MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2010, дни 11 и 12: Кумир кумиров, кавер каверов

Бадди Гай, Элвис Костелло, Дайана Кролл, Чик Кориа и многие другие - в очередной серии репортажей Звуков с Montreux Jazz Festival...

Бадди Гай, Элвис Костелло, Дайана Кролл, Чик Кориа и многие другие - в очередной серии репортажей Звуков с Montreux Jazz Festival...

12 июля. По главной улице с оркестром.

Есть ли на свете что-либо более забавное, нежели армия страны, которая не воевала последние 200 лет? - Разумеется, оркестр (а точнее, джаз-бэнд) этой армии!
На сцене - небольшой театр абсурда: Пепе Линард (Pepe Lienhard) и Swiss Army Big Band - явление, скорее, проходящее по разряду "туристический аттракцион", однако довольно эффектное и весьма неординарное. По сути, это - нечто вроде джазовой оперетты в стиле "бурлеск". Свинг и фокусы радуют зрителей на протяжении всего вечера... но мы сегодня собрались послушать что-нибудь более весомое.
Говоря о "весе" я имею в виду, разумеется, не массу тела, а авторитет имени и уровень музыки. Сегодня на сцене Miles Davis Hall - известный в узких кругах пианист и интерпретатор Яарон Херман (Yaron Herman), на протяжении первой недели фестиваля он был почетным председателем конкурса пианистов, и вот сейчас вышел на сцену показать класс. Кстати, у музыканта сегодня день рождения, и он слушает, как весь зал трогательно поет ему Happy Birthday. Выступления Хермана - это эмоциональные фортепанные истории, при этом истории иногда смешные, а иногда - абстрактные. Иногда в пылу повествования Херман вскакивает, жестикулирует и размахивает руками, а то вдруг лезет с головой в рояль и одной рукой извлекает оттуда звуки, похожие на древнюю кифару, в то время как другая играет поверх этих скупых аккордов ноты импровизируемой мелодии... А то набирает полные горсти септаккордов и бросает их, словно отряхивая пальцы от клавиш и извлекая звук, похожий на разбитое стекло. Сам Херман - под стать своей музыке: он бежит, даже когда сидит. Кажется, сейчас он вытащит часы и закричит "ах, мои ушки, ах, мои усики!"
Яарон Херман исполняет всего две небольшие пьесы, однако это выступление рождает такой шквал восторга, что лишь следующий номер в программе способен утихомирить публику.

Выдающийся композитор-сайентолог Чик Кориа (Chick Corea) и его Freedom Band, а также The Maccabees, выступившие позже в Montreux Jazz Cafe, призваны восстановить пошатнувшееся душевное равновесие тех, кто считает, что джаз - это серьезная музыка. По сути, именно такие концерты и оправдывают слово "Jazz" в названии фестиваля.
Freedom Band - это гениальный контрабасист Кристиан МакБрайд (Christian McBride), саксофонист Кенни Джарретт (Kenny Garrett) и барабанщик Рой Хайнс (Roy Haynes). Но в этот вечер к основному составу примкнула целая толпа музыкантов: Бела Флек (Bela Fleck), Закир Хуссейн (Zakir Hussain), а также Edgar Meyer Trio. Получилось помпезно и... скучновато - словно у тебя на глазах полчаса звучит одна и та же тема - с вариациями, но без особого развития. Без сожаления покинув это собрание респектабельных редкостей, я попадаю на...

Польский день!
Оказывается, в этот вечер в парке Vernex играют сразу две польских группы: Big Fat Mama и Laki Land. Первые - презабавнейшие глэмстеры с элементами фанка, вторые играют маловразумительную смесь из Эдуарда Артемьева и группы Тараканы. Обе группы сделали упор на гротескный имидж: в одной команде рубятся рыжая девица в цилиндре и коже, басист в розовой футболке, кепке с прозрачным козырьком, леггинсах и надетых поверх них зеленых плавках и гитарист в тельняшке, котелке и килте; во второй наблюдается разнообразие головных уборов и сценического реквизита - от плюшевой лягушки в огромном чемодане до бенгальских огней, поролоновых кактусов и ожерелий из тропических цветов. Впрочем, Big Fat Mama действительно хорошо держатся, к тому же располагают отличным кавером на "Papa Was A Rolling Stone", что, несомненно, оценивается публикой по достоинству.


13 июля. Кумир моих кумиров, кавер моих каверов

Сегодня - день сплошных легенд: в главном зале - знаменитая джазовая вокалистка и интерпретатор Дайана Кролл (Diana Krall) и ее муж, культовый рокер Элвис Костелло (Elvis Costello), в Miles Davis - легенда рок-н-ролла Бадди Гай (Buddy Guy) и виртуозный гитарист Джо Бонамасса (Joe Bonamassa). Счастье, что концерты в большом и малом залах начинаются с разницей в полчаса, но все равно придется побегать вверх-вниз по этажам...

Дайана в этот вечер устраивает нечто вроде босса-нова-party: последний альбом 46-летней дивы, "Quiet Nights" - посвящение великому бразильскому композитору Антонио Карлосу Жобиму (Antonio Carlos Jobim). Изобретатель босса-новы Жобим всегда пользовался особой любовью Дайаны: в чартах не раз оказывались ее кавер-версии его популярнейших песен. "Мужская" версия "A Girl From Ipanema", в числе прочих попавшая на предыдущую пластинку, даже принесла певице очередную Grammy.
Сегодня, сопровождаемая лаконичным трио "гитара, дабл-басс и ударные", певица привычно расположилась за фортепиано чуть вполоборота к залу и стартует с intro, переходящего в известный стандарт "I Love Being Here With You". Судя по вступлению, насыщенному "прогулочными" соло и воспоминаниями из детства, вечер обещает быть томным. В числе первых же номеров звучит знаменитая композиция, которую мы знаем в версии бразильской певицы Аструд Жильберто (Astrud Gilberto) - "Summer Samba", в дискографии Дайаны она называется "So Nice" и имеет характер салонного джаза.
Далее программа так и остается чем-то средним между босса-новой и американскими стандартами, исполненными с европейской деликатностью. При этом состав музыкантов Диана предсталяет раз десять за вечер - и немудрено: из всех ее привычных спутников на сцене - только гитарист Энтони Уилсон (Antony Wilson), а места барабанщика Джеффа Хэмилтона (Jeff Hmilton) и контрабасиста Джона Клейтона (John Clayton) заняли барабанщик Кэррим Риггинс (Karriem Riggins) и басист Роберт Херст (Robert Hurst). Замена коней на переправе обернулась патологической несмелостью и однообразием сольных партий новых участников; пару раз в концерте даже возникает момент, когда музыканты не успевают вовремя подхватывать мелодию в импровизационной части.
Далее следует "Let’s Fall In Love", которую Дайана посвящает "всем джазменам", после чего госпожа Кролл внезапно превращает в босса-нову известную песню Тома Уэйтса (Tom Waits) - что ощутимо вредит и песне, и Дайане: все же есть вещи, которые крайне плохо поддаются модернизации при помощи смены размера. Гораздо больше повезло песне Ната Кинг Коула (Nat King Cole) "Angel Eyes" - особенно эффектно звучит хриплый вокал Дайаны в финальной части, когда она уходит в шепот, повторяя "Excuse me while I disappear".
"Кажется, мои родители слушали эту песню, еще когда я была маленькой девочкой или даже вообще не родилась", - говорит певица. - А видели ли вы вчера Чика Кориа? Он гениальный! Я счастлива играть в одном фестивале с музыкантами, которые вдохновили меня на творчество, и Бадди Миллер (Buddy Miller) - один из таких музыкантов". Следом звучит "Wide River to Cross", решенная, скорее, в духе Джони Митчелл (Joni Mitchell) - насыщенная гипнотизирующими пассажами, с длинным intro, спетая в высоких тонах. Общий фон программы, тем временем, остается ровным: даже исполняя собственные песни (среди них - "East of the Sun"), Дайана не изменяет выбранному расслабленному стилю.

Но у меня впереди - лучший концерт вечера, и я без сожаления прощаюсь с прекрасной канадкой.
Есть концерты, которые гарантируют счастье вне зависимости от того, где, когда и в каких обстоятельствах они проходят - просто потому, что музыканты, которые их играют, неспособны сыграть посредственно. К такой категории музыкантов относится легендарный блюзовый гитарист и певец Бадди Гай (Buddy Guy) - уникальный дядька, которым восхищаются и многие уже состоявшиеся звезды. Его виртуозное владение гитарой и удивительная харизматичность удивляют едва ли не больше, чем потрясающая живучесть - родился Бадди, на секундочку, в 1936 году!
В зал я попадаю с трудом: народ стоит и висит на всех видимых поверхностях. Люди свисают даже с перил, которыми отгорожен пульт звукорежиссера. В разгаре хоровое пение - звучит "I Just Want To Make Love To You". Я быстро просачиваюсь сквозь толпу под экран, чтобы увидеть, как Бадди с хитрющим выражением лица имитирует секс с гитарой в "Love Her With A Feeling". Вообще говоря, если вы никогда не видели концертов Бадди Гая - вы никогда не узнаете, что гитара может быть полноправным партнером и собеседником музыканта. Бадди Гай обладает потрясающим искусством: его инструмент практически самостоятельно общается с залом, словно на сеансе чревовещателя, ведь неслучайно одна из вещей Бадди, исполненных на концерте, называется "Nobody Understands Me but My Guitar"!
При этом то, что мы условно называем"блюз" - на самом деле, довольно-таки жесткий рокешник с юмористическими реминисценциями. Похоже, для Бадди дело чести - играть жестко, резко интонируя, подчеркивая мощь звука. К примеру, играя блюз "Five Long Years", музыкант так налегает на дисторшн, что можно выдавать ему премию за лучший инди-звук года. Команда - под стать лидеру: если в зале наверху Дайана радуется каждому удачному соло своих музыкантов, то Бадди Гай выжмает из себя и своей банды все, что может - и не считает это достоинством либо открытием.

"Когда-то моя мама сидела у зеркала на ферме, я подбежал к ней и сказал: "вау, какая у меня красивая мама!" - На что мама обернулась и сказала: "смотри глубже, сынок. Смотри глубже, чем покровы кожи". Эта фраза запала мне в душу и стала песней, - - говорит Бадди Гай и исполняет хит-сингл с нового альбома, "Skin Deep". Этот номер Бадди превратил в настоящее шоу: сначала он передразнивает характерную исполнительскую технику коллег (Клэптона, Хендрикса и Джона Ли Хукера - при этом почти целиком играет "Boom Boom"), а потом спускается в толпу, не прекращая соло, и движется по залу, играя и вплетая в песню кусочки диалога с публикой! "Кто-то тут отлично пахнет... Я постою тут рядом... Нет, правда, классный запах... Не хотите спеть со мной?" - мурлычет Бадди, после чего вдруг резко встряхивает гитару, и под конец она уже просто кричит в его руках. А когда звучит известная песня Пегги Ли (Peggy Lee) "Fever" - у гитары словно не остается больше слов, и она горько шепчет....

Разумеется, на протяжении этого концерта Бадди продемонстрировал все свои любимые фокусы: играл одной рукой и зубами, играл на вытянутых вверх руках и спрятав гитару за спину... Чувствуется, что на сцене этот музыкант наслаждается каждым мгновением. А мы - наслаждаемся каждым мгновением общения с ним.
И вот он уходит, раздавая медиаторы, и зал внезапно пустеет, словно из него выкачали воздух.

Элвиса Костелло Куинси Джонс представляет как "необыкновенного человека, играющего необыкновенную музыку" - и это поистине так, если отнести это определение к Костелло 20-летней давности. "Вчера исполнилось 30 лет с тех пор, как я впервые сыграл в Монтре, и я помню каждый момент того выступления", - рассказывает музыкант. В этот раз на сцене с ним Sugarcranes, состав, с которым Костелло записывает все последние альбомы - и которые не пользуются успехом...

У Костелло за годы работы сложилась довольно напористая манера изложения материала, но в последние годы (видимо, это влияние жены, а может быть - группы) его песни носят отчетливый запах свежескошенного кантри. И если в отдельных вещах типа "Jimmie Standing in the Rain", "Slow Drag With Josephine" или "Good Year For The Roses" этот ход вполне оправдан самой фактурой песни, то композиции типа "Red Shoes" или "Mystery Train" такого обращения явно не заслуживают. Плохо получается кантри и из "Don't Lie To Me". Похоже, автор пытался придать своим композициям вид шедевров для немого кино под мандолину и банджо, однако получился у него посредственный таперский материал. Особенно отчетливо понимаешь это, когда слышишь сыгранную в той же эстетике битловскую "You've Got to Hide Your Love Away "...
Новая песня, которую Костелло представил публике - "Everyday I Write The Book", посвящена она его другу, который 25 лет писал книгу. Песня звучит в той же опостылевшей манере, и вдруг я понимаю, что сейчас этот состав очень похож на... Аквариум: что бы ни делала группа, любые ее безумства оправдываются легендарностью лидер-вокалиста.

А напоследок нашему вниманию предлагается Бонамасса Великолепный (Joe Bonamassa) - в золотом костюме, с двумя грифами, с набриолиненным коком (который распадется на пряди уже ко второй композиции), - буйный, красивый и невероятно сексуальный. Его длинные напевные соло, его протяжный соул и томные позы западут в душу каждой женщине в этом зале. При этом Бонамасса отлично знает, что по одним верхам скакать уже не модно, и вся остальная часть его лаконичного состава (бас-клавишные-ударные) обеспечивает гитаристу тяжелую подложку. Итог его усилий предсказуем - на ушах стоит весь зал!

Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.08.10, путешествие - по 30.09.10.

14.07.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: