Сергей ЛЕДОВСКИЙ  Big Ledovski

Для московской независимой музыки конца 90-х и нулевых целиком титул главного барабанщика навсегда останется за Сергеем Ледовским. Вашему вниманию предлагается первое полноценное интервью с самым скромным и занятым ударником отечественного инди последних лет 15.

Для московской независимой музыки конца 90-х и нулевых целиком титул главного барабанщика навсегда останется за Сергеем Ледовским. Это, конечно же, шутка, но в каждой шутке, как известно, есть доля сами знаете чего. На мой взгляд, самое ценное в его игре это умение схватить самую суть музыки и своими руками сопровождать ее на протяжении композиции. Это не поддается тиражированию из группы в группу, поэтому каждый раз ему, в некотором смысле, приходится начинать сначала. Кроме того, для меня Сергей символизирует неиссякаемый источник музыкального энтузиазма, человеческой теплоты и столь необходимого в игре и общении чувства такта, что по-моему куда важнее выдуманных и не очень титулов. Чемпионский не по количеству, но по качеству достигнутых результатов список коллективов, с которыми работал и продолжает заниматься музыкой Сергей, действует не поразительно, а в высшей степени убедительно. В том смысле, что доказывает личным примером идею о том, что в музыке главное не стиль или направление, не различия в принципе, а общее, некоторая константа. Ее проводником и является Сережа, возможно, один из самых скромных и занятых людей во всей московской музыкальной тусовке, отчего договориться об интервью со Звуками было крайне тяжело и, тем не менее, мы своего добились.

Звуки.Ру: Сережа, расскажи, пожалуйста, о себе и как ты, собственно, начал заниматься музыкой. Почему выбрал барабаны: призвание или тонкий расчет на дефицит кадров?
Сергей Ледовский: Я рос обычным советским ребенком в Измайлове, но когда родители услышали, что я хорошо пою эстрадные песенки, решили отдать меня в музыкальную школу № 27. Отбор я, правда, не прошел - сильно переволновался, испугавшись строгих дяденек и тетенек в комиссии (как сейчас их всех помню), и криво спел "Пусть всегда будет солнце". Тогда мама повела меня в районный клуб культуры "Дружба", который тогда находился на 9-й Парковой. Там меня взяли с распростертыми объятьями и стали учить фортепиано, сольфеджио и пению в хоре. До сих пор помню преподавателя по фортепиано Айнгорн Елену Викторовну - огромное ей спасибо, я до сих пор огромный фанат Шумана (улыбается) и преподавателя по хору Орехову Ольгу Георгиевну – благодаря ей я понял, что петь умею, но солистом никогда не буду. (смеется) Через несколько лет у отца началась заграничная командировка, и, соответственно, пришлось все бросить, о чем сейчас очень сильно жалею, ибо не хватает чисто музыкальных теоретических навыков.
На барабанах захотел играть, потому что очень нравились и я всегда считал, что с чувством ритма у меня все в порядке. (смеется) Помню как в детстве я включал любимую песню, брал два длинных карандаша, правым бил по фольге из под шоколадки, изображая хай-хет, а левым по пионерскому красному барабану, а ногой пытался топать в такт бочке. Выходило классно. (гордо улыбается) Про дефицит кадров что-то краем уха слышал только пару лет назад.

Звуки.Ру: Ведешь ли ты учет проектов, в которых играл или уже давно сбился со счета? Так много групп оттого, что ты не умеешь отказывать, зная о дефиците драмеров, или просто хочется приложить ко всему руку и поиграть разное, развиваться как музыканту? Думал ли ты стать сессионщиком? Ты вообще можешь перечислить все группы с которыми играл и рассказать о них? Жалеешь ли об участии в каком-либо проекте и наоборот, жаждешь поиграть еще с кем-то?
СЛ: Учет не веду. Хотя вот недавно подумал, что стоило бы собрать все записи, в которых я поучаствовал на родных дисках для портфолио, так сказать. Играть всегда хотелось побольше-побольше, так как самоучка, то надо было тренироваться на кошках (шутка). На самом деле, мне всегда нравилась музыка, группы всякие, поп или рок, не важно. Если я где-то слышал хорошую группу, музыка которой действовала в резонанс со мной, всегда хотел в ней поиграть и, да, приложить руку. (смеется) Сессионщиком стать не думал, ибо меня и слово это отталкивает, да и профессиональных барабанщиков в Москве хватает и без меня. А выражение "отработать концерт", когда слышу, очень смешит. Ну, как можно отработать концерт? Это же удовольствие! Я все же лучше буду играть там, где душа радуется и прет от музыки…

Начинал я с друзьями в 1994-м. Никто тогда, естественно, играть не умел, зато всех перло от собственной крутости. Причем каждого от своей. (смеется) Первая группа называлась Синдром САВА. Сделали ее вместе с друзьями – Васей Киселевым (ныне рекламный супер-продюсер), Андреем Корнеевым (в Америку уехал) и Андреем Зверевым, который теперь Space Cats. Играли криво, зато невпопад по всяким клубам. Эта группа впоследствии стала ВИА Shotgun Blues. Пару записей даже сделали. Параллельно шла деятельность с группой БРЮТЪ. В ней я познакомился с клавишником Димой Лосевым, который сейчас много где играет (в частности, в Весне на улице Карла Юхана, Safety Magic и Tinavie). Потом был проект, зачем-то названный Big Ledovski, в котором пел Леша Курылев - барабанщик группы Пеликан и одно время Театра Яда. Было весело, но и это все как-то заглохло.

В этот момент я встретил Пашу Щепетова и его проект Люмены. Они тогда играли под секвенсор, Аля Сорокина пела, а на басу играл Ян Штраль (он теперь звукорежиссер в клубе "Живой Уголок"). И мне очень захотелось приложить свою руку к их музыке. Да так захотелось, что нашелся еще и гитарист, и мы вместе записали и свели пластинку. И даже вышла она на японском лейбле abcdefg*record. Потом и на Союзе. А параллельно с этими событиями, на студии, где мы записывались и репетировали (неподалеку от метро "Улица 1905 года"), происходил аццкий котел знакомств самых разных музыкантов, которые там же репетировали. И в итоге меня пригласили играть в Silence Kit. Я согласился с радостью, а там уже появились силы и осознание того, что я делаю то, что давно хотел. На той же студии познакомился с Лешей Таруцем и Пашей Еремеевым, они собирались сделать некий авангардный проект и предложили начать это делать с ними вместе. Ну, начал, было очень интересно куда это все вырулит. Обозвались Я Слева Сверху. Получилось, я надеюсь, все слышали что. (смеется)

В это же время Дима Грошев и Дима Комаров из группы Интерьеры (они там же репетировали) предложили мне сделать новый проект Lost Weekend. Стали усиленно делать. В итоге, какое-то время получалось играть в Silence Kit, ЯСС, Lost Weekend и Люменах. В это время Илья Рихтер предложил делать Dream Mechanics. И здесь было очень интересно поработать. Пришлось расстаться с Silence Kit из-за отсутствия времени и всяких личных претензий (все ведь гениальные и максималисты). Потом были записаны (практически без наложений и с минимальной редакцией) два альбома с ЯСС, альбом Dream Mechanics "Screensaver" и альбом Lost Weekend "Lights And Fears".

Позже Артем Галкин и Паша Еремеев из ЯСС предложили сделать нойз-формацию USSSY – эдакий поток шумового сознания. (смеется) Записали альбом. Дальше судьба свела меня с Володей Бузиным. Он тогда работал концертным звукачом в клубе Blow Up. Ну, и как-то подловил меня там и предложил играть в Весне На Улице Карла Юхана. Я, естественно, согласился. Не только поиграл, но и записал барабаны в очень хорошей пластинке "P.S.". Далее поступило предложение Ника Завриева переанжировать его электронную программу и сыграть ее живьем. В итоге получился отличный Ambidextrous Live Band. Параллельно познакомился с ребятами из ансамбля Narkotiki. Ну, то есть, как обычно, я услышал четыре их песни, мне очень понравилось, и я подумал: "Вот бы мои живые барабаны туда!". И через некоторое время, мне позвонил Глеб Лисичкин и говорит "Чуваки делают живой состав, хочешь поиграть?". Я в ответ: "Конечно, хочу!". Ну, вот с тех пор рубимся вместе. Уфф, вроде всех охватил

Звуки.Ру: В последнее время наблюдается тенденция с уменьшением количества групп, в которых ты занят. Уместно ли говорить говорить о переходе количества в качество или виной тому чисто бытовые причины: семья, работа?
СЛ: Действительно, мне хочется уделять больше времени семье. А переход количества в качества... Я в принципе, всегда делал свое дело хорошо. И почти ни за одну пластинку не стыдно.

Звуки.Ру: Следишь ли ты за остальной отечественной сценой? Ты уже давно вертишься в инди-среде, есть ли на твой взгляд какое-то развитие, в чем оно выражается, нравится ли тебе что-то/кто-то?
СЛ: Более или менее слежу за развитием событий. Все идет своим чередом. Инструменты доступны. Кто хочет – берет гитару или синт и идет рубиться в чаду. Все-таки выросло уже поколение, которое спокойно делает музыку на международном уровне как само собой разумеющееся и это радует.

Звуки.Ру: Помимо игры на барабанах, ты работаешь звукорежиссером на телевидении, как и многие твои коллеги. Ощущаешь ли ты на себе так называемую профессиональную деформацию во время прослушивания музыки или тебе удается контролировать внутренних профессионалов и, когда нужно, выпускать на волю меломана?
СЛ: Да, честно говоря, не замечал никакой деформации. Работа есть работа, на вкус мой она никак не влияет. Наоборот, что-то из "своего амбара" приношу на работу иногда.

Звуки.Ру: Есть ли у тебя примеры для подражания, любимые барабанщики? Не помню, говорил ли я тебе, но ты мне всегда казался и внешне, и по манере встраиваться в музыку, дополняя ее, похожим на Стива Шелли (Steve Shelley) из Sonic Youth. Тебе это близко или это я пальцем в небо попал?
СЛ: Пальцем в небо не попал. (смеется) Да, мне тоже нравится Стив. А также мои любимые – Джон Бонем (John Bonham) из Led Zeppelin, Алан Уайт (Alan White) из Oasis, Энд Рэтбоун (Andie Rathbone) из Mansun и Эрик Кретц (Eric Kretz) из Stone Temple Pilots.

Звуки.Ру: Есть ли мечта поиграть с кем-то из иностранцев? Остались ли для тебя еще секреты в игре?
СЛ: Хотелось бы, конечно, поиграть со многими любимыми командами. Да со всеми! Секретов очень много, в основном технического характера, но ничего, разберемся со всеми!

Звуки.Ру: Слышал, что у тебя есть мечта сделать сольный проект и ты собираешь под эту затею всякие инструменты. Насколько проект близок к воплощению? Что мешает, чего не хватает?
СЛ: Синтезаторы и драм-машины – мой фетиш. Затея еще не оформилась как таковая и далека от воплощения. Это будет, скорее всего, что-то медитативно-расплывчатое. Мутное пятно непонятно чего. Честно говоря, не хватает времени, но этот барьер мы как-нибудь преодолеем.

Звуки.Ру: Если бы у тебя был вариант заниматься только музыкой, успешно прокармливая семью, ты бы бросил работу или ты убежденный инди, разделяющий хобби и службу?
СЛ: Все зависит от группы и от музыки. Главное, не доходить до маразма как с той, так и с другой стороны.

Звуки.Ру: Сейчас последовательно возвращались мода, в том числе и музыкальная, на 80-е и 90-е и, если следовать логике, вернутся ли нулевые? И что дальше? Вообще, как ты относишься к таким циклическим оммажам, ревайвлам и ремейкам? Есть ли на твой взгляд люди в нашей и мировой музыке, которые делают что-то действительно новое, опережающих свое время? Грубо говоря, кто из современников попадет в условную категорию «незаслуженно обойденных вниманием в свое время» и как ты относишься к подобным номинациям?
СЛ: Честно говоря, не знаю, что взять из нулевых за яркий образец для копирования. В девяностых были рейв, грандж, бритпоп. А нулевые? Думаю, будет просто очередное смешение стилей. Огромный поток информации, музыкальной в частности, просто парализует и приходится обращаться к вечным ценностям. К музыке, которую слушал в детстве и юношестве или к людям, которые как-то ее переосмысливают по-своему. Очень вот понравился альбом Delphic "Acolyte". Хотя, если иметь в виду скорость нынешнего информационного потока, альбом уже считается старым. (смеется) Про незаслуженно обойденных даже не знаю что ответить. USSSY вот и ЯСС, но, с другой стороны, музыка не массовая и все, кто бы хотел их послушать, находят в любом случае.

Звуки.Ру: Можешь ли ты прекратить в принципе заниматься музыкой? И чем бы занимался, если бы музыка не пошла изначально?
СЛ: Не могу себе такого представить. Даже работу я умудрился найти, связанную с музыкой. По-поводу "не пошла". Так она никогда и не шла в плане денег, хахаха! Все делалось и делается исключительно на энтузиазме. А так, наверное, пошел бы после института в какую-нибудь сотовую контору...

Звуки.Ру: Ну, слава Богу, пошла. В заключении, несмотря на то, что ты невероятно скромный человек, решусь спросить: положа руку на сердце, оглядывая пройденный путь, есть ли чувство удовлетворения, ощущения того, что внес какой-то весомый вклад в русскую музыку или, напротив, основные свершения и замыслы впереди?
СЛ: Ну, я еще не старый хрен, чтоб говорить о пройденном пути. (смеется) Как в фильме "Господин Никто" говорилось что-то вроде: "Какой-бы ты выбор не сделал – он всегда правильный". Так что я все правильно делаю и сделаю!

Звуки.Ру: Напоследок, чтобы как-то избежать уж больно итожащей тональности: что такое музыка и что она для тебя значит?
СЛ: Музыка – это процесс. Очень приятный. (улыбается)

21.07.2010, Петр ПОПОВ (ЗВУКИ РУ)

Сергей ЛЕДОВСКИЙ