10 июля. U2, 3D и другие сокращения.
Этот день мы посвящаем водным видам спорта и стране Бразилии. Раз в три дня от набережной Монтрё отчаливает пароходик, набитый музыкантами и танцующей публикой. Пароходик носит гордое название Salsa Boat, и три часа на трех его палубах звучат только и исключительно сальса, меренге и румба.
Надо сказать, в этом году на Salsa Boat набилась такая толпа, что пароходик прямо-таки ощутимо раскачивается в тот момент, когда тысячи ног принимаются отбивать ритм. А музыканты еще и поддают жару: все группы-участники в этом году усилены походным оркестриком ударных инструментов. Кстати, ошибчно полагать, что на лодке происходят только танцы, а джазом и не пахнет: каждая вторая группа разрабатывает свою версию world-jazz, особенно в этом преуспели оркестр во главе с певицей Марсией Кастро (Marcia Castro) и The Daniel Taubkin Band. Утанцевавшиеся вдрызг, мы высаживаемся обратно на променад в пять часов вечера и, кратко перекусив, отправляемся на основную концертную программу...
Вот тебе и на! Приходишь, ничего не подозревая, послушать регги-фьюжн Luciano, Turbulence & The Jah Messenjah Band - и видишь замену, о которой не было объявлено ранее: вместо любимых балбесов на сцене Miles Davis Hall тусуется свора дабовых электронщиков Moonraisers. У этих все попроще, поамбиентнее, все мелодии слегка зациклены, да и вообще их музыка рассчитана на нормальный полуночный танцпол, а не на ранний вечер. Конечно, фактуристый вокалист с дредами до попы радует глаз, но одной визуальной пищей сыт не будешь - найдем-ка себе развлечение покруче!
U2 3D - этими аббревиатурами увешан нынче весь променад Монтрё и его окрестности. Фильм, задокументировавший знаменитое турне Vertigo 2006-го года, совершенно бесплатно демонстрируется в Montreux Jazz Cafe. Всем посетителям выдаются на входе очки, и тут самое главное - найти себе хорошую точку обзора, поскольку в зале ощутимо больше народа, нежели он может вместить.
На носу у нас гастроли группы в России, поэтому моя рекомендация - обязательно отправляйтесь на концерт! Как бы ни было прекрасно и грандиозно зрелище на экране, рок-документалки лучше смотреть после концерта, чтобы иметь возможность сравнить впечатления от шоу с "реальными". Впрочем, Vertigo мы все равно не увидим - альбом "How to Dismantle an Atomic Bomb", программу с которого играли в том латиноамериканском турне, вышел аж в 2006 году. Нельзя не отметить, что, невзирая на захватывающие дух планы и ощущение "полета", когда панорамная камера проносится над трибунами, фильм несколько шероховат: тот факт, что в записи задействованы разные залы, снятые с разных обзорных точек и в разном освещении, все же дает о себе знать.
Ванесса Паради (Vanessa Peradis) честно признается на пресс-конференции, что ощущает себя "черной овцой" в благообразной тусовке носителей высоких джазовых стандартов. "Мне льстит, что я являюсь частью этого "Большого турнира", - говорит Ванесса. - Но вообще-то я отдаю себе отчет в том, что я - из другой лиги". Певица с хохотом отметает предположение прессы о том, что где-то рядом в коридорах Монтрё тусуется Джонни Депп и представляет программу вечера - сегодня публику ожидает акустический концерт. "Я беру самые красивые свои песни в самой простой интерпретации, получается очень возбуждающе - нечто вроде шепота на ухо, это очень интимное звучание."
Даже сцену Ванесса оформила в духе будуара: колышущиеся занавеси, локальные источники света...
По сути, Ванесса предлагает нам в этот вечер "облегченную" версию своего прошлогоднего сборника Best Of - поддерживает ее гитара и струнная секция.
Во всех франкоговорящих странах Ванессу носят на руках, но любовь эта носит тот же "локальный" характер, что и любовь моих соотечественнников к какой-нибудь группе Ночные Снайперы или Юлии Теунниковой - с поправкой на качество. В основе песен Ванессы - довольно скучные мелодии, которые носят отчетливый привкус кабака, какие бы попытки их облагородить ни производили музыканты. Особенно четко это слышно, когда Ванесса играет какую-нибудь простую вещь вроде "Dis Lui Toi Que Je T'Aime" или "Marilyn & John" - она ведет основную мелодическую линию, а скрипки идут контрапунктом, и вот тут-то возникает полнейшее ощущение, что вышеуказанным интимным шепотом тебе произносят что-то вроде "сигаретки не найдется?".
Традиционно завершая вечер инди-группами из "бесплатной" программы, отправляюсь сначала в Miles Davis - там раста-рэперы Dash & Damian Marley размахивают радужным флагом и поднимают публику на уши при помощи речитатива, положенного на "К Элизе" Бетховена. В Montreux Jazz Cafe повеселее - там уже завешают свой красивый сет Cody и начинают рубилово развеселые датчане Kiss Kiss - одна из тех свежих групп, которые возникают сотнями и исчезают спустя год после начала существания. Эти - не исключение, хотя группе смело можно выдать медаль за клавишные аранжировки в духе Muse. Вокалист, юноша с довольно красивым высоким вокалом, просто не имеет права на существование в этой помпезной звуковой помойке - когда в хорошем зале, где по определению всегда отличный звук, у команды заводятся микрофоны, невольно задаешь себе вопрос, неужто это так и задумано.
Из парка тем временем несется бодрый пост-панк с отчетливыми латинскими размерами - но на это сил уже нет.
11 июля. Деликатесы стерео.
Главный зал набит под завязку - журналистов загнали смотреть концерт аж на бельэтаж. Сегодня здесь - двухчастный концерт легенд: пианист Кит Джарретт (Keith Jarrett), контрабасист Гэри Пикок (Gary Peacock) и барабанщик Жак ДеЖонетт (Jack DeJonette). Это что-то вроде трио бронтозавров, выходцев из меловой эпохи "настоящего джаза" - когда свинг, кажется, становится ритмом вашего дыхания. Темпераментные и безупречно точные, эти джентльмены играют так, что в голове мельтешит холерический компот из цитат, ассоциаций и мыслей... И публика сидит, боясь пошевельнуться, словно зачарованная - а в итоге в антракте Клод Ноббс просит всех не стесняться и аплодировать, "поскольку музыканты слегка нервничают". Как эти боги вообще могут нервничать?!
Но на вторую часть вечера я не останусь - в Miles Davis Hall начинает концерт королева нео-соул Эрика Баду (Erykah Badu), а предваряет ее выступление "отец хип-хопа" Гил Скотт-Херон (Gil Scott-Heron) - пожилой негр в кепке самого непритязательного вида, который к тому же еще страшно дергается и заикается... Но как он поет! Какой великолепный голос - теплый, тягучий, словно мед, - и вдруг где-то прорывается сдавленный крик... Клавишные партии Гила исполнены такой страсти, что это кажется нереальным. К тому же, часть вещей он делает в интересном режиме - клавиши имитируют голоса, так что получается что-то вроде абстрактного хорала, хотя композиция при этом - ритмизованная проза под типичную самбу. Его соул, сдобренный речитативом - это музыка высшей пробы, и публика, преисполненная восторга и благодарности, упоенно подпевает ему: "We sing, We're strong, We're free!"
Сет Эрики Баду предваряет инструментальное intro - под щелканье пальцами и гитару в духе Мэтини клавишник производит забавные звуки, похожие на пузыри, поднимающиеся к поверхности воды. Зал бурно радуется, однако вступление ощутимо затягивается. Спустя десять минут в зале начинает раздаваться тревожное гудение, но героини вечера все нет...
Но вот в импровизированный звуковой бассейн заплывает золотая рыбка Эрика, вокруг ее ушей действительно расположились украшения, похожие на крылышки или плавники. Кажется, у бедняжки проблемы с голосом. Начиная сет, она ставит на пюпитр термос и, слегка подкашливая, берет разгон со свежайшей "20 Feet Fall" - петь артистке явно трудно, и из трех бэк-вокалисток одна сразу начинает помогать ей "вытягивать" основную партию. Надо сказать, последний альбом Эрики очень радует возвращением к истокам соул - причем, на нем есть сразу несколько его разновидностей: от непритязательного "городского романса" "Window Seat" до артистического "Return Of The Ankh". И вся концертная программа, так или иначе, тоже строится на этих вещах, с обязательными обращениями к психоделии типа "Out My Mind" (в которой, правда, очень неудачно выведен вперед бас, и клавиши режут слух). Новая программа поражает мягкостью и какой-то расслабленной негой - ничего общего с агрессивной первой частью диптиха - "4th World War". Подавляющее большинство песен - о любви и всех ее проявлениях; при этом в "Love Of My Life" и "No Love" зал легко и с воодушевлением пропевает довольно сложные партии.
Эрика, наконец, распелась - с удовольствием играет с залом, пускается на сложные вокальные эксперименты и шутит, вставляя в знакомые песни строчки типа "I'll never ever come back to you - This is my, oh, my last interview!".
Но самая красота начинается, когда Эрика затевает игру с сэмплами. Она становится за электроперкуссию и отбивает ритм кончиками пальцев, попутно сэмплируя некоторые понравившиеся кусочки. "Та-та-та" - как пулемет начинается партия в "Appletree", вдруг гаснет свет и начинается спокойный фанк "Turn Me Away" с переходом в нечто несусветное... Как, неужели она все же не удержалась от Второй мировой? - Такова Баду...
Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.08.10, путешествие - по 30.09.10.
1955 – В 1955 году концерн Crysler представил первую в истории автомобильную аудиосистему: виниловый проигрыватель, встроенный в приборную панель. К нему прилагалось несколько пластинок с классическими записями »»
1978 – Панк-рокер Сид Вишез признался в убийстве своей подруги Нэнси Спаджен. Ее обнаружили мертвой в нью-йоркском отеле, при этом Сид утверждал, что Нэнси "упала на нож". Через некоторое время Сид покончил с собой »»
Nappy BROWN (1929)
Luciano PAVAROTTI (1935)
Terry MCMILLAN (1953)
Jane SIBERRY (1955)
Алексей КОРТНЕВ (1966)
YOUNG JEEZY (1977)