PLAID  В поисках лица

В ожидании московского концерта Plaid Звуки вспоминают путь, проделанный группой за десять лет, с тех пор как британцы впервые появились в России.

Десять лет назад Plaid выпустили (и привезли в Москву) альбом «Double Figure» — третий для Warp Records и, по мнению многих, лучший в их дискографии. Тот период вообще был золотым для Эда Хэндли (Ed Handley) и Энди Тернера (Andy Turner) — покинув группу The Black Dog, им удалось записать три подряд сильнейших альбома и тем самым застолбить за собой позицию самых востребованных артистов лейбла. Однако сложность состояла в том, что 2001-й одновременно стал и датой конца IDM как новаторского жанра.

Музыка, которая всю половину девяностых шла в авангарде, постепенно сдавала позиции. Жанр не умирал, напротив — на лейблах вроде Neo Ouija, Merck, N5MD и Morr Music его совместными усилиями обтёсывали, доводили до совершенства и потихоньку даже двигали вперед, но всё это была история сугубо нишевая. Передовики-прогрессисты вроде того же Warp и Planet Mu от аббревиатуры из трех букв поспешили откреститься. В их каталогах появились рок, брейк-кор, хромой хип-хоп, грайм и шумовые эксперименты. Не то, чтобы «музыке, прежде именуемой IDM» дорога туда с этих пор была закрыта, но перед артистами стояло одно жесткое условие — это ни в коем случае не должно звучать, как привет из девяностых.

Перед Тернером и Хэндли стоял непростой выбор. То ли примерять на себя ярлычок консерваторов и уходить в нишу как, например, Bola или Metamatics (этот шаг почти наверняка влёк за собой уход с тёплого местечка в виде Warp Records), то ли становиться эксцентричными затворниками как Aphex Twin или Boards of Canada и издавать пластинки раз в десятилетие (этот вариант привыкшим активничать Эду и Энди тоже не подходил), то ли проводить собственную модернизацию. Последний вариант привлекал и тем, что был с успехом испробован коллегами по лейблу Autechre.

Альбом «Spokes» (2003) был именно таким — фирменная плэдовская мелодика запрятана на задний план, а вперед выведены скоростные сбивчатые ударные, шумовые текстуры и атональные секвенции, отдающие «генеративной музыкой». Звук стал цифровым и по тем временам казался жестким (пусть в это и трудно поверить после появления Justice и Boys Noize), а общая картина треков стала более экспериментальной. Пластинку приняли холодно — британцев сдержанно похваливали за стремление развиваться, но признавали, что те в процессе перестройки потеряли что-то важное как город, где на месте старых и уютных трехэтажных домов, вдруг понастроили небоскрёбов.

Поняв, что тягаться с Autechre за право нести флаг электронного авангарда им не светит, Plaid сделали ход конём, переместившись в категорию «больше, чем музыка». На концертах они всегда уделяли внимание видеоряду, а теперь решили сделать на это стратегическую ставку. «Мультимедийный» альбом «Greedy Baby» (2006) не слишком отличался от предыдущего по звучанию, не изобиловал хитами, как их ранние пластинки, но зато поставлялся в виде DVD со звуковой дорожкой в формате 5.1 и визуальным рядом от видео художника Боба Джерока (Bob Jaroc). «Мы познакомились с Бобом кода он делал видео для нашей приятельницы Лейлы (Leila), у которой вышла пластинка на Rephlex», — вспоминает Эд. «Потом мы увидели его работы на фестивале Sonar, и они очень выгодно отличались от того, что обычно видишь — безо всей этой машинно-генерируемой фигни. Мы много работали с ним на концертах и нам, в конце концов, захотелось зафиксировать этот видеоряд».

Фурора в Европе мультимедиа-альбом не произвёл, но пришелся по нраву японцам. Мультимедиа, анимация, электронная музыка — всё это как нельзя лучше соответствовало культурному контексту «нации гиков». В результате, Plaid на ближайшие несколько лет практически прописались в стране Восходящего Солнца. Англичане принялись записывать саундтреки для японских фильмов (мультипликационных и не только) и обрели издателя в виде японского отделения Sony. Случаи, когда электронщики переезжали в Японию с концами, тоже не редкость — еще один деятель IDM девяностых, Джона Шарп (Jonah Sharpe), он же Spacetime Continuum, обитает там уже лет десять. Но творческая эмиграция не казалась Plaid идеальным вариантом продолжения карьеры. Все это было слишком похоже на фильм «This Is Spinal Tap», к тому же за плечами был действующий контракт с Warp.

И вот, после пятилетнего перерыва — новый студийный альбом «Scintilli». По всем признакам — пластинка очень выверенная и осторожная. Делать ставку на что-то одно англичане себе позволить не могут, им приходится удовлетворять все категории слушателей. С одной стороны, новые композиции оказались мелодичнее тех, что Plaid записывали в нулевые — тут налицо стремление понравиться тем, кто любил их полтора десятилетия назад. Первый же трек «Missing» с клавесинами и едва различимым женским вокалом — явный «оммаж» собственным записям времен диска «Not For Threes». При этом, «Тalk to Us», напротив, нацелена на то, чтобы поддержать репутацию саунд-дизайнеров из авангарда. Тут в пору снова вспомнить поздних Autechre. Почти амбиентная «35 Summers» выгладит продолжением многочисленных саундтреков. А то, что промо-материалов к этому альбому на японском чуть ли не больше, чем англоязычных, красноречиво говорит о том, что аудитория с востока для Plaid по-прежнему важна.

Но «Scintilli» состоит совсем не только из ингредиентов, уже использованных музыкантами в последние десять лет. Главный хит альбома, «Unbank» отлично подойдет для техно-танцполов, тут уже вовсю попахивает Orbital. Наконец, уж чего совсем странно было ждать от Plaid, так это заигрываний с дабстепом и прочей бас-музыкой. Между тем, намеки на это встречаются уже на «Eye Robot», а в «Somni» наши интеллектуалы даже не постеснялись использовать воббл, пусть и стыдливо отодвинув его на задний план. В своей любви к дабстепу Эд признавался еще несколько лет назад: «Меня очень вдохновляет музыка из южного Лондона. Это по-настоящему ново, и именно этого ждёшь от электронной музыки. К тому же меня всегда интересовали даб, хип-хоп и драм-н-бейс, а здесь всё это сливается воедино». Только вот не поздновато ли идти этой дорогой? Классический дабстеп ныне стремительно превращается из новации в назойливое клише.

Как бы то ни было, возвращение состоялось — альбом можно хвалить или ругать, но внимания он явно получил больше, чем всё, что они издавали со времен «Double Figure». Удалось ли Хэндли и Тернеру удачно прочувствовать нынешнюю конъюнктуру или же за время их японских приключений, слушатели в Европе попросту соскучились — это нам удастся понять лишь по тому, как ситуация будет развиваться. А пока Plaid снова едут в Москву.

Plaid
Москва, Клуб «16 тонн»
20 октября 21:00

15.10.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

PLAID - свежие публикации: