FALSE ALARM  "Это история о том, как мы сожгли пианино"

Лидер False Alarm рассказал Звукам о том, как непросто бывает иногда профессиональному музыканту с двадцатилетним стажем выйти на сцену...

False Alarm в переводе с английского — "ложная тревога". Музыка этой группы рождает именно такие эмоции: она неровная, тревожная, многослойная и чуть дрожащая. Написавший эту музыку композитор Олег Литвишко известен, в первую очередь, как электронный музыкант, автор нескольких интересных саундтреков и альбомов, которые ценители передают друг другу, словно сакральное знание. Однако в первую очередь он известен как профессиональный звуковой дизайнер (именно его авторству принадлежит значительная часть звукового оформления Первого телеканала).
Для Олега проект "False Alarm" во многом стал новым опытом. В первую очередь, потому, что в этом составе он впевые выходит на сцену в качестве фронтмена, и исполнять будет не привычные электронные "пейзажи", а, как он сам определяет, "актерские этюды".
"Однажды я просто расстроил гитару, - рассказывает Олег, - перестроил ее струны таким, до сих пор непонятным мне образом, что из-под них стала появляться какая-то другая, незнакомая музыка". Эта "другая музыка" и легла в основу того, что впоследствии стало творческим материалом False Alarm. Насытить звучание речевым содержанием смог другой участник группы, филолог и поэт Андрей Логутов, который написал англоязычные и русскоязычные тексты песен. Музыка была первична, я писал композиции, вместо слов набрасывая разные звуки на ритмические конструкции, то есть делал "рыбу", Андрей же – в зависимости от мелодических особенностей той или иной вещи писал текст на английском или на русском языке". На альбоме есть и по-рок-н-рольному простые стихи, и тексты, напоминающие Брайана Ино или Jethro Tull, но главная особенность альбома - это тонкость созвучия между словами и музыкой, открывающая порой неожиданные и едва уловимые смыслы".
В процессе работы над записями начал подбираться концертный состав. Для исполнения вокальных партий Олег приглашал разных исполнителей, среди которых - актер Сергей Чонишвили и известный радиоведущий Карл Уоттс. А вскоре к Литвишко и Логутову присоединился Сергей Сабинин, гитарист Василия Шумова. Вместе музыканты перенесут эту музыку в "живой" формат.
Накануне концерта лидер False Alarm рассказывает Звукам о том, как непросто бывает иногда профессиональному музыканту с двадцатилетним стажем выйти на сцену...

Звуки.Ru: - Олег, что для Вас - новая группа: Вы устали писать музыку для рекламы, или в загашниках накопилось невостребованных тем?
Олег Литвишко: - Для меня новая группа - это прежде всего случайность. Мы случайно познакомились с автором текстов Андреем Логутовым, случайно обнаружился незвестный мне строй гитары и случайно выдалось довольно много свободного времени прошлым летом.Весь материал был записан очень быстро, спонтанно и легко. Никаких заготовок.

Звуки.Ru: - То есть альбом мог бы и не появиться? Вас в жизни до этого все устраивало? Вы составляете хороший контраст с музыкантами, которые на себе тельняшки рвут с криками "не могу молчать!"
Олег: - Он бы появился каким-нибудь другим. Возможно, инструментальным. Что касается молчания, то оно мне более свойственно, чем разговор.

Звуки.Ru: - Мне вообще всегда казалось, что электронные музыканты редко бывают экстравертами...
Олег: - Не знаю, как другие, а я точно не экставерт. Хотя, например, Herbert не кажется интровертом. К тому же, False Alarm сложно отнести к электронной музыке.

Звуки.Ru: - Мне кажется симптоматичным, что Ваш проект - англоязычный. Это такое искусственное увеличение дистанции между собой и слушателем. Хотя, конечно, публика все больше знает английский...
Олег: - Андрей долгое время жил в Америке, поэтому писать по-английски для него естественно. На альбоме есть и песни на русском. Но вообще русский язык - довольно громоздский для рок-песен.

Звуки.Ru: - Вы в жизни - музыкант "закадровый", или на сцену все же выходите?
Олег: - Скорее, "закадровый", хотя иногда я выхожу на сцену с Александром Ф. Скляром. Предстоящий выход для меня абсолютно новый, поэтому очень волнительный.

Звуки.Ru: - Олег, а с какой целью Вы вообще выходите на сцену? Такое нервное занятие...
Олег: - Скляр зовет - вот и выхожу. Действительно, крайне нервное. Мне очень дорог этот альбом, не хотелось бы его бросать. Хочется продолжения, а это, конечно, концерты. Поэтому придется нервничать. К тому же в группе нет явного фронтмена, кроме меня поют Сергей Сабинин, Андрей Логутов, так что, надеюсь, внимание зрителей будет рассеяно.

Звуки.Ru: - Над чем Вы сейчас работаете, помимо альбома?
Олег: - Ну конечно же, реклама! Новые телевизионные проекты. И еще мне очень хочется закончить второй альбом, который уже почти готов.

Звуки.Ru: - Мне очень нравятся Ваши миниатюры, хотя я почти не смотрю телевизор.
Олег: - Спасибо. Телевизор я тоже не смотрю. Ну, например, буквально вчера меня пригласили на новый проект, который мне очень интересен. Это должно получиться что-то необычное для нашего телевидения - что-то вроде "психологического сериала". Команда мне симпатична, в проекте потребуется много разножанровой музыки. Надеюсь, в итоге все получится. Подробнее об этом проекте я не могу говорить, поскольку он еще не запущен.

Звуки.Ru: - После "Города X" можно было ожидать, что это случится.
Олег: - Что случится? False Alarm?

Звуки.Ru: - Случится саундтрек "психологического" толка. Вообще говоря, музыка False Alarm довольно нетривиальна. Она генерит пограничные эмоции, и поете вы там об очень мрачных вещах.
Олег: - Говорят, что альбом довольно тяжело прослушать от начала до конца. А мрачные вещи - это прекрасно и естественно. В жизни много мрачного. Пограничные эмоции могут быть продуктивными, их не надо избегать.

Звуки.Ru: - Вам вообще свойственны подобные умонастроения в жизни? Это, наверно, здорово контрастирует с радужными роликами, которые Вы делаете для Билайна или ОРТ?
Олег: - Вдохновителем мрачной музыки был Джира (Gira). У него музыка пострашнее будет. Но подобное настроение не лишает музыку красоты и лиричности. Реклама и телевидение - это работа, и она мне нравится. В жизни я смотрю на вещи с меньшим оптимизмом. Меланхолия для меня вполне естесственна.

Звуки.Ru: - Люди, которые Вас вдохновляют - Джира, Бродский - это люди с очень стройной философией. Их вещи не лишены масштабности и даже некоторого пафоса. А Вы специализируетесь на миниатюрах - это как-то сказывается на эмоциональном фоне Ваших работ?
Олег: - Это Вы меня определяете, как специалиста по миниатюрам, а я себя никак не определяю. Мне это сложно. Занимаюсь тем, что мне интересно. Поэтому никаких проблем с пафосом грубой мощи Джиры и масштабностью Бродского с одной стороны, и миниатюрными виньетками - с другой, нет.

Звуки.Ru: - Откуда взяты темы и образы для новых песен? Были ли они связаны с конкретными историями?
Олег: - По поводу текстов лучше расскажет Андрей. Он наполнил смыслом мою музыку. Сначала писалась музыка, а потом текст. Скорее, оформление альбома было связано с конкретной историей. Это история о том, как мы сожгли пианино. Мы взяли газель, пианино и поехали в можайский район и сожгли его. В процессе было разбито две машины, один человек пострадал. Газель застряла в поле на 12 часов. Жители соседней деревни приходили вытаскивать ее из грязи. Но, несмотря ни на что, фотосъемка получилась и стала основой оформления диска и сайта. Сжечь пианино было мечтой детства поэта!

Звуки.Ru: - Так-так, а что у вас с пианино? Детская психотравма?
Олег: - Это все поэт. А я, закончив музыкальную школу, остался психически здоров, как мне кажется. Еще мы испекли торт в виде мавзолея и уничтожили его. Так что все наши истории связаны с разрушением.

Звуки.Ru: - У меня в голове возник образ Годзиллы, разрушающей мегаполис. А как Вы вообще начали заниматься электроникой? То есть вначале были клавишные, верно?
Олег: - Мне было 18 лет, когда я познакомился с Владимиром Рацкевичем. Закончил музыкальную школу. Дальше были концерты, пластинки и первые опыты телевизионной музыки. Вначале были клавиши, потом появились первые компьютеры (Yamaha, Atari, Mac), потом на нескольких концертах с Рацкевичем я стал бас-гитаристом, ну и всегда любил гитару, хотя гитаристом себя, в принципе, не считаю.

Звуки.Ru: - Рацкевич в это время как раз делал заставки для "Взгляда", верно? Или это было уже позже? Ваша совместная "Сюита Т" - это что-то вроде антологии тех работ?
Олег: - Да, в это время. Да, Сюита Т - своего рода антология, в нее вошли вещи, написанные для "Взгляда", но не только конечно.

Звуки.Ru: - То есть в большей степени то, что Вы сейчас делаете в музыке, продолжает заложенное Рацкевичем?
Олег: - Вряд ли. False Alarm для меня - абсолютно новый опыт. Рацкевич привил мне любовь к экспериментам, за что я ему благодарен.

Звуки.Ru: - А в чем, прежде всего, состоит новизна False Alarm для Вас?
Олег: - Я никогда не писал песен, не пользовался голосом - это первый мой вокальный опыт. Когда я стал записывать свой голос, он, как наверное и всем, мне очень не понравился. Отсюда желание всячески исказить его звучание. Кстати, Андрей тоже никогда раньше не писал песен.

Звуки.Ru: - Между прочим, голос у Вас очень приятный, и прятать его за вокодером, по-моему, не стоит.
Олег: - То же самое мне говорит и Сергей Сабинин. Если бы не он, голос на пластинке был бы еще более изуродован. Было много споров. Но я еще не до конца свыкся с ним.

Звуки.Ru: - Пара выступлений - и привыкнете! По-моему, интересно уже то, что Вы выходите под софиты, несколько лет проведя на "втором плане". Это может дать совершенно неожиданный эффект!
Олег: - Хотелось бы надеяться, но вряд ли что-то может вскрыть мой панцирь.

Звуки.Ru: - Я думаю, многие музыканты Вам сейчас по-хорошему завидуют: Вы уже состоялись как автор, а все самое вкусное у Вас впереди. Удачной премьеры - надеюсь, на сцене Вы задержитесь!


False Alarm
Клуб Gogol
30 сентября
На презентации свежий материал будет показан в сопровождении специально подготовленного видеоряда. Специальным гостем, который примет участия в действии, станет Александр Ф. Скляр.

28.09.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)