В новом концертном сезоне в зале Культурного центра "ДОМ" появилось новое лицо. Теперь рядом со сценой в тёмном углу восседает за столиком странная кукла – большой желтолицый мальчик с всклокоченными волосами и пустыми глазами. Он похож одновременно на демона из японских мультфильмов и на непонятного идола, божка, которому следует молиться.
Первыми возносить свои музыкальные молитвы стали музыканты московской группы Cetus Project. Пётр Попов и Фёдор Дмитриев вышли на сцену без приветствий, расселись и принялись играть. Пётр заведовал баяном, мандолиной и электрогитарой, Фёдор – акустической гитарой, флейтой и электроникой. Музыканты играют смесь дроуна, эмбиента и фолка. Недавно у них вышел дебютный альбом "Sungate", поэтому песни игрались в основном с него. Отдельно стоит отметить композиции "Walk in" и "Sungate". Первая похожа на рассказ о гибели цивилизации. Баян создаёт зловещую стену звука, которая медленно движется, словно чёрный заводской дым, а треньканье акустической гитары напоминает стрекотню насекомых. Получается противостояние цивилизации (баяна) и акустической гитары (природы). Более индустриальная "Walk in" кричит о победе цивилизации над природой, но более "природная" "Sungate" исправляет ситуацию. Медленная, нежная, она мерцает, теплится, разливается, как тёплое молоко. Со сцены доносились то электронные причмокивания, как будто какой-то робот делает гимнастику для своего рта, то звон, похожий на звуки солнечной поляны, населённой электронными насекомыми.
На заднем плане тем временем мелькал природный видеоряд: снега, мох, лес в духе Burzum. В одном месте звон, летевший со сцены, можно было описать словами из одного современного стихотворения: "двор будет поджаривать в воздухе // звуки велосипедных звонков…". При этом стоит отметить, что самые красивые вещи с альбома – "Orchard" и "Steps of Gold" – группа не сыграла. Для их исполнения нужен живой скрипач, которого у музыкантов пока нет. По духу вся эта музыка близка альбому "Death of the Sun" (2003) американской группы Cul de Sac, этому сухому, выжженному экспериментально-психоделическому фолку, похожему на надтреснутый вечер в пустыне. Музыка, несущая с собой тёплый воздух и мелкие песчинки. В завершение концерта прозвучала коротенькая "Ways From Here", где звучат лишь акустическая гитара и мандолина. Это такой трогательный фолк, хорошо подходящий для прослушивания летом на веранде.
Вторая разогревающая группа (Povarovo, Москва) на сцене в этот вечер не появилась. Поэтому вместо них сразу вышли главные виновники торжества – немцы из группы Kammerflimmer Kollektief. Три человека: Хейке Аумюллер (Heike Aumüller) – вокал, синтезатор, фисгармония, Йоханнес Фриш (Johannes Frisch) – контрабас, Томас Вебер (Thomas Weber) – гитара, электроника. Как Cetus Project выступили без живого скрипача, так и Kammerflimmer Kollektief обошлись без дополнительных музыкантов, а ведь были времена, когда на концертах группы на сцене было по 6 человек: плюс барабанщик, саксофонист, скрипачка… Мне вспомнился лучший альбом группы, красивейший "Absencen" (2005), где саксофон ворковал, как довольная птица. Тот нежный эмбиент да с живым саксофонистом, да на этот концерт… но теперь группа играет немного другую музыку. О том, что это за музыка, хорошо рассказывает недавно вышедший альбом "Wildling" (2010) – на нём звучание стало ближе к лаунжу и пост-року, появился мягкий женский вокал, характерный скорее для инди-попа. Под это дело можно было бы хорошо релаксировать, если бы не одно но: только начнёшь расслабляться, как заиграет какая-нибудь "In Transition (Version)" – психоделия со скрипящей фисгармонией минут на 13. Концерт так же не давал зрителю расслабиться. Лаунж тут всё время норовил сместиться в сторону – то фри джаза, то транса, то нойза, а "Milte Hi Ankhen (aka Bird In Hand)" и вовсе прозвучала как мантра. Седоватый Йоханнес, похожий на мафиози, делал смычком резкие надрезы на струнах. Хейке в чёрной футболке Metallica, сидя на полу, утробно гудела фисгармонией. И в целом вся эта музыка была заметно ближе к блюзу, чем к джазу. Эдакий космический или даже радиационный блюз (как родственник космического рока).
Занятно было под все эти шумы поглядывать на куклу-божка, сидевшую в углу. При погашенном свете она выглядела особенно странно и внушительно. Бесстрастное лицо, пустые глаза, жутковато смотревшие в зал. В какой-то момент даже стало казаться, что всю эту музыку издаёт она, а не музыканты. Но вот концерт стал подходить к концу. Томас, окончательно расшумевшись, стал стучать по струнам гитары неким предметом, подозрительно напоминавшим ёршик. Фри-джаз восторжествовал. Днём ранее на этой же сцене выступил американский фри-джазовый пианист Мэтью Шипп (Matthew Shipp). Словно дух его музыки не успел выветриться за день, проявившись и здесь. Kammerflimmer Kollektief показали, что на концертах они другие, нежели в записи. Менее нежные, но более сердитые. Как добро должно быть с кулаками, так и нежность – с клыками.
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)