MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2011. 2 и 3 июля: Большой Джем, большие имена

Большой Джем, Би Би Кинг, Сантана, легенда о Настоящей Мечте и новые имена - в новом репортаже Звуков из Монтрё.

2 июля: Tedeschi-Trucks band, Santana, B.B.King, Charles Bradley, Chrystal Fighters.

Продолжаем свой репортаж с берегов швейцарской Ривьеры. Если вы пропустили предыдущую серию – загляните сюда и узнаете, куда мы отправимся на этой неделе.

Основную программу Montreux Jazz festival открывают Сьюзан Тедески (Susan Tedeschi) и Дерек Тракс (Derek Trucks) – семейная пара, возникшая из любви к блюзу и кантри-ревайвл. На двоих у супругов – коллекция гитар, несколько Грэмми, пара групп из 90-х и отличный объединенный состав Tedeschi-Trucks band, с которыми они в прошлом году записали дебютный альбом ” Revelator”. Для кого-то их музыка слишком отдает Мемфисом, однако во всем мире у нее множество поклонников, а хорошую игру слайдом можно ценить в любом жанре. ”Learning To Live Together” - тонкое искусство, которое Дерек постиг в совершенстве: он чутко и нежно обыгрывает вокал жены, словно ведет девушку за руку через мостик, а она тем временем играет точные и простые риффы.
Чем-то манера Дерека напоминает Стиви Рэя Вогана ( Stevie Ray Vaughan), только его гитара чуть более певуча, а манера игры - совсем не агрессивна. Даже его версии композиций Хендрикса – совсем мягкие, слегка эстетские. Такая игра хорошо сочетается с резковатым вокалом Сьюзан – особенно в вещи ” Midnight In Harlem “. Удивительно: кажется, играют супруги довольно тихо и расслабленно, однако на заднем плане уже истекают потом два барабанщика и уже начал терять воздух один из двух бэк-вокалистов. Правда, ближе к финалу барабанщики (Тайлер Гринвилл и Джей Джей Джонсон) устраивают энергичную пикировку на двух установках, вызывая бешеную овацию зала.

В Miles Davis Hall начинает сет новая звезда - Чарльз Брэдли (Charles Bradley). Говорят, что для того, чтобы петь настоящий соул, надо многое испытать. На долю Брэдли выпало столько, что его история слушается как рассказ Джека Лондона. Он всю жизнь мечтал заниматься музыкой, был влюблен в голос Джеймса Брауна, но вырос в бедной семье, вынужден был рано начать зарабатывать и до последнего времени работал то дворником, то поваром в психбольнице. Запел он в 51 год, выступал в барах Бруклина без малого десять лет, а в прошлом году, будучи уже пожилым человеком, подписал контракт, выпустил при помощи друзей клип ” The World Is Going Up in Flames” - и вот тут-то все стало происходить с невероятной скоростью.

Клип на песню стал хитом, далее подоспел альбом ” Пластинка "No Time for Dreaming"” - и Брэдли мгновенно получил контракт на мировое турне и приглашение выступить в Монтре. Сейчас Брэдли – 62 года, и при другом раскладе он уже давно был бы легендой соул уровня Брауна. Но именно сейчас он получил такой реванш, что сможет дать надежду тысячам талантливых людей во всем мире.

С Чарльзом Брэдли играет совсем молодой состав, чье звучание старательно стилизовано под 70-х. Ребята начинают заводить зал при помощи стандартного набора поп-мелодий, сакс и труба звучат ностальгически-томно, словно тебе включили саундтрек из бондианы с Шоном Коннери. На муге стоит розовый фламинго, на парнях – прилизанные костюмчики, мило-розово...
И все это перестает иметь значение, как только на сцену выходит плотный курчавый негр в золотой коже - и ты понимаешь, что без него эта музыка не самоценна. Потому что он просто встает, чуть раскачивается – и начинает плакать у тебя на глазах настоящими огромными слезами. Он поет о смерти брата, о разборках в Бронксе, о том, куда катится этот мир, и ты понимаешь, что надо срочно что-то делать. Тебя мгновенно охватывает смятение - настолько обнаженным выглядит этот человек на сцене. И голос его - действительно такой же чистый и честный, как у классиков соул и фанка.
”Wake up before too late, no time for dreaming...”
Оказывается, время есть всегда – если мечтать так, как мечтал Брэдли. Жить и петь с такой страстью и болью – это и значит мечтать. Такие мечты всегда сбываются – даже когда тебе 60.

А в зале Стравинского тем временем начинает второй сет за этот фестиваль человек, чья карьера все эти годы шла по накатанной. Напиливший на несколько “best of” Карлос Сантана (Carlos Santana). Начинает он с нежного перезвона колокольчиков и мешанины ударных. Слегка обалдевшая публика, ожидавшая как минимум ”Oye Como Va”, стоит в легком оцепенении. Для того, чтобы довершить успех начатого развала, ее припечатывают ” Spark Of the Divine” и кавером на ” "Back in Black" AC/DC, который переходит в... рэп. На передний план выскакивает бэк-вокалист и задвигает прекрасную ритмизованную телегу: к нам приехал, к нам приехал наш Сантана дорогой.
Нате вам, дорогие посетители джаз-фестиваля!

Но получают свою порцию радости и ностальгирующие по мейнстриму слушатели старшго поколения: для них исполняется ”Black Magic Woman”, а на экране тем временем сменяют друг друга каменные ангелы и концертные съемки молодого Сантаны. Карлос встает в картинные позы, солирует с видимой небрежностью и с удовольствием играет дуэты с басистом и вторым гитаристом. Он хулиганит, вставляя в рефрены кусочки песен Майкла Джексона или Сюзанны Веги, всячески демонстрируя, что приятно проводит время на этой сцене.
В новом турне, как мы уже рассказывали, Сантану сопровождает его великолепная супруга Синди Блэкман (Cindy Blackman) – замечательная барабанщица и просто красотка. С ней Карлос исполоняет ”Corazón Espinado ”, влюблено глядя на жену и отвернувшись от зала. Синди появится на сцене еще дважды – во время исполнения ”Evil Ways / A Love Supreme” и во время бисов. Однако мне уже пора мчаться в Miles Davis Hall, где как раз начал свой раздумчиво-ностальгический сет Би Би Кинг (B B King).

Кинг – не просто легенда. Это человек, которому позволено все. Он может сыграть на гитаре всего две партии за вечер, и все равно у слушателя будет ощущение, что два часа концерта были насыщены музыкой. В формате stand up comedy старикану нет равных – на фоне тихо свингующего бэнда он балагурит, подначивает своих музыкантов на сольные номера и лишь изредка трогает гитару. Кульминацией концерта становится момент, когда саксофонисты Мелвин Джексон (Melvin Jackson) и Уолтер Кинг (Walter King) подначивают ББ включиться в игру, не произнеся при этом ни единого слова: весь диалог происходит при помощи инструментов.
Я уже не в первый раз наблюдаю, как Король блюза вертит публикой и как при помощи умело расставленных пауз и живой мимики он добивается абсолютного внимания слушателя. Это здорово выглядит в сольном концерте, но на следующий день планируется огромный джем... может быть, молодые звезды блюза и фьюжн дадут старику прикурить?..

Напоследок мы заруливаем в Montreux Jazz Café, где уже в разгаре бешеный гон испанско-британских инди-мальчиков Chrystal Fighters. Электронный рок, столь милый сердцу хипстера, спетый с характерными интонациями «мы сами не местные» - такая музыка одинаково близка всем, кто ощущает себя гражданином мира. У группы чудесный перкуссионист, крикливая вокалистка... а все остальное довершают сэмплы.


З июля: Shemekia Copeland, B.B. King, Большой Джем, Raphael Saadiq, Imany, Selah Sue.


Живое подтверждение тезиса «Монтрё – самый большой бесплатный фестиваль Европы»: на открытой сцене в парке Верне выступает замечательная блюзовая вокалистка Шемекия Коупленд (Shemekia Copeland) – веселая толстушка с богатым диапазоном, очень теплым тембром и ухватками Гарлема. В ходе концерта Шемекия, играючи, демонстрирует слушателям разные виды блюза: ”Never Going Back To Memphis” исполняет в духе Мемфиса, еще одну композицию поет в стиле Motown – и скидывает туфли: «Это же Motown, бэйби!». Подмешивает госпел и фанк, приправляет Нью-Орлеаном... музыкальная эрудиция певицы внушает почтение.
Предваряя очередную песню, Шемекия рассказывает: ”Когда я была маленькой, моя бабушка Джесси водила меня в церковь 27 дней в неделю, и там все пели госпел, махали руками и пускали «волны», а церковь была маленькая, просто крошечная, все туда не помещались – и когда тысяча людей пела и плясала во славу Божию рядом с церковью, все это выглядело как чистое безумие. Вы готовы повторить это со мной сейчас?” - Ну конечно, Шемекия, мы готовы!
Голос Шемекии Коупленд – уникальный инструмент, и это становится очевидно, когда она откладывает микрофон, спускается со сцены и идет петь в толпу. Похоже, никакой микрофон ей и не нужен: голос разносится далеко над парком. Не всякая вокалистка смогла бы убедительно проделать такой трюк, и не всякая решилась бы на него, зная, что ей предстоит через полчаса петь в большом зале для Би Би Кинга...

«У меня проблема: я уже заработал кучу денег, но я не могу перестать выступать», - такой саморазоблачительной речью Би Би Кинг начинает Большой Джем под названием ”Welcome To The Chairman Of The Board”. Реплика, будучи абсолютно честной, встречает полнейшее понимание и смех зала: всем очевидно, что сегодня будет происходить большой сеанс чествования легенды, в котором Кингу уготована, скорее, роль дирижера.
Так и происходит: сцена постепенно заполняется народом, которому оказана честь сыграть пару сольных прогонов в сопровождении оркестра Кинга под его фирменные шутки-прибаутки.

Первыми на сцене появляются наши старые знакомые – Тракс и Тедески. Далее к ним добавляется Сантана, его звездная супруга Синди, мудрый волшебник Джон Маклафлин – и каждый из вновь прибывших удостаивается от Б.Б. пары хвалебных пассажей, и обязательно исполняет сольную партию. А чтобы подбить публику на аплодисменты, король блюза смешно приставляет руки к ушам.
Кинг умело распоряжается временем и пространством: вот выходит Сантана и техник долго возится с джеком, подключая ему гитару. Все это время Кинг мурлычет под нос:
Every day... Every day... Every day I got the blues… Ну, как ты там, включился? Every day... Кстати, я так могу часами продолжать, так что ты не торопись, сынок! Тебе бэнд погромче сделать, или потише? Every day I got the blues, baby…
В ответ Сантана выдает прочувствованный спич о том, какая это честь – играть на одной сцене с Би Би Кингом, и этим сразу портит впечатление. Правда, тут же реваншируется, исполняя блюз с перелицованным рефреном из ”Summertime” и устраивая веселый дуэт с супругой.

На сцене появляются все новые музыканты: вот выходит гениальный стил-гитарист Роберт Рэндольф (Robert Randolph), прекрасный пианист Сильван Зинг (Silvan Zingg), выходит на пару партий Шемекия, а напоследок из-за кулис показывается редкий мастер - Филипп Фанкхаузер (Philipp Fankhauser). Все происходящее напоминает, скорее, большую музыкальную мафию, собравшуюся, чтобы чествовать своего дона.
Сегодня в программе преобладает блюз, однако Сантана подбивает музыкантов на чачу и босанову с пронзительной трубой, а завершается джем 20-минутным исполнением знаменитой ”Fever”, в ходе которой музыканты по одному покидают сцену.

Неделя только начинается, а фестиваль же успел подарить нам несколько уникальных моментов.
Посмотрите на эти лица: собрать их на одной сцене может только Монтрё.

Через полчаса в Большом зале будут играть джем молодые джазмены, а мы стремимся в подвал, где в Jazz Café терзает гитару сердитая блондинка с настойчивыми интонациями - Selah Sue.
В ее манере пения есть нечто от Cowboy Junkies, но ничего самостоятельного с точки зрения мелодий и текстов мы от этого состава не дожидаемся – а потому сбегаем. Чуть раньше на той же сцене выступала девушка-сонграйтер Imany, все песни она исполняла под простую акустику и в гораздо менее напористой манере - и в итоге звучала гораздо более выигрышно.

В Miles Davis Hall тем временем раскинул свои любовные сети парень из LA, назвавший свой новый альбом ” Stone Rollin'”.
Рафаэль Саадик (Raphael Saadiq) – не только самостоятельный музыкант, но и продюсер. Ему обязаны своим звуком и бэк-вокалами Мэри Джей Блайдж (Mary J. Blidge) и Джосс Стоун (Joss Stoone). Он настолько разнообразен, что на протяжении всей программы вольно гуляет по стилям и жанрам: от тяжелого блюза к регги и фанку, от рок-н-ролла и твиста – к мягкой лирике. Ироничный, чуть отстраненный, он словно играет в музыку, и хочется остановиться и спросить: а в каком месте ты – настоящий, мэн?

Ночь. На променаде – танцы: одна из открытых площадок устроила стихийный бразильский карнавал, и по набережной, приплясывая, ходят люди в цветочных гирляндах.


Продолжение следует...

05.07.2011, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: