ФЕСТИВАЛЬ  И опять идут тринадцать

В "Олимпийском" прошла IV церемония вручения премии "Нашего Радио" "Чартова Дюжина". За проведением премии наблюдал Антон "Ботаник" Чернин.

В спорткомплексе "Олимпийский" прошла IV церемония вручения премии "Нашего Радио" "Чартова Дюжина". За проведением премии наблюдал Антон "Ботаник" Чернин.

Сразу скажу, чего в этом материале не будет. За рассуждениями на тему "какое говно весь ваш русский рок" лучше отправляться на другие страницы. С теми, кто считает русский рок вторичным, я готов обсудить оригинальность всей музыки конца ХХ – начала ХХI веков вообще, а также национальную идею России, морской флот Монголии, квадратуру круга, вечный двигатель, арктических пингвинов и массу других интересных тем, но - как-нибудь в другой раз. А пока давайте договоримся, что русская рок-музыка имеет ровно такое же право на существование, как и любая другая. К тому же ваш покорный слуга десять лет имел с нею дело в рамках "Нашего Радио" (причем восемь из них – в той же "Чартовой Дюжине"), и испытывал от этого немало удовольствия.

Подобные мне любители русского рока в очередной раз набили под завязку "Олимпийский". В двух словах напомню, что "Чартова Дюжина" - это хит-парад, выходящий на "Нашем Радио" с 1999 года. В 2003 году прошел первый фестиваль "Чартова Дюжина" в Лужниках, через год его повторили там же, потом фест переехал в Петербург, а в 2008 году в "Олимпийском" прошла Первая церемония вручения ежегодной музыкальной премии в области рок-н-ролла "Чартова Дюжина". (Питерский фестиваль, кстати, тоже проходит до сих пор).
Более того: это уже не первая премия, придуманная "Нашим Радио": в 2003-2004 годах НР вручало статуэтку, для которой Михаил Козырев одолжил у группыTequilajazzz название "Побоroll". Но там были практически внутренние посиделки, а в 2008-м решили сделать все масштабно. С тигром Мартином, который привез с собой за компанию братьев Запашных, с оркестром Константина Кримца, который играл "Все идет по плану"... Оркестр был и на этот раз, но не Кримца (Константина Дмитриевича не стало несколько лет назад) - на эту "Дюжину" пригласили симфонический оркестр Министерства внутренних дел под управлением Феликса Арановского . И, надо сказать, эти сорок с чем-то сотрудников МВД были приняты залом "на ура", да и остальные, те, что были в зале, вели себя профессионально.

Началась церемония с того, что оркестр вместе с Большим детским хором ТВ и радио исполнил "В наших глазах" группы Кино. Именно с нее в 1998-м началось вещание "Нашего Радио". Во время песни экраны камеры фокусировались на вдохновенном малыше явно корейского вида – по всей вероятности, воплощавшем собой дух Виктора Цоя. Все действо транслировалось на огромный, во всю ширину "Олимпийского" экран, вперемежку с роскошным психоделическим видеорядом Ярослава Куриленко и Михаила Никадимова (за плечами этой пары – оформление нескольких фестивалей ЧД, новогодних телеогоньков, а главное - презентация альбома Дельфина "Звезда", которую зрители вспоминают с придыханием до сих пор). Так, про оформление сцены я рассказал, про звук – еще нет, а надо бы: звукорежиссеры попытались выжать из несчастного здания спорткомплекса максимум того, что можно было выжать. И справились со своей задачей: звук на всех выступлениях был очень приличный.

Жаль, что его было мало: все приглашенные артисты спели по две, максимум по три (Би-2 и Океан Ельзi) песни. Первой на сцену поднялась Алиса, выдала два номера с нового альбома под названием "Ъ" - "Твердый знак" и "Работа". После чего получила приз из рук музыкального обозревателя другого "Ъ" (а также продюсера нынешней премии "ЧД" и обладателя одной из позапрошлых) - Бориса Барабанова. Кинчев сказал, что ему чертовски приятно получить этот приз – в устах православного христианина за пару дней до начала Великого поста комплимент этот по меньшей мере двусмыслен. Но ничего, всем понравилось.
Пару слов о призах: если в прошлые годы это были тяжеленные книги из металла и стекла, то на этот раз был изготовлен специальный тираж виниловых пластинок с песнями-победителями ЧД и несколькими специально отобранными новинками. Часть этих пластинок покрыли золотым напылением и закатали в рамки – получилось весьма эффектно и примерно раз в пять легче прежнего. Поменяли и саму церемонию – убрали все номинации, и вместо этого просто решили вручать призы всем героям прошлого года, никого не обходя.

Вслед за "Алисой" на сцену вышли "Би-2", представленные на сей раз только вокалистами – сперва Лева спел под аккомпанемент оркестра "Ее глаза" и "Полковника", потом Шура на пару с Юлей Чичериной"Мой рок-н-ролл". За "Ее глаза" Лева и Шура тоже получили пластинку (их соавтора – Вильяма нашего Шекспира – награждать не стали. Впрочем, ему не досталось и за стинговский альбом "Nothing Like The Sun", навеянный той же строчкой того же сонета).
Очередной винил получила Диана Арбенина – приз ей вручала Чулпан Хаматова, и перед выходом на сцену обе звезды в гримерке увлеченно обсуждали вопросы ухода за детьми. Точнее, Чулпан делилась опытом с молодой мамой Дианой, чьи близнецы только-только начали ходить. На сцене "Снайперы" спели "Питер-никотин" и "Лети, моя душа". И уехали дальше – готовиться к концерту 8 марта, который снимался для DVD...

Отдельно надо отметить блок новых команд – в основном, за сам факт его существования. Дело в том, что за два с лишним года правления прежнего руководства НР в эфире появилась всего одна (!) новая группа. В мае 2010 поменялись и хозяева, и менеджмент, после чего эфир пусть неровно, зачастую спорно, но обновился. Блок новых (не для русского рока, но для ЧД) команд был представлен Найком Борзовым, который по такому случаю спел "Свежую кровь".
Среди новичков были Река (в общем, никак), F.P.G. (опять с кавером цоевской "Ночи", хотя у них и своего отличного материала хватает) и Мураками, которые два года назад очаровали фестиваль "Сотворение мира", а сейчас возглавили ЧД с новинкой "Нулевой километр". Их и принимали теплее всего. Отдельно от блока прозвучал дуэт группы АнгелНеБес с Олегом Гаркушей. Спасибо Олегу за то, что он своими танцами несколько сгладил дурацкий пафос песни. Недурацкий пафос на церемонии тоже присутствовал: если прошлый год запомнился в основном речью Юрия Шевчука, то в этот раз с экрана к публике обратился Петр Мамонов. И был встречен овациями.

Дальше фестиваль покатил своим чередом. С явными удачами – с КиШ, которые более чем убедительно смотрятся в акустике, с Ляписами, показавшими и жесткий "Священный огонь", и лирический, обманчиво благостный "Я верю". С великолепным Пикником, который на две песни вморозил зал в пол (и на "Кукле с человеческим лицом" показал-таки эту самую куклу). Мне сразу вспомнилось, как год назад я выпивал в гримерке у этой славной команды – и тут со сцены донесся "White Rabbit". "Аккуратнее надо быть" - подумал я и потянулся за бутербродом. Музыка от этого не исчезла. Оказалось, группа Мельница решила устроить залу ликбез... Вообще любая рок-леди похожа либо на Грейс Слик, либо на чувырлу. Так вот в Хелавису в тот вечер на три минуты прямо-таки вселилась душа Грейс...
На этот раз Наташи не было – она должна была спеть "Там высоко" с группой Ария, но попала в больницу и ограничилась видеоприветствием. Держим кулаки за нее и за ее будущую дочку! Что до "Арии", то им выдали приз с несуразной формулировкой "самая спортивная группа". После чего они бодро и весело отыграли "Колизей" и "Беспечного Ангела", а Артур Беркут зачем-то прицепил к кепке шиньон.

Неудачи были связаны, в основном, с конферансом Билли и Рыжика. Вообще группе Billy’s Band с НР везет как утопленникам: их голосами озвучен один из джинглов ЧД, однако песен этой четверки в эфире нет вообще! Поэтому публика слабо понимала, что это вообще за кренделя со своими телегами про лузеров и Купчино. А Билли и Рыжик понимали, в принципе, всё, но, видимо, должны были закрыть своими выходами паузы строго определенной длины… Само вручение премий принималось куда как теплее. Тем более, что, например, Чаче Иванову вручала премию Валерия Гай Германика, восседавшая на плечах диджея НР Павла Картаева (Паша, видимо, изображал того самого коня, которого Гай Юлий Цезарь Август Германик Калигула когда-то сделал сенатором; надеюсь, нынешний хозяин "НР", В.А. Богданов, этого намека на свой счет не принял). Отличилась и виджей "Муз-ТВ" Азия (она только что снялась в журнале "Maxim" и была вероятность, что публика не узнает ее в одежде). Когда Вячеслав Бутусов сказал, что у него нет дома проигрывателя, и винил слушать не на чем – Азия вызвалась ему вертушку подарить! Ловим на слове... Кстати, трансляция "ЧД" пройдет на "Муз-ТВ" 13 марта в 23.30

Выступили Калинов Мост, Пилот, Серьга, Ю-Питер… КМ выдали две песни с альбома "Эсхато" - "Мать Европа" и "Ангелы Рая". Обе они занимали высокие места в ЧД (вплоть до вершины), и даже удивительно, что люди, которые за них голосуют, не ходят на концерты – вы давно видели Ревякина и компанию на площадке крупнее ЦДХ? А жаль...
С "Пилотом" вообще получилось по-идиотски: вы можете мне не поверить, но Илья Черт – не клон Кинчева, а и вправду талантливый и оригинальный автор! По альбомам это становится ясно довольно быстро, мало того: пару лет назад он показывал мне несколько глав из своей книги-сказки – и я давно так не хохотал от восторга, это феерический абсурдистский цирк в духе книг Джона Леннона. Но зачем же, какого Кнабенгофа он спел на ЧД те самые две песни, которые вчистую сняты с "Алисы": сначала новинку "156-й", мелодия которой один в один совпадает с "Моим поколением", а потом "Рок" - то есть "Аэробику" с инструментальной вставкой из аукцыоновского "Нэпмана"?
"Серьга" спела старый добрый Теплый воздух от крыш", плюс написанную по следам прошлого "Нашествия" "Валера, ты где?". По словам Галанина, с "ЧД" начинается празднование его юбилея (который вообще-то наступит 16 ноября).
Вячеслав Бутусов и "Ю-Питер" вышли с двумя песнями с альбома "Цветы и тернии": это был хит-парадный боевик "Скалолазы" (кстати, на альбоме хватает песен и лучше, он действительно удался) и "Дети минут" на забытое когда-то в гостях у Александра Липницкого стихотворение Виктора Цоя. Вспомнили юбиляров: в этом году круглые даты отметили либо отмечают и Константин Никольский, и Петр Мамонов, и Андрей Тропилло, и Евгений Хавтан, и Олег Гаркуша, и Вячеслав Бутусов, и Сергей Галанин, и Олег Нестеров (которого, кстати, надо поздравлять сегодня, 9 марта!).
Отдельно поздравили с 30-летием Ленинградский рок-клуб – на сцену вышли Эдмунд Шклярский, Георгий Каспарян из "Кино" и "Ю-Питера" и Олег Гаркуша (забавно, что на открытии рок-клуба все трое были не на сцене, а в зале; "Пикник" там играл, но Шклярского на тот момент в группе не было). Вручал рокклубовцам пластинку Евгений Маргулис, которого питерцы полюбили еще в середине 70-х в составе "МВ", а в конце 80-х он чуть не сменил Александра Титова в составе Аквариума. А вот за собственным призом – за "Брошенный Богом мир" Машины Времени, соавтором которого был и Евгений – музыкант не вышел. Вместо него прозвучало видеообращение Андрея Макаревича. C экранов публику приветствовали Земфира, Александр Васильев и группа Эпидемия. А закончил церемонию "Океан Эльзы" - спели три песни, Святослав Вакарчук взмок уже на второй, а зал порвал еще на первой. Показав, что даже по сравнению с соседями российская рок-музыка… Все, обещал же!

09.03.2011, Антон ЧЕРНИН (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: