Музыканты садятся в тюрьмы по разным поводам. Можно, как Варг Викернес (Varg Vikernes), поспорить с другом по поводу одного места из блаженного Августина, и в пылу спора прирезать дружбана. Можно, как Пол Маккартни (Paul McCartney), захватить с собой в самолет немножко cannabis sativa, а потом возмущаться, что японские пограничники как-то странно на тебя реагируют. Можно, как Джордж Майкл (George Michael), удолбаться в хлам, сесть за руль и перепутать парковку с витриной магазина. Можно, наконец, как Пол Ди'Анно (Paul Di'Anno), помудрить с собственными счетами и заехать на кичу за мошенничество. Но вот засадить музыканта в тюрьму за то, что он сочиняет и поет - для этого звезды должны сложиться каким-то особым, фантастическим образом.
Если музыканта сажают в тюрьму за его творчество - в понимании западного человека это катастрофический нонсенс. "Дикие нравы, бред, как такое вообще возможно?!" - такой будет первая реакция любого зарубежного рокера на сообщение о том, что в России, оказывается, за песню можно угодить за решетку. Но факт остается фактом: трем девушкам из панк-группы Pussy Riot - Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич - весьма не повезло. После их перформанса под названием "Богородица, Путина прогони", который сами девушки называют панк-молебном, группа временно лишилась трех своих участниц - их арестовали и заключили под стражу по обвинению в хулиганстве. Теперь девушки до конца апреля просидят за решеткой, ожидая суда, в результате которого им вполне может грозить тюремный срок.
Здесь следует оговориться: заключение под стражу - исключительная мера пресечения, и применяется она тогда, когда обвиняемый представляет серьезную общественную опасность, может помешать следствию или скрыться от правосудия. Нужно ли говорить, что даже если девчонки из Pussy Riot продолжили бы свои панк-выходки, это не помешало бы следствию по делу о хулиганстве? Там все как на ладони: девчонки и сами не скрывают подробностей состоявшейся акции. Да, приехали в Храм Христа Спасителя, да, проорали там "Богородица, Путина прогони", да, засняли все происходящее на видеокамеру, смонтировали клип и выложили в сеть. О музыкальной части тактично умолчим - с точки зрения остросоциального перформанса акция практически безупречна, равнодушных не было. Вот только о каком способе помешать следствию может идти речь, девчонок, скажем, отпустят под подписку о невыезде? Напротив, записи подвигов Pussy Riot, сделанные ими самими, следствию только способствуют. Опасаться, что группа отправится в дальнейший вояж по синагогам, мечетям и дацанам тоже не следует: в своих выходках Pussy Riot не повторяются. Но и девчонки не дуры: представьте, что с ними было бы, устрой они перформанс, скажем, в мечети. К обвинению в хулиганстве тотчас бы прибавилось обвинение в экстремизме.
Степень общественной опасности - вот каков главный камень преткновения в деле Pussy Riot. В том, что девчонки совершили хулиганский поступок, никто не сомневается. Достаточно расплывчатое определение хулиганства, данное в Уголовном кодексе ("грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу"), позволяет признать таковым даже шумную попойку на дачном участке, не говоря уже о "панк-молебне". Прибавьте сюда группу лиц по предварительному сговору - над девчонками начинает маячить крайняя мера, предусмотренная УК: лишение свободы на срок до семи лет. Более того, суды на практике при назначении меры наказания исходят, в том числе, и из того, какая мера пресечения была применена к обвиняемым: раз заключили под стражу - значит, общественно опасен и наказывать надо строже.
Сами девчонки, надо отдать им должное, продолжают сохранять оптимизм, пишут de profundis о том, что н хотели никого обижать или оскорблять, а хотели лишь "помолиться по-своему", чтобы нехороший Путин пропал с лица земли. Тем временем тот факт, что Pussy Riot по-прежнему томятся в кутузке, лихорадочно превращает их из нашкодивших панкушек в главных оппозиционерок Земли Русской. Фонд Amnesty International уже предложи признать их "узницами совести", поставив в один ряд, скажем, с Михаилом Ходорковским или Нельсоном Манделой.
Дальше - больше: как сообщил Звукам известный российский промоутер Александр Чепарухин, к нему уже обратилось несколько организаторов европейских музыкальных фестивалей, желающих пригласить Pussy Riot для выступлений. Смотри выше - для иностранцев тот факт, что за песню, пусть и исполненную в ненадлежащем месте и ненадлежащим образом, можно угодить за решетку - вопиющий нонсенс. Ну, забрали бы в полицию, ну, осудили бы, приговорили бы к штрафу или к исправительным работам. Но "закрыть" на месяц с лишним? Да как такое может быть?! Как рассказал Чепарухин, зарубежные промоутеры даже поинтересовались: "А если мы сейчас завалим девчонок предложениями о гастролях - может быть, их отпустят?". Боюсь, однако, что никакие гастрольные предложения не переломят хребет российской судебной системе...
При этом, конечно же, разговоров о музыкальных достижениях группы никто не ведет. Перед нами панк в чистом виде, как арт-объект, как перформанс. Малькольм Макларен на пару с Сидом Вишезом, где бы они сейчас ни были, должны хохотать до упаду и потирать ладошки.
И в заключение - о главном: о церкви. Почему-то те, кто упорно сталкивает лбами Pussy Riot и православную церковь, как-то забывают о том, что и церковных иерархов следует цитировать корректно. К примеру, в проповеди Патриарха Кирилла, которую многие пропагандисты пытаются представить как направленную против девчонок, главные слова - вовсе не о необходимости осуждения и порицания панкушек. Патриарх, помимо всего прочего, призвал верующих молиться в первую очередь о стране и о народе. И в самом деле - что-то не так со страной и с ее народом, если, несмотря на все усилия оппозиции, на все митинги и бурление в блогах, главной оппозиционной акцией, которая привлекла столь мощное общественное внимание, стала выходка Pussy Riot.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)