Boris KOVAC  Солцне во время чумы

Борис Ковач и его New Ritual Group выступили в Москве.

В последние дни на улицах Москвы неспокойно. И в эти неспокойные дни в столице выступил Борис Ковач (Boris Kovač) – сербский музыкант и композитор, который не понаслышке знает, что такое этнические конфликты в родной стране. Выходец из бывшей Югославии, он помнит и гражданскую войну, и постепенный распад страны, и бомбардировки НАТО. Всё это отразилось в его музыке, где встречается то, что иногда называют "балканской грустью". Как у Горана Бреговича (Goran Bregović) в "War" и некоторых других композициях.

Вечер начался с затянувшегося саундчека. В 20:00 в зал Культурного центра "ДОМ" не пускали, из-за закрытых дверей доносились звуки скрипки. Собравшимся зрителям, чтобы не скучали, вынесли на продажу диски Ковача. На альбоме "World After History – A Pannonian-Mediterranian Round-Trip" (2005) была обнаружена замечательная надпись: "NO COPY PROTECTION… respect the music".

И вот на сцене появляется новая группа Ковача New Ritual Group. Вокалистка Светлана Спажич (Svetlana Spajić) – женщина с мощным голосом, участник собственной группы Svetlana Spajić Group. Скрипачка Александра Крчмар (Aleksnadra Krčmar) – девушка с осиной талией и в ядовито-красных туфельках на длинных каблуках; похожа на изящную осу, участник струнного квартета TAJJ. Пианистка Слободанка Стевич (Slobodanka Stević) – самый скромный и незаметный участник группы; является участником Ingmar Piano Duo, дуэта, исполняющего музыку известных композиторов (Моцарт, Рахманинов, Пьяццолла и др.) Контрабасист Синиша Мазалика (Siniša Mazalica) – молодой человек с консерваторской внешностью. Молодой барабанщик Лав Ковач (Lav Kovač), участник группы Lav Kovač Quartet (джаз). И, конечно, саксофонист Борис Ковач – чудаковатый на вид дядя, похожий немного на гитариста Эдриана Белью и актёра Рэйфа Файнса (стоит вспомнить, что он сыграл в фильме "Паук"). В поведении Ковача на сцене тоже иногда проскальзывает что-то паучье, особенно когда он, играя музыку, закрывает глаза и начинает плавно двигаться, высоко поднимая ноги. Словно паук, который возится с паутиной. К слову, в зале было замечено пианино, замотанное прозрачным скотчем. В таком виде оно походило на огромного жука, обмотанного паутиной. Возвращаясь к составу новой группы, стоит отметить, что в нём теперь нет инструментов, которые играли важную роль в предыдущих группах Ковача LaDaABa orchest и La Campanella. В первую очередь это касается акустической гитары и аккордеона. Впрочем, существует расширенный состав коллектива, где есть и эти инструменты. Называется он New Ritual Ensemble и включает в себя аж 13 человек, т.е. туда, помимо всего прочего, входят TAJJ String Quartet в полном составе и почти вся La Campanella. Увы, до России этот роскошный состав не доехал.

Начинается концерт. Борис располагается в углу сцены и уходит в тень. Впереди всех оказывается Светлана Спажич. Она поёт, упираясь руками в бока, и её голос подавляет все инструменты. В своей собственной группе Светлана практикует хоровое исполнение старинных сербских песен без музыкального сопровождения. В музыку Ковача она привнесла то, чего в ней ещё не было – мощь народного голоса. Она поёт так, что в нескольких моментах в её глазах появляются слёзы. В одном эпизоде все музыканты затихают, и Спажич в одиночку исполняет одну из старых сербских песен. Некоторые слова можно разобрать и понять. Например, "sunce" ("сунце"), т.е. "солнце". Из известных композиций звучат "Danza Transilvanica", "The Last Balkan Tango", которую Ковач как обычно объявляет словами: "Последний балканский танго". Звучит также "The Last Waltz In Budapest", в новой версии которого не хватает привычного аккордеона. При этом группа почему-то игнорирует "Begin-ing" и "Entertain You" – очень важные и запоминающиеся композиции. В какой-то момент на задник сцены начинают проецировать видеоряд, в котором можно узнать кадры из DVD "Before and After... Apocalypse" (2008), точнее – из второй его части – музыкального фильма "World after History – A Sentimental Journey". Со стены зрителям кивают внимательные головки подсолнухов, затем музыканты играют на фоне гор. На этом моменте вспоминается эпизод из упомянутого музыкального фильма, в котором все участники La Campanella играют музыку на невидимых инструментах, перебирая пальцами воздух. При просмотре казалось, что музыка в этом моменте звучит как бы без участия музыкантов, сама по себе, словно её воспроизводит природа, на фоне которой играют музыканты. На концерте несколько раз возникало похожее ощущение – что музыка звучит сама по себе, несмотря на то, что в руках музыкантов были инструменты. Настолько силён был эффект погружения. Он был таков, что перестаёшь замечать и музыкантов, и инструменты. Про такое выступление не хочется рассказывать с использованием терминов "world music", "танго", "авангард" и т.п. Музыка, как живое существо. И всё тут.

В одном эпизоде у контрабаса отваливается ножка, но зрители внимательны к музыкантам – тут же один человек из первого ряда подбегает к сцене, поднимает ножку и подаёт контрабасисту. В другом эпизоде одна немолодая женщина, сидевшая рядом со мной, выдыхает восхищённое "круто". Она же впоследствии подойдёт к сцене, чтобы подарить каждому музыканту по… плитке шоколада "Алёнка". Помимо этого Ковач, зажав рукой нос, декламировал текст в микрофон. Получался забавный попугаичий голос, как в мультфильмах. Эдакий попугай-пират. Услышали мы и его знаменитое прощание по-немецки: "auf Wiedersehen", которым завершается песня "Orient Express" с альбома "The Last Balkan Tango (An Apocalyptic Dance Party)" (2001).

Вот и закончилась очередная апокалиптическая вечеринка. Стоит отметить, что аншлага в зале не было. Конечно, это вовсе не означает, что конце света близок и люди вымирают, но любителей хорошей музыки становится меньше. Факт. Как написал один блогер: "Это же какой-то абсурд – Ковач в полупустом зале..."

17.12.2010, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Boris KOVAC - свежие публикации:

Boris KOVAC

Борис Ковач находит в музыке аналогию с зодчеством. "Когда я творю", - поясняет маэстро, - "я будто бы строю дом┘" Сравнение с постройкой дома очень удачное! Но, справедливости...

Подробности из жизни:

Борис Ковач находит в музыке аналогию с зодчеством. "Когда я
творю", - поясняет маэстро, - "я будто бы строю дом┘" Сравнение с
постройкой дома очень удачное! Но, справедливости ради, следует отметить,
что здание у этого "звукового архитектора" обладает весьма причудливой конфигурацией┘
Ковач родом из Воеводины, где в общей сложности проживает 16
народностей. Поэтому в музыке Бориса можно узнать цыганские, румынские,
болгарские и многие другие мотивы. Поражает даже не столько обилие
стилей, сколько их мастерское перевоплощение в нечто новое и целостное.
Западная пресса, сталкиваясь с феноменом Ковача, начинает путаться
в формулировках. Одни журналисты используют термин ⌠New Age■, другие
пишут об эклектике, третьи √ о пост модерне. Но общим лейтмотивом статей
является мысль о парадоксальности этих произведений. Однако, музыка
Ковача не менее парадоксальна, чем вся история…

Далее... →