Две недели в Монтре подходят к концу. Это был абсолютный рекорд по количеству и качеству музыкального материала, прослушанного автором в режиме нон-стоп. Пожалуй, мне не избежать тяжелой формы интоксикации, но это будет завтра. А сейчас - краткий обзор последних концертов Монтре. И, разумеется, спойлеры!
14 июля. Где та молодая шпана.
Сегодня - ответственный момент: в зале Petit Theatre проходит полуфинал конкурса джазовых вокалистов, в котором выступает российская представительница Юлиана Рогачева - красавица и действительно потрясающая вокалистка. Мы очень болеем за Юлиану, и она проходит в финал, оставив позади конкурентов из 23 стран, с чем ее поздравляет не только маститый продюсер Куинси Джонс (Quincy Jones), но и наша редакция.
Время от времени в разных странах приобретают громадную популярность общества исторической реконструкции. Взрослые, серьезные люди клепают себе кольчуги из жестянок и рубятся на мечах, изучают игру на аутентичных инструментах определенной эпохи и пекут хлеб из муки с отрубями и мусором. К той же категории граждан я отношу исполнителей рокабилли и би-бопа: в отличие от жанров-прародителей, эти ветви музыкальной эволюции почти не приносят здоровых плодов. Эли Рид (Eli Paperboy Reed) и группа The True Loves определенно относятся к этой категории музыкантов – и пусть Paperboy недурно "снимает" Джеймса Брауна (James Brown), его реверансы в сторону фанка все же выглядят слегка киношно – он словно супергерой, у которого в момент спасения планеты галстук завязан идеальным виндзорским узлом, и ни одна прядь не шелохнется на голове. Звучание Рида старомодно и качественно: на переднем плане – гитары, на заднем – пулеметный ритм и духовые, которые периодически заглушаются вокалом. Вокал же хорош и тембром, и силой - но грув отсутствует.
Mumford & Sons - запомните это название, если вас интересует новая волна фолк-рока (по другую сторону фолка бродят Kings of Leon и Noah and the Whale). Впрочем, даже если само течение не особо вам интересно – вполне возможно, что вы еще измените свое мнение, встретив на концерте эту веселую четверку психокельтов. Прежде всего, эти парни – подчеркнуто, нестерпимо британские. Далее: они сексуальны. И, наконец, самое главное: они отличные мелодисты, поэтому их дебютный альбом "Sigh No More" встретил такой восторг слушателей, уставших от негармоничных и бледных инди-зонгов. Кого-то может ввести в заблуждение «олдовое» название группы, однако харизматичный Маркус Мамфорд (Marcus Mumford) и его шайка – ровесники, им всего-то по 22-23, а название отсылает нас прямиком к британской традиции авторской песни (не путать с бардами).
Сет M&S начинается с титульной композиции – красивого многоступенчатого многоголосья, контрастирующего с рифлеными, почти металлическими, аккордами – при этом на сцене басовых инструмента - два (бас и контрабас), но партии контрабаса и банджо "удерживают" мелодию, не давая ей скатиться в полный хаос. Сразу обращает на себя внимание то, что в живой версии группа звучит на порядок тяжелее, при этом за всех отдувается, в основном, мультиинструменталист Бен Ловетт (Ben Lovett) – помимо работы барабанщиком, он освоил клавишные и аккордеон. А все четверо участников группы отлично поют.
В этой группе приятно изумляет все: и дозированное использование кельтики ("Thistle & Weeds"), и афористичная умная лирика ("White Blank Page" - грустная песня о превратностях любви, философская "Awake My Soul" расуждает о доверии к ближнему "Roll Away Your Stone" - о жизненных ценностях), и сыгранность, и мощная лирическая составляющая в "Cave", "Winter Winds" и "I Gave You All" - однозначном "девичьем" хите, который восторженно исполняет весь зал – а ведь, казалось бы, группа не так давно заявила о себе!
Возможно, на вкус нового поколения слушателей эта команда избыточно литературна и уж очень подвержена кельтомании (кто в здравом уме сейчас поет под банджо о разбитых сердцах, слезах и чистой любви, если он – не Шейн МакГован?), но мне почему-то хочется верить, что именно так и должен выглядеть современный фолк: напористый, интеллектуальный и очень узнаваемый.
Разумеется, не забудем и о знаменитом британском юморе. Маркус с удовольствием общается с публикой: "У вас очень красивая страна. Мы здесь всего четыре дня, а уже плавали в нескольких озерах. Пожалуй, мне стоит сменить профессию и стать озерным пловцом... Или нудистом! Тут определенно есть где развернуться!"
А в Auditorium Stravinsky тем временем запаздывает с началом Simply Red. Москва уже видела прощальный концерт Мика Хакнолла (Mick Hucknall) и его уставшей от самой себя команды, однако для Монтре, разумеется, приготовлен особый сет: сам Хакнолл называет его ”High definition show”, разумея под этим определением, что группа исполняет все "главные" хиты и все меломанские редкости. А для тех, кому недостаточно услышанного, предлагается специально изготовленная флэшка с полным собранием прощальных шоу. Выжать из ситуации все - законное право группы, которая пахала, не разгибаясь, четверть века, и с ужасом обнаружила, что в связи с изменениями на рынке бэк-каталог уже никогда не принесет ей достойных дивидендов. Но не факт, что в сольном проекте Хакнолл достигнет больших высот, и уж тем более непонятно, чем займется, к примеру, гениальный аранжировщик и инструменталист Иэн Киркэм (Ian Kirkham) - он всегда отвечал в группе за характерный узнаваемый саунд.
С другой стороны, не очень понятно, что произойдет с наследием группы - ведь "Stars" или "Holding Back The Years" составляют приличную статью "респектабельного" поп-экспорта страны. Кто же теперь будет исполнять эти хиты?
Программа начинается с предсказуемой "Out On The Range" - и далее основная часть концерта следует без всяких отклонений от других шоу турне (исключая момент, когда Ноббс дарит Хакноллу коллекционные часы). Центральная часть всецело отдана романтике: у сцены стоят, взволнованно стискивая руки, дамы почтенного возраста, "For Your Babies" и "Perfect Love" составляют саундтрек к их юности, и дамам нужно дать возможность отрыдать свое. Правда, призыв "Look in the mirror, baby!", скорее, вызовет у ровесниц Хакнолла затяжную депрессию, ведь никто из нас не молодеет с годами. Но уже фанковые "Oh! What A Girl!" и"Money's Too Tight To Mention" напоминают, что основным капиталом команды на протяжении этих лет были крепкие танцевальные вещи, которые уже давно обрели новую жизнь в сэмплах новой генерации дискотечных шоуменов. И мне кажется символическим блок песен с альбома 1995 года "Fairground", включая карнавальный хит-сингл: тогда группа собралась в новом составе после расставания длиною в несколько лет.
Финал шоу - кавер на мелвиновскую "If You Don't Know Me By Now" - равно предсказуем и прекрасен. Максимальный накал на сцене и в зале дает настолько мощный эффект сопереживания, что даже не будучи поклонником группы, ты останешься впечатлен. Мик благодарно раскланивается и рассылает публике поцелуи: "Когда-то мы выступали в Монтрё, будучи совсем молодой командой. И тогда, и сейчас это были фантастические концерты. Я предлагаю переименовать Auditorium Stravinsky в Claude's Place!".
Клод Ноббс машет рукой из-за кулис, сияя от счастья.
Кажется, копилка впечатлений сегодняшнего дня уже переполнена - но я отправляюсь на концерт Софи Хунгер (Sophie Hunger), за которую сегодня пришла болеть вся Швейцария. Софи - местная дебютантка, родилась она в Цюрихе в 1983 году, и недавно выпустила уже второй по счету двуязычный поп-роковый альбом, который посвятила своим друзьям, назвав его так же просто и незатейливо - "1983". Если первый альбом Софи, "Monday's Ghost", стал для швейцарской публики полным откровением в силу потрясающих способностей артистки к созданию "шедевров на коленке" (Софи прилично играет на нескольких инструментах), то на втором к ней присоединяется саундпродюсер Стефан Брайт (Stephane Brait), чьей безусловной творческой удачей стали Phoenix и Air. Пейзаж изменился до неузнаваемости, и не сказать, чтобы в лучшую сторону: четко прописанные бэки и разнообразные электроннные сэмплы сделали музыку Софи "объемной", но они же убрали впечатление "свежести", а в концертной версии и вовсе привнесли какие-то пластиковые ноты.
Впрочем, песенный материал остался по-прежнему разнообразным: джаз, фанк, рок и фолк прекрасно уживаются в работах Софи, ее сильный и глубокий голос разносится по залу, как эхо в горах, создавая ощущение простора и свободы. Интересно оформлена сцена: с потолка свисают конструкции из длинных белых нитей, похожие на заготовки для макраме, и когда на них падает освещение, они превращаются в столбы света. Сет начинается с довольно мягких вещей - интерлюдии "Travelogue", фортепианной импровизации "Train People" и динамично развивающейся "Headlights" - и движется к агрессивным танцевальным хитам - среди них особо стоит выделить цельную и интересную "House Of Gods" и "Your Personal Religion", которая "живьем" переходит от нежной лирики к выжженной равнине дисторшна.
Если сейчас Софи имеет статус "звезды национального значения", то уже совсем скоро она может стать эмиссаром Швейцарии на мировой поп-роковой сцене.
А напоследок мы посещаем остаток бесплатного сета Wax Tailor - отличный хип-хоп с ретро-элементами, навевающими мысль о Messer Chups или De Phazz. На сцене - MC, барышня-солистка, dj и виолончель, на боковых экранах - компот из кинохроники разных лет, от Кеннеди до Хрущева. В клубе - не протолкнуться, со стен стекает конденсат, публика все прибывает, свисая с перил и лестниц.
А на открытой сцене парка Vernex уже начали сет австралийские поп-рокеры The Wishing Well, и без диких плясок они народ явно не отпустят.
Ночь будет горяча!
15 июля. Караул, устал!
В этот день весь вечер на сцене главного зала - Марк Нопфлер (Mark Knopfler), в последние годы окочательно перешедший под знамена британского фолк-рока - невзирая на то, что в концертном составе содержатся аж две пары синтезаторов. За одним из них расположился давний спутник Нопфлера, гитарист и аранжировщик Гай Флетчер (Guy Fletcher), игравший еще в Dire Straits чуть ли не со дня ее основания, а за вторым - маститый Мэтт Ролллинс (Matt Rollings), гость многих звезд и сам себе продюсер. Фолковые инструменты - мандолина и флейта, вот, собственно, и все, что нужно, чтобы тебя записали в фолкеры.
В этот вечер нас ждет двухчастная программа, в которой магистр покажет ретроспективу своего наследия. Под нежную красивую флейту и синтезатор стартует "Border Reiver" - дорожная, стремительная вещь с альбома "Get Lucky", которая переходит в песню-рассказку "What It Is". Пасторальные пейзажи сменяют друг друга, Нопфлер поет малоэмоционально, не рискуя залезать на верхние ноты, большую часть песен (даже довольно бодрую в исходнике "Coyote") он мурлычет, словно поет колыбельные под нос. Некоторые надежды внушает блок каверов Dire Straits, без которого этим вечером точно не обойдется, но и тут Нопфлер подбирает самые лиричные вещи - "Romeo & Juliet", "Sultans of Swing" с красивым гитарным дуэтом и "Telegraph Road" с "космическими" клавишами на закуску.
Концерт разворачивается неспешно, никакого накала эмоций не предвидится - хорошие люди просто мило проводят вечер на сцене. Эта сельская пастораль мучительна, когда помнишь, что некогда Нопфлер был еще ого-го, и "почти настоящая" версия "So Far Away", в которой бас напрочь заглушает вокал и гитару Марка, только усугубляет это впечатление.
Впрочем, любителям конъюнктуры такой концерт - в радость: зал сам исполнит на бис "Brothers In Arms" и "So Far Away", а финальную фолк-балладу "Piper To The End" воспримет вполне сочувственно.
После этой щедрой порции сиропа хочется чего-то бодрого и ритмичного, и я отправляюсь на концерт Yacht - это очень стильная и отвязная банда в смокингах и с гулкой электроникой. Yacht известны нудным синглом "Psychic City" и двумя энергичными альбомами, а их лидер Джона Бехтольт (Jona Bechtolt) отвечает в группе не только за большинство инструментов, но и за визуальный ряд. Группа очень хороша - ее простой бит оперативно встраивается в мозг и заставляет двигаться. А развеселые пантомимы под "See A Penny Pick It Up" и песню про ФБР сопровождаются политинформацией на экране - Джона выводит на него красно-черные текстовые файлы, призывающие отказаться от религиозных и политических догм ("Бог - это все. И тот, кто утверждает, что это - некая конкретная сущность, отделяет ваше сознание от всего остального").
В середине концерта у группы ломается синтезатор, и Джона обращается к залу:
- Давайте поболтаем. Вы нас слышали - у вас есть к нам вопросы?
Зал оживляется, и следующие десять минут лидер отвечает на самые разные выкрики из зала:
- Смокинги мы покупаем в Гонконге с доставкой по почте, это дешево, один смокинг - 16 баксов. Да, я программист. Нет, я пока не женат. Да, у нас на концертах довольно часто что-то ломается... Что-то? Можно ли к нам на сцену? Конечно можно!
На сцене немедленно материализуются несколько девиц, и вместе с группой они отлично исполняют "I'm Waisting Time".
Шоу у Yacht веселое, но из-за этих красавцев сет Phoenix начинается незадолго до полуночи - а в списке моих приоритетов эта группа занимает куда более высокую строку. Зал со мной солидарен: уже с первой вещи "Lisztomania" хором поют и пританцовывают все. Новые романтики? Да, пожалуй, их можно так назвать - с поправкой на циничный подход к формированию сет-листа, выработавшийся у этих старых друзей с годами. Новый альбом "Wolfgang Amadeus Phoenix" лишь добавляет этой картине красок - приятно и то, что группа почти избавилась от французского акцента, из-за которого ее ранний материал зачастую трудно разобрать. Как и Mumford & Sons, эти граждане обращают свои призывы преимущественно к барышням (даже про разбитые сердца и украденную любовь поют c той же страстью), однако не забывают, что барышни пришли на танцпол затем, чтобы от души потанцевать и повизжать. И задачу эту выполняют на пять - пусть где-то по пути они и теряют симпатичные нюансы и украшения, зато добавляют здоровой агрессии!
Брейкбит с контрастным световым оформлением создает в зале пульсирующее поле, которое подгоняет кровь, бегующую по жилам. Концерт заканчивается песней "1901" - отличным хитом, который уже стал танцевальным гимном.
16 июля. А также в области балета...
Сегодня - финал конкурса вокалистов и пианистов, и мы с огромной гордостью сообщаем вам, что сразу три приза в конкурсе взяли русские исполнители! Юлиана Рогачева взяла второе место и приз зрительских симпатий, а молодой пианист из Гнесинки Николай Сидоренко получил за свою игру первый приз!
Жюри под руководством Куинси Джонса и известного израильского пианиста Ярона Германа (Yaron Herman) оглашает результаты и награды: победители конкурса получат 10 000 франков, возможность записать альбом и приглашение на следующий фестиваль. Кажется, восторг, который охватил немногочисленных русских болельщиков при этой новости, схож с ощущениями испанцев после Чемпионата мира по футболу.
Этим вечером нас ожидают два сборных концерта, и один из них начинается с отличного джема. Куинси Джонс собрал в Auditorium Stravinsky свой долгожданный dream team - сборный концерт финалистов конкурсов разных лет, названный им Global Gumbo All-Stars. На сцене - музыканты из Бразилии, Кубы и Камеруна, при этом сразу обращают на себя внимание эффектный и очень тонкий пианист Альберто Родригез (Alberto Rodrigez), играющий в слегка клаустрофобической манере, схожей с манерой Гульда, и классный фанковый басист Ричард Бона (Richard Bona). Пианисту - всего 25 лет, и Куинси рассказывает байку о том, как однажды Альберто арестовали в Мехико и он играл для задержавших его полицейских, после чего был незамедлительно отпущен на свободу. Гитарист Лайонелл Лёке (Lionell Loeke) вплетает в академическую игру Родригеза африканские этнические напевы - получается полный интернационал. А чуть позже на сцену выходит маленькая ходячая сенсация - молодая певица Никки Янофски (Nikki Yanofsky), и в сопровождении группы исполняет несколько джазовых стандартов, известных нам в исполнении Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald) и Count Basie Orchestra, в число которых вдруг затесалась песенка "Over The Rainbow" из Страны Оз.
Кстати, знаете ли вы, что именно Никки - вторая в мире канадка (поле Аврил Лавинь), которая занимает верхние места поп-чартов с песней "I Believe"? Так что если хотите грамотной поп-музыки, то посмотрите, к примеру, ее свежий клип For Another Day.
Но сет затягивается, и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) начинает представлять свой "The Imagine Project" ближе к полуночи. Здесь набор участников слегка пересекается, в частности, добавляется другая вокалистка - Кристина Трэйн (Kristina Train). Проект, который многие ошибочно обозначают "трибьютом Леннону", по сути, является трибьютом одноименной песне и воплощает собой идею мира без границ. При этом Хэнкок выступает в нем, скорее, как художественный руководитель и во многом - аккомпаниатор свежеоткрытых виртуозов.
Пожалуй, это - лучшее окончание фестиваля, какое только можно было вообразить. Я выхожу из Зала Конгресса и иду к воде - прощаться. Завтра Montreux Jazz Festival завершится концертом Кэти Мелуа (Katie Melua), но для нас этот фест будет длиться весь год - мы будем встречать в разных уголках мира музыкантов, услышанных в Монтрё, размышлять о музыке и готовиться к новому, 45-му, хэппенингу.
Ведь Montreux Jazz Festival - это не только больше, чем джаз: это еще и больше, чем фестиваль.
Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.08.10, путешествие - по 30.09.10.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)