольным гимном испаноязычного мира. Стоило бы нам напрячься уже тогда...
А пока фестивлаьная жизнь идет своим чередом, только с одним отличием: ради финала Чемпионата мира по футболу в центральном зале Конгресс-холла предупредительные организаторы установили пару плазменных экранов, и нард явно настроился от души поболеть за своих. "Свои" - это итальянцы, треть населения Швейцарии.

Но у нас сегодня другие приоритеты - нам предстоит много бегать по этажам. В Дэвисе ожидается собрание редкостей, а в Стравинском Jethro Tull дают юбилейную программу на материале легендарного концептуального альбома "Thick As A Brick". Первая часть альбома была записана в 1972-м году и базировалась на выдуманной истории о мальчике по имени Джеральд Босток, авторе утопического стихотворения (автором которого, разумеется, был сам Йен Андерсон (Ian Anderson). Сорок лет спустя Андерсон и его команда записали вторую часть альбома - с точки зрения выросшего и лишившегося детских иллюзий Бостока.

Таллы превратили концерт в концепт-шоу: концерт начинается с того, что под intro странные люди в желтых плащах бродят по сцене, измеряют сантиметром барабанную установку, потирают тряпочками гитары, светят фонариками в зал и метут шваброй пол. Они снимают плащи - да это же Андерсон и компания, вот сюрприз-то, а мы и не ожидали! И далее программа двигается от номера к номеру строго по трек-листу, в то время как на экране разворачивается фантасмагория с иллюстрациями из средневековых гравюр, картин Босха и Шагала, а также бесконечного видеоряда, живописующего поход через пески и города человека в акваланге и ластах.

Хорошим ходом для Андерсона и компании стало приглашение молодого вокалиста Райана О'Доннелла (Ryan O'Donnell). Молодому артистичному парню досталась, фактически, роль самого Бостока, от лица которого идет повествование в песнях. Юный альтер-эго кривляется, играет на швабре и танцует с церемониальным шестом; поет в мегафон и картинно кланяется, а потом вдруг принимает знаменитую позу на одной ноге - и Андерсон повторяет это движение зеркально, отчего возникает впечатление, что у тебя двоится в глазах. На заднем плане набирает ход ритм-секция: Дэвид Гудиер (David Goodier) в этот раз играет не только на басу, но и на глокеншпиле, а Джон О'Хара с удовольствием сменяет клавиши на аккордеон. Но центром композиции, разумеется, остаются Андерсон и знаменитый гитарист Флориан Офейл (Florian Ophale) - на них это шоу стояло и стоять будет. Ну, и на "Акваланге", куда же без него.

Совместный сет двух великих профессионалов Чика Кориа (Chick Corea) и Бобби Макферрина (Bobby Mcferrin) совсем недавно уже имели возможность оценить московские слушатели, однако концерты двух великих импровизаторов интересны и по сотому разу: они никогда не повторяются и всегда дают пищу для ума. Концерт начался аккуратными, скользящими "шажками" - словно нанизывая ментальные петли, Чик и Бобби постепенно приближались к тому, чтобы нащупать общую мелодию, и вместе торжествовали ее рождение. И это не тот случай, когда пассажи Кориа прокладывают дорогу хитровывернутым вокализам Бобби: это полноценное сотрудничество, диалог, в ходе которого два равновеликих музыканта при помощи двух одинаково сложных инструментов вместе создают волшебное полотно.
Исполнили, разумеется, и пару стандартов: " I've Got the World on a String" и "Love Is Here To Stay". Но центральной частью концерта стал совместный чемпионат по скэту, по окончании которого два музыканта нежно, почти интимно, соприкоснулись пальцами, показывая друг другу: у нас получилось чудо.

В этот раз удивило то, что Макферрин предпочел дать "право голоса" молодым коллегам - Никки Янофски (Nikki Yanofski) и Альфредо Родригесу (Alfredo Rodriguez), а зрителей лишь единожды попросил подпеть несложный мотив и тут же свернул эксперимент. Никки, впрочем, тоже робела и стеснялась, а Альфредо, напротив, бросился на штурм клавиатуры со всем пылом молодости, чем немало позабавил Чика. Игра обоих пианистов - неакадемична, но по-хорошему рассудочна.

После небольшого перерыва, во время которого Испания забила Италии четыре гола, а в Miles Davis отстрелялся пианист Исфар Сарабски (Isfar Sarabski), началась Большая Ночь Global Gumbo - ежегодный аттракцион продюсера Куинси Джонса (Quincy Jones) с молодыми музыкантами. Улов этого года: расцветающая на наших глазах большеглазая Никки, 14-летний гитарист из Словакии Андреас Варади (Andreas varady), чудо биоинжерении, которое своими детскими пальчиками умеет извлекать из гитары конструкции в духе Маклафлина, и - внимание! - отличный виолончелист и битбоксер Кевин Онианго (Kevin Onyango). Найти в сети его музыку пока невозможно, но я уверена, что после вчерашнего шоу она там быстро появится. Куинси продолжает активную творческую жизнь как продюсер и промоутер, и в этом качестве не имеет себе равных.

На дворе два часа ночи, продолжение репортажа последует незамедлительно.

Инструкции и лайфхак:

По сложившейся традиции, Звуки будут вести онлайн-дневник фестиваля в Монтрё, и у вас еще есть время, чтобы к нам присоединиться. И это можно сделать за разумные деньги.
Жить можно в палатке: к кемпингам швейцарцы относятся терпимо, хотя как вид спорта не одобряют. Разбить палатку можно прямо на берегу озера.
На протяжении 16 дней с 16.00 до 01.00 вдоль берега курсируют бесплатные троллейбусы, развозящие любителей джаза по отелям всего побережья.
Если вы живете чуть дальше (например, в Лозанне или в Женеве) - вам пригодится такое прекрасное изобретение, как Swiss Pass - единый проездной на все виды транспорта в Швейцарии. Деньги он экономит прекрасно - к тому же, пользуясь пассом, вы сможете не только проехаться на поезде или автобусе, но и покататься, к примеру, на пароходике по озеру.
А сэкономить деньги на авиабилет поможет давний партнер всех меломанов-тусовщиков - компания SWISS. Как обычно, компания предлагает авиабилеты по привлекательным ценам. Текущее предложение на лето от компании SWISS находится здесь.

02.07.2012, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: