В предыдущем выпуске репортажа с Montreux Jazz Festival мы обещали, что его продолжение будет захватывающим, и у нас были к тому все основания. На протяжении последних недель мы предвкушали эти сеты: концерт Arcade Fire (Grammy), сет Эсперанцы Сполдинг (Grammy), Пол Саймон (8 Grammy и 13 номинаций) и большой концерт Стинга с симфоническим оркестром (4 Grammy и 14 номинаций).
Грэмми, Грэмми, Грэмми. Наш интерес определялся вовсе не фактом вручения этим музыкантам знаменитой премии - все дело в том, что специально для Монтре каждый из них приготовил специальную программу, и нам было интересно наблюдать, насколько она отличается от всего, что те же исполнители показывают этим летом на фестивальных площадках Европы.
Но, как обычно, главные находки поджидают нас вовсе не в крупнейшем зале Монтрё, а на маленьких сценах, где можно ощутить себя первооткрывателем, ценителем редкостей - и попросту влюбленным. Истории об удачных сетах пересказываются в пресс-центре как легенды, здесь любят делиться находками - и в этом отношении журналистский пул фестиваля выгодно отличается от российского. Однако мы должны сказать, что уровень музыкантов, которые играют в Монтре, вполне сопоставим с нашими исполнителями. Было бы здорово, если кто-то из них сумеет попасть на сцены фестиваля - как это удалось, к примеру, победителю прошлогоднего фортепианного конкурса Николаю Сидоренко.
10 июля. Arcade Fire, Николай Сидоренко, Mario Biondi, Natali Cole.
Счастливчики, отхватившие в этом году сразу несколько престижных наград, Arcade Fire с лету набивают полный стоячий зал. Это вам не sold out Стинга, где половину зала займут VIP-кресла: в этот раз на танцпол набивается такая толпа, что мы, стоя в середине зала под экраном, можем рассчитывать только на телекартинку (благо, со съемками в зале Стравинского проблем нет - снимает суперпрофессиональная команда). И тут нас поджидает двойной облом: группа запретила снимать себя и фотографам, и операторам. Уже после "кинематоргафического" клипа, развернувшегося на заднике во время исполнения "Ready to Start", группу не показывают народу. Экран остается девственно пуст на протяжении всего шоу, а фотографы получают инструкции не подходить к сцене и снимать сбоку. Напоследок отжигает пресс-центр - размещает вежливое объявление для интересующихся: "The musicians switch instruments a lot, so we don't list them by what they play".
Что это - шпиономания, зарождающаяся звездная болезнь, или попытка скрыть юношеские прыщи? - Ответа мы так и не получим. Как не получим и возможности сделать репортаж: из всего состава нам более-менее виден только Уин Батлер (Win Butler). В довершении несчастий, на этот концерт группа привезла собственного звукорежиссера, а он, видимо, настолько привык играть на плохих площадках, что не смог нормально отстроиться. Ощущать на протяжении всего концерта сабвуфер в собственной грудной клетке не особо приятно, и после того, как звучат "Mountains Beyond Mountains", "Crown of Love", "Neighborhood #1" и "No Cars Go", мы покидаем негостеприимную площадку.
Позже мы предпримем еще одну попытку заглянуть на огонек - во время исполнения на бис "Keep the Car Running" и "Wake Up", но картина остается неизменной.
Зато в Miles Davis Hall в этот день выступает наш замечательный пианист Николай Сидоренко в компании с вокалисткой Санем Калфа (Sanem Kalfa). Вместе они исполняют несколько пьес, среди которых - собственная вещь Николая под назанием "Абхазия". Пианист держит марку русской фортепианной школы, его сет отлично оформлен, а игра красива и полна фантазии. Что касается Санем, то ее конек - скэт; она легко жонглирует гармониями и с удовольствием занимается сугубо обэриутским "фонетическим пением". Аккомпанируют паре контрабасист Патрик Перье (Patrick Perrier) и Луиджи Галатти (Luigi Galatti) на ударных - четкий, чистый сет хорошо понимающих друг друга людей.
В следующем году в зале Дэвиса будет выступать польский пианист Петр Ожеховский - он лидировал в этом году в фортепианном конкурсе.
Марио Бионди (Mario Biondi) - шикарный сицилийский певец с оперным баритоном. Его манера пения близка Барри Уайту (Barry White) и Тому Джонсу (Tom Jones), но, как и все итальянцы, он умудряется привносить в каждую песню что-то от Сан-Ремо (кстати, именно там впервые прозвучал его хит "This Is What You Are"). При этом вдохновение певец черпает в джаз-роке и фанке. В минувшем году Марио выпустил альбом "Change Of Scenes", программу с которого показывает в Монтре, не забывая, впрочем, о хитах. На мой вкус, манера пения Бионди - излишне приторная и прилипчивая, словно сироп; но зал явно неравнодушен к исполнителю и с удовольствием подпевает ему. Впрочем, Марио умудряется показать себя не лишенным чувства юмора, когда в середине сета внезапно начинает вальсировать с воображаемой партнершей. Неожиданным штрихом в его составе выступает флейта: романтические "каскады" навевают мысль не об эстраде, а о традиционных канцонах.
А завершает вечер сет Натали Коул (Natalie Cole) - певицы, которая, можно сказать, выросла на сцене Монтрё.
Впервые Натали выступила здесь много лет назад, когда пребывала в статусе вундеркинда, и до последнего времени исправно появлялась на сцене Стравинского. Сейчас это - зрелая фигуристая матрона, которую сопровождает бэнд и стайка бэк-вокалисток. На протяжении многих лет ее аккомпаниатором и дирижером остается мистер Джайл Дедрик (Gail Deadrick), артистичный и вывернутый во все стороны клавишник. Натали стартует "Авалоном" и перелистывает архив соул, в котором по-прежнему много "мужских" хитов: "Cry Me A River", "Tell Me All About It" и дивная босса нова Серхио Мендеса (Sergio Mendes) "Somewhere in the Hills". Разумеется, в программе обязательно исполняется и песня папы Нэта (Nat King Cole), “Unforgettable”, и непременно присутствует неожиданный evergreen - "Our Love is Here to Stay" Гершвина.
В этот раз артистке явно тяжело напрягать связки: похоже, она серьезно простужена. После того, как Натали в очередной прочистила носик и сменила наряд, пришла пора игровых композиций - кокетливой "Cofee time", мечтательной "Paper Moon" и, разумеется, хита "This Will Be". Если бы не самочувствие Натали, это был бы самый романтичный концерт фестиваля... впрочем, в соул много соплей - достоинство, а не недостаток.
11 июля. Erik Truffaz, Sting, Tom Waits - Rain Dogs Revisited Project, Friendly Fire
Длинноносый, нескладный трубач Эрик Трюффо - типичный француз: импровизатор, который обладает даром красиво упаковывать очень простые вещи. Его труба отлично сосуществует с лаундж и acid jazz, но самый кайф начинается, когда на сцене появляется давний кореш Эрика - битбоксер Слай Джонсон (Sly Johnson). А когда к парочке присоединяется швейцарское рок-дарование Софи Хунгер (Sophie Hunger), становится и вовсе жарко.
Cет Стинга предсказуем и, вместе с тем, очень крепко сверстан. Этот sold out случился сразу после объявления прграммы Монтре, и здесь у нас есть фора - мы уже дважды принимали у себя господина Самнера в амплуа пафосного пенсионера. Программа "Symphonicity" состоит из хитов Стинга, переработанных для исполнения с симфоническим оркестром. Новых песен Стинг не писал довольно давно, в последнее время его основное развлечение - переосмысление собственной классики и романского фолка.
Сет-лист первой части концерта обрамляют хиты Police - открывает его "Every Little Thing She Does Is Magic" а закрывает - "Next to You"; между ними, по плану, идут If I Ever Lose My Faith In You", "Englishman in New York" с солирующим кларнетом, "Roxanne" c гулкой виолончелью и обязательная проникновенная "Russians", предваряемая зловещей увертюрой в духе Прокофьева-Шостаковича, плюс еще полдесятка баллад на разный вкус и спетые примерно в одинаковом ключе. Это - китч; но китч дорогой, матерый, не чуждый самоиронии.
Во второй части, исполнив обязательно-рыдательную "Shape Of My Heart", Стинг пускается во все тяжкие: заигрывает с дирижером Сарой Хикс (Sarah Hicks), исполняет два крепких дуэта с Жо Лори (Jo Lawry), танцует рил под "This Cowboy Song" и драматургически заламывает руки на "The End of the Game", внезапро прорезавшимся голосом выводя верхние ноты. Группа у Стинга отличная: басист Айра Коулман (Ira Coleman) жжет напалмом, перкуссионист Рхани Крижа (Rhani Krija) обыгрывает-обстукивает каждую фразу, оркестр обволакивает партии гитар сахарной ватой скрипичных инструментов.
Аранжировки все тяжелее и сложнее, некоторые вещи звучат вообще как арии из оперетты, однако общий ресторанно-кабареточный привкус все равно никуда не исчезает.
Кстати, о кабаре: четырьмя лестничными пролетами ниже как раз начинается историческое событие - Rain Dogs Revisited Project, первая попытка театрального прочтения одного из самых известных альбомов Тома Уэйтса (Tom Waits), о которой мы оперативно поведали своим читателям сразу после концерта.
А завершает этот день сет британской поп-роковой формации Friendly Fires - хорошая электроника, хорошие чистые голоса и неожиданно крепкая драматургия. У британцев два альбома и много общего с "шестидесятниками" - Mando Diao и Kaiser Chiefs, но они пока не покрыты звездной пылью и выкладываются на сцене от души. Приятно слышать вокалиста, который явно и удачно заимствует некоторые ходы у Боуи.
12 июля. Esperanza Spalding, Chick Corea, Asa, Seal
Эсперанца Сполдинг поразила наше воображение с первых нот, ее концерту мы посвятили подробный репортаж с картинками и видео. Описывать по второму кругу концерт Чика Кориа (Chick Corea), Стенли Кларка (Stanley Clarke), Жана-Люка Понти (Jean-Luc Ponty) и их прекрасных друзей также нет особого смысла: читатели Звуков уже имели возможность читать наш рассказ о программе "Return To Forever" в 2005 году, и с тех пор, исключая наращивание военно-технического потенциала всех участников, для зрителя мало что изменилось. Поэтому сконцентрируемся на описании событий главной сцены.
Очкастая училка Аша хороша для небольшого клуба, однако на большой сцене ее слабоватый голосок и малоизобретательный поп в духе Morcheeba и Lamya как-то теряются. Большой совет концертным промоутерам Москвы: при всем искушении сэкономить на букинге, всегда выбирайте оригинал, а не дешевую копию. Эсперанца Сполдинг - твердое да, Аша - нет. Во всяком случае, пока в ее музыке не появится что-либо самостоятельное.
Что касается Сила, то в своей программе он был ближе, скорее, к московской программе, нежели к unplugged-сету, который Звуки увидели этой весной в Швейцарии. В программе - все, что душе угодно: от невероятно красивой оркестровки "If I'm Any Closer", в которой чрезвычайно хорошо обыграли духовые и диско-версии кавера "Killer", до оставшейся блюзом "Soul Medley" и обязательного хорового исполнения "Kiss From a Rose". Меня всегда приятно удивляет, с каким удовольствием Сил общается с публикой. В этот раз ему вздумалось пошутить, и прямо посреди сета он предложил одному из зрителей заменить его на сцене. Дал человеку микрофон, вывел на авансцену... а потом уселся на его место и предложил спеть: "Я ведь тоже хочу посмотреть, как это выглядит, когда я пою!". Он вальсирует с какой-то дамой, трогательно извиняется за неполадки и расстается с залом после третьего биса.
Чтобы оценить с какой любовью и тщанием Сил относится к своей сценической деятельности - посмотрите этот ролик.
13 июля. Tribute to Miles, Quincy Jones & The Night Of Global Gumbo, Mogwai, Lamb.
По традиции, Большой Джазовый Компот открывает Херби Хэнкок (Herbie Hancock), который в этот раз по никому непонятной причине не желает сидеть за роялем и постоянно куда-то убегает: то хватает перкуссии, то "расческу". За этой суетой с юмором наблюдают легендарный басист Маркус Миллер (Marcus Miller), саксофонист Уэйн Шортер (Wayne Shorter), трубач Шон Джонс (Sean Jones) и барабанщик Шон Рикман (Sean Rickman). Компания мэтров исполняет эту трибьют-программу уже не в первый раз, но, поскольку в основе ее лежит импровизация, каждый сет - уникальный.
А уже знакомый нам Альфредо Родригес (Alfredo Rodrigez) в этот день работает тапером, аккомпанируя всем певицам - от латиноамериканской дурынды Дайаны Карасон (Diana Karazon) до брызжущей весельем канадки Ники Яноффски (Nikki Yanofsky); в какой-то момент он усаживает рядом с собой девятилетнюю пианистку Эмили Беар (Emily Bear), с которой трогательно импровизирует в четыре руки.
Кстати, о Никки: еще недавно эта барышня считалась вокальным вундеркиндом и исполняла джазовые версии детских и не очень детских песен. Сейчас она выросла - не пропустите ее концерт, поскольку дарование Никки с годами только расцветает, да и посмотреть на нее чрезвычайно приятно.
Центральной частью этого концерта стал дуэт Эсперанцы Сполдинг и Альфредо Родригеса - два равновеликих таланта, они затеяли на сцене игру-головоломку, настолько сложную и интересную, что все, звучавшее до этого в зале, просто мгновенно выветрилось из наших голов.
Тем временем на малой сцене демонстрируют новые программы Lamb и Mogwai. И если относительно Lamb у нас сложилось четкое мнение, что группе маловат не только клуб "16 Тонн", но и зал-трехтысячник, то бывшие некогда стадионными кумирами Mogwai на сцене Miles Davis несколько потерялись.
Lamb за годы разлуки освоили искусство держать паузы и доставать звуки из воздуха. Всего три человека - эльфийская вокалистка Лу Роудс (Lou Rhodes), добрый гений проекта Энди Барлоу (Andy Barlow) и примкнувший к ним контрабасист Джон Торн (Jon Thorne) - сумели создать звук такой мощи и плотности, что зал ходит ходуном. С нового альбома исполняется четыре вещи, при этом не боятся открывать концерт свежей песней - "Another Language". Но, разумеется, не забудут и о классике: прозвучит и древняя "Lusty", и легендарная "What Sound". Только они потяжелели и набрали вес. Вкрадчивый голос под легкий перезвон хэтов отменяется, концертный шарм Lamb приобретает неженские черты - теперь на их концерте можно иной раз получить порцию industrial под стробоскопы. Даже знаменитое "фара-фара-фара-фара-фа" из уст Лу нынче звучит угрожающе!
Что касается Mogwai, то знаменитые интроверты прозвучали плотно, уверенно... и старомодно. Знаменитая "стена звука", вознесшая группу на вершины инди-чартов в начале 2000-х, сейчас, скорее, заслоняет ей новые горизонты. Если шотландцы продолжат в том же духе, им придется ждать следующего витка музыкальной моды, чтобы их вновь начали воспринимать серьезно.
14-15 июля. Paul Simon, Doom, Lisa Minelli
Что касается концерта Пола Саймона, то "вторая половина Гарфункеля" с полным осознанием собственной правоты катает по миру свою обширную сольную программу, не особенно заморачиваясь на том, что из зала просят исполнить совсем другие вещи. Впрочем, в какой-то момент и у него сдают нервы; Саймон говорит, обращаясь к залу:
- Это мой 4й или 5й раз в Монтре, так что если с вас хватит - вы так и скажите... Нет? Ну, может, после этого концерта...
Свою програму знаменитый рок-бард строит, в основном, на кантри ревайвл. Кстати, в этой программе попадаются и настоящие шедевры - к примеру, "So Beautiful or So What" в духе world music, спетая Саймоном с певцами из Мали, или философская "The Afterlife", исполненная в три гитары. Здесь все как положено: солидные мужики играют неспешные баллады - с обилием гитар, тремя (!) клавишниками, саксом, стиральной доской и аккордеоном. Лишь единожды Пол сдает позиции и идет на поводу у слушателей, играя в акустике "The Sound of Silence" и "The Only Living Boy in New York", а во время первого биса вдруг делает трогательный кавер на битловскую "Here Comes the Sun", однако дальше, встрепенувшись, снова гнет свою линию. Посреди этого концерта расположилось блестящее соло на перкуссиях, которое исполнил удивительный человек Джаме Хаддад (Jamey Haddad).
Mos Def отменил свое шоу накануне фестиваля. Не повезло парню - в следующий раз он попадет сюда нескоро. Поддавшись многочисленным рекомендациям коллег, мы отправляемся на сумасшедший сет: Doom performs 'Rhinestone Cowboy' with The Robert Glasper Experiment. Вчитайтесь внимательно в каждое слово, а я пока расшифрую: MF Doom - рэпер и актер, магистр сложных ритмов и ритмизованной прозы, выступающий в маске и делающий музыку, от которой даже у прожженных клабберов выносит мозг щедрою горстью. Роберт Гласпер - джазовый пианист и экспериментатор, которого часто можно увидеть на сцене с разнообазными тургеневскими девушками. Берем фоно, саксофон и рэп, пропущенные через вокодер, прибавляем шумов, обрабатываем и подсыпаем сэмплов - если вы что-то разобрали в получившемся бардаке, вам повезло.
Последним концертом, который имело смысл наблюдать на Montreux Jazz festival, стало выступление несгораемой Лайзы Минелли, которое Звуки не смогли оценить по достоинству. Дальше - только "Дым над водою". И тишина.
Тишина продлится год. Встретимся в Монтрё!
1955 – В 1955 году концерн Crysler представил первую в истории автомобильную аудиосистему: виниловый проигрыватель, встроенный в приборную панель. К нему прилагалось несколько пластинок с классическими записями »»
1978 – Панк-рокер Сид Вишез признался в убийстве своей подруги Нэнси Спаджен. Ее обнаружили мертвой в нью-йоркском отеле, при этом Сид утверждал, что Нэнси "упала на нож". Через некоторое время Сид покончил с собой »»
Nappy BROWN (1929)
Luciano PAVAROTTI (1935)
Terry MCMILLAN (1953)
Jane SIBERRY (1955)
Алексей КОРТНЕВ (1966)
YOUNG JEEZY (1977)