MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2011. 4-6 июля: а я день Рожденья не буду справлять

Звуки продолжают вести прямой репортаж из Монтре. Внимание, спойлеры! Некоторые из этих музыкантов — Dr John, The Pretty Reckless, Ricky Martin, James Blake — скоро посетят Россию!

4 июля: George Benson, The Pretty Reckless, Melissa Auf Der Maur и Guano Apes.

Расхожее мнение, что Монтрё — чрезвычайно пафосный фестиваль, опровергается организаторами год от года удачнее. 2/3 программы двухнедельного хэппенинга состоит из бесплатных концертов, мастер-классов и состязаний. Джаз успешно соседствует здесь с электроникой, роком и даже нойзом. Услышав авангардную версию оперы Бизе «Кармен», вы точно знаете, что такого чуда в вашей жизни более не случится.
Многие звезды начинали свой путь к большой славе именно на открытых сценах Монтрё, поэтому не упустите возможности увидеть их на старте, пока они не забронзовели и не начали собирать аншлаги на крупнейших площадках мира.

Конечно, уровень музыкантов, выступающих на бесплатных сценах, — весьма неровный, и приходится поработать ногами, чтобы услышать действительно интересные акты. На одной и той же сцене может давать класс Шемекия Коупленд, а потом начинает веселить народ молодой коллектив The Funk Ensemble — при общей слабости состава он может похвастаться отличным вокалистом и неплохим кавером на «Jungle Boogie», но и только.
А сразу за фанкстерами на сцене появляется сборный состав местных джазменов, отлично играющих музыку Пэта Мэтини (Pat Metheny). Для кого-то подобный концерт — разминка перед крупными шоу, но кому-то для знакомства с жанром хватит и этого.

Многие музыканты создают свои программы специально для Монтрё. Карлос Сантана (Carlos Sanrtana) объясняет это просто: «Есть фестивали — а есть Монтрё. Для меня и тысяч других музыкантов дух Монтрё воплощает его организатор Клод Ноббс, чья личность составляет существенную часть атмосферы фестиваля. Всем хочется стать частью этого события».

Одним из интереснейших событий недели стало исполнение Джорджем Бенсоном (George Benson) программы его знаменитого альбома «Breezin’» (1976) в сопровождении симфонического оркестра. Это внушающее почтение зрелище длится два часа — программа играется строго согласно трек-листу, но включает в себя сольные партии группы Бенсона. Самые интересные моменты — когда исполняющий роль дирижера пианист и аранжировщик Рэнди Уолдман (Randy Waldman) вдруг вскакивает и начинает играть стоя, одной рукой продолжая дирижировать оркестром. В составе Бенсона, кроме Рэнди, — сразу три клавишника: Дэйв Гарфилд (David Garfield), Том Холл (Thom Hall) и Ронни Фостер (Ronnie Foster). Кстати, все они — известные сессионщики, их игру можно встретить на самых разных пластинках — от классики авангарда до Майкла Джексона. Очевидно, для того, чтобы заменить легендарного джазового органиста Джека МакДаффа (Brother Jack McDuff), одного клавишника явно недостаточно.
Внушительная оркестровая махина, которую Бенсон укрощает и уговаривает при помощи своей мягкой, чуть «плывущей» гитары, похожа на огрмную глыбу, зависшую над авансценой. Оркестр трудно удержать в рамках smooth-jazz, и в редкие минуты ему удается разогнаться до чего-то более агрессивного. Но мягкий, утешительный голос Бенсона, более близкий к бытовому, а не профессиональному пению, снова «приглаживает» музыкальный пейзаж.

После таких мягких концертов всегда хочется получить толику здоровой агрессии. В Miles Davis Hall сегодня — сразу три альтернативные группы, возглавляемые суровыми девушками — The Pretty Reckless, Melissa Auf Der Maur и Guano Apes. Наше воображение поражает первая из них: голосистая Тейлор Момзен (Taylor Momsen) — долговязая девка с тощими косичками, в берцах и футболке Metallica. По характеру она — нечто среднее между Pink и Сандрой Насич, но на ее стороне — молодость и способность петь в прыжке, не перехватывая дыхание. У нее хрипловатый, чувственный голос, но когда она орет — это не имеет никакого значения. Потому что орет она мощно!
Кстати, в ближайшее время The Pretty Reckless появятся в Москве, не пропустите их концерт.

Что касается красотки Мелиссы, то ее версия рока — чуть более слащавая, анемичная и, в конечном счете, куда менее интересная. Рядом с ней Сандра Насич выглядит матерой волчицей, многое повидавшей и знающей несколько приемов, которые позволяют создавать впечатление бурной деятельности, когда на самом деле ты отдыхаешь между песнями. Шоу, как и везде в туре, стартует с «Quietly», и буквально на третьей композиции («You Can't Stop Me») Сандра сдувается. Когда в самом начале шоу в зал лупят стробоскопы и публике предлагается попрыгать — это говорит о том, что ее хотят побыстрее измотать. Когда на «Open Your Eyes» и финальной «Lords Of the Boards» почти всю песню поет толпа — это говорит не только о любви народа к группе, но и о нежелании группы напрягаться. Это работа опытного, побитого жизнью игрока, который тщательно рассчитывает ресурсы. Хорошим жестом Штефана Уде (Stefan Ude) стала спринтерская пробежка по сцене и выход в толпу во время исполнения «Fanman», однако на большой часовой концерт этого все же было недостаточно. Этот концерт могла «сделать» Сандра, но она этот шанс упустила.


5 июля: Lee Ritenour, Большой день Рождения Tommi LiPuma, Olivia Pedroli, James Blake, Laura Marling.


75-й день Рождения одного из самых известных продюсеров джаза и блюза Томми ЛиПума (Tommi LiPuma) — событие серьезнее некуда. На сцене — главные деятели и организаторы фестиваля: в белом фраке выходит поздравить собрата Куинси Джонс (Quincy Jones). На сцене в течение целого вечера звучат вечные мелодии в исполнении мегазвезд: Ли Мэк Райтнур (Lee Mack Ritenour) играет мэшап из Мэтини и «Smoke On The Water» и кросовер-версию «Happy Birthday», после чего сдает вахту Дэну Хиксу (Dan Hicks). Выходят сыграть в честь именинника знаменитый саксофонист Дэвид Санборн (David Sanborn) и клавишник Леон Расселл (Leon Russell), спускается с небес Дайана Кролл (Diana Krall), а из нью-орлеанского джазового пекла прибывает страшный и ужасный Dr John. К празднованию присоединяется и Бенсон, с которым исполняется нежная версия «Stolen Moments», и скрипач Сид Пейдж (Syd Page) — к концу вечера сцена оказывается явно перенаселена.

В малом зале — замена: вместо Rumer выступает швейцарская певица и сонграйтер Оливия Педроли (Olivia Pedroli), ранее выступавшая под ником Lole. Тургеневская барышня с богатым литературным творчеством и дрожащим чувственным голосом исполняет свои песни под искусственно упрощенные трубу и виолончель, пропущенные через подушку спецэффектов, с хорошо различимыми портисхедовскими интонациями. Свежий альбом Оливии «Te den» содержит некоторое количество пасмурных баллад, а также отличную параноидальную вещь «To Be You» и нервную, исполненную под сурдинку «Stay», и это, скорее, хорошо. У такой музыки — много родственников: от Psapp до Джеймса Блейка... кстати, а вот и он.

Психоделическое творчество электронщика Джеймса Блейка (James Blake) совсем не вяжется с экстравертным поведением музыканта на сцене: он бодро и дружелюбно общается с публикой и предлагает похлопать, после чего испускает такой душераздирающий вой под тоскливую тягучую гитару и пространные клавишные, что у слушателей немедленно возникает массовый когнитивный диссонанс.
Джеймс поет нечто вроде тщательно оттюнингованного блюза, поет очень высоким тенором, который в какой-то момент пропускается через вокодер или сплетается с электроникой. Это странный и тревожный акт шаманства, под обаяние которого подпадаешь помимо воли. В числе прочих вещей Джеймс исполняет кавер на Джони Митчелл — «A Case Of You». Еще одно очко в карму.

А завершает вечер талантливейшая фолк-певица Лора Марлинг (Laura Marling), получившая в этом году Brit Awards как лучшая британская исполнительница. В течение нескольких лет Лора пела в группе Noah and the Whale, но уже четвертый год выступает сольно и записала три отличных альбома, последний из которых — «A Creature I Don't Know», как и предыдущий, — номинирован на Mercury. Немудрено, что мы захотели дождаться ее выступления.
Поет Лора Марлинг действительно здорово. Ее вокал обладает той глубиной и чистотой, которая заставляет верить каждому слову исполнительницы — такой способностью обладали великие фолк-певицы 60-х класса Митчелл и Баез, но сейчас это искусство утрачено. Аранжировки роднят Лору с новой волной фолк-рока, к которой принадлежат, к примеру, Mumford & Sons. Инструменты без спецэффектов, игра на полутонах. Виолончель, гитара, ударные и клавишные — базовый набор, но музыканты группы — в частности, Питер Поу (Peter Poe) и Маркус Хамблетт (Marcus Hamblett), — мультиинструменталисты, поэтому в программе появляются номера, исполненные на банджо, мандолине, французском рожке и контрабасе. Все просто — и безупречно красиво.


6 июля: Ricky Martin, Trombone Shorty, Dr John & The Lover 911, The Shoes


Город переживает небывалое нашествие девочек и мальчиков с подведенными глазами: сегодня на афишах значится Рики Мартин (Ricky Martin), звезда латино и r’n’b, голубой мачо без страха и упрека. Его выступление предваряет «облегченная» версия латино — Рубен Блейдс (Ruben Blades), который, кажется, ставит своей целью залить весь зал кипящей медью своей духовой секции, в которой музыканты, похоже, не очень слышат друг друга.

Я не выдерживаю латинской какофонии и сбегаю в Miles Davis Hall, где седобородый Леон Расселл (Leon Russell) исполняет кантри и блюз с невозмутимым видом бывалого сына прерий. Аккомпанируют Леону музыканты из Алабамы и Оклахомы. Не хватает только Джорджии — этот досадный пробел компенсируется исполнением «Georgia On My Mind» и парой регтаймов. Его концерт — как бесконечная дорога по проселочным дорогам сквозь Штаты на огромном траке: с пути не свернуть и игнорировать на дороге — себе дороже.

Расселла сменяет Доктор Джон — о, этот держится с достоинством и невозмутимостью короля. Блестящий, полный интересных аллюзий и цитат концерт нью-орлеанского мэтра заставляет зал хлопать уже на первой композиции — настолько изобретательно и роскошно звучит рояль Доктора. Когда Джон (настоящее имя которого — Mac Rebennack) пересаживается за орган, в его песнях начинают проступать следы всех хоралов и госпелов Америки, а когда он начинает рапределять партнии между двумя инструментами, ты ощущаешь торжественность момента. При этом программа у Доктора весьма жесткая: добрую треть составляют песни с его остросоциального альбома «City That Care Forgot», посвященного урагану «Катрин» и моральному развалу США. Боже, храни этого доброго человека.

Рики Мартин стартует под бешеные перкуссии и романтический перезвон гитар. Когда он вызодит на сцену, в зале поднимается визг. Затянутые в кожу танцоры и бэк-вокалисты устраивают бешеные пляски, Рики сменяет костюмы и принимает повокативные позы — это очень, очень яркое и очень дорогое шоу, только вот голос певца ощутимо подводит. Он задыхается, проговаривает то, что раньше пел, глотает слоги и тяжело дышит. Это особенно видно, когда исполняются проверенные хиты типа «Viva Da Vida Loca» или «She Bangs»: динамичное шоу с элементами бурлеска набирает ход, девки в латексе принимают провокативные позы, зал подпевает, а Рики едва успевает пропеть в микровон зачин, чтобы публика его подхватила.

Концерт в Майлс Дэвисе завершало выступление Trombone Shorty & Orleans Avenue из (guess what?) Нью-Орлеана. Музыкант Трой «Тромбон-Коротышка» Эндрюс (Troy «Trombone Shorty» Andrews) представляет публике концертную версию своего нового альбома «Backatown» (2010), который несколько недель был номером 1 в чарте Contemporary Jazz CD журнала Billboard. Сильные стороны программы — знание и развитие нью-орлеанских традиций джаза (25-летний лидер группы — из музыкальной семьи, занимается игрой на тромбоне и трубе с 6 лет), интерес к современному звуку (некоторые номера крайне эффектно аранжированы при помощи электрогитары и перкуссий) и чередование инструментальных композиций с песнями.
Все музыканты — еще и отличные шоумены! Но и зал им под стать: Трой свесился со сцены и предложил кому-нибудь в зале подпеть ему, и одна девушка, скромно стоящая в толпе, весело спела хорошо поставленным голосом: ок, бейби, но только после тебя! В одном из номеров, видя кураж зрителей, все участники группы быстро поменялись инструментами и сыграли песню еще раз, полностью изменив ее звучание. Их исполнение великой «When the Saints Go marching In» Луи Армстронга ознаменовалось... выключением микрофонов (!), когда все музыканты выстроились на авансцене и добрый десяток минут импровизировали unplugged. Музыка Trombone Shorty — крайне энергичный коктейль из фанка, джаза и соула — исполнялась так ярко и яро, что часовое выступление переросло в два часа танцев, воспитанные швейцарские старушки прыгали на стульях, а директор фестиваля Клод Нобс лично звал музыкантов выйти на третий бис.


Продолжение следует...

07.07.2011, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: