Stanley CLARKE  Мы к вам заехали на час!

В Доме Музыки выступила группа легендарного басиста Стэнли Кларка: в квартете мэтра собрались лучшие молодые музыканты со всего мира

7 июля 2010 г. в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки (ММДМ) состоялся концерт Стэнли Кларка (Stanley Clarke) - известнейшего музыканта, стоящего у истоков направления джаз-фьюжн (jazz fusion), и одного из лучших басистов мира.
Многие нынешние почитатели музыки фьюжн выросли на записях с участием Кларка, а начинающие басисты внимательно изучают творческое наследие этого мастера, расширившего возможности применения баса и усовершенствовавшего фанковую технику игры слэпом на бас-гитаре. Усилиями (в том числе) Кларка бас-гитара превратилась из используемого в ритм-секциях второстепенного инструмента в ведущий.

До этого Стэнли Кларку уже доводилось выступать на сцене ММДМ. В 2008 г. такое случилось дважды - в марте Кларк сыграл концерт с вокалистом Элом Джерро (Al Jarreu) и пианистом Джорджем Дюком (George Duke), а в сентябре - в составе супергруппы трёх басистов экстра-класса SMV.

И вот спустя почти два года москвичам был представлен новейший проект мэтра бас-гитары – группа The Stanley Clarke Band. В этом квартете вместе с Кларком, которому 30 июня исполнилось 59 лет, играют талантливые музыканты, каждый из которых по возрасту примерно вдвое моложе лидера группы - замечательная японская пианистка Хироми Уехара (Hiromi Uehara), наш бывший соотечественник клавишник Руслан Сирота (Ruslan Sirota) и афроамериканский барабанщик Рональд Брунер-младший (Ronald Bruner Jr.).

Московский концерт группы Стэнли Кларка состоялся в рамках мирового тура, приуроченного к выходу на лейбле "Heads Up" нового диска квартета. Альбом "The Stanley Clarke Band" появился в продаже 15 июня и сразу вызвал у публики большой интерес . Новая пластинка получилась разноплановой, на ней слушатели смогут найти фьюжн в духе ранних альбомов Кларка 70-ых годах, немного фанка, этники и рок-музыки, ну и, конечно, джаз. В отличие от прошлогоднего альбома Кларка, этот диск в основном электрический. Ещё одна особенность - на новом альбоме представлена музыка всех участников квартета, что придало диску оригинальный саунд, сразу выделивший его среди работ Кларка последнего времени.

Логично было предположить, что москвичам будут представлены композиции преимущественно из нового альбома. Однако на деле всё вышло совсем иначе. Некоторой неожиданностью для публики оказалось то, что большую часть концерта Стэнли Кларк отыграл на контрабасе. Ударных композиций из нового альбома (таких, как «Soldier» или «Labyrinth») музыканты так и не исполнили. В фойе перед началом выступления зрителям предлагалось приобрести один-единственный альбом – сольник Стэнли Кларка 1976 года "School Days". Так что назвать это выступление презентацией новой пластинки вряд ли будет правильно. Так или иначе, на московском концерте музыканты сыграли несколько старых композиций 70-80-ых гг., немного вещей из предыдущего акустического альбома Кларка, кроме того каждый из участников квартета получил порядка десяти минут на сольный выход. В результате концерт получился несколько эклектичным, распадающимся на независимые друг от друга эпизоды. Вообще, многое в выступлении квартета оказалось построено на внешней (вплоть до цирка) демонстрации недюжинной техники музыкантов.

Музыканты такого высокого уровня приезжают в Москву не то, чтобы очень часто, и их выступления неизменно вызывают неподдельный интерес любителей музыки. Однако на этот раз Светлановский зал заполнился только на две трети. Объясняется это тем, что нашим организаторам чаще всего приходится "встраиваться" в уже расписанный на много месяцев вперед гастрольный график музыкантов. Вот и сейчас приезд Стэнли Кларка пришёлся на самый разгар сезона летних отпусков, когда посещаемость концертов традиционно находится на низком уровне. Кроме того, сыграла свою роль и весьма высокая стоимость билетов (в среднем - порядка 150 долларов).

Тем не менее, в зале собрались истинные ценители творчества Кларка, встретившие музыкантов бурными аплодисментами, так что участникам квартета не пришлось прилагать особых усилий для того, чтобы установить контакт со зрителями. И в дальнейшем в течение всего двухчасового концерта публика продолжала вести себя в том же духе, охотно поддерживая музыкантов и с благодарностью откликаясь на каждое их соло. Кстати, звук (извечная проблема Светлановского зала) в середине партера оказался вполне приемлемым, чего не скажешь о балконах и боковых местах.

Но обо всём по порядку. Кларк начал выступление небольшим фрагментом своей новой сольной вещи "Bass Folk Song No. 10", после чего в дело вступили остальные участники квартета и прозвучала продолжительная интродукция, в финале которой можно было различить пьесу Кларка 1975 г. "Lopsy-Lu". Затем без паузы музыканты перешли к композиции "Goodbye Pork Pie Hat". (Этот джазовый стандарт был написан в 1959 г. легендарным басистом, композитором и бэнд-лидером Чарли Мингусом (Charles Mingus). В 1988 году Кларк записал фьюжн-версию этой вещи для своего альбома "If This Bass Could Only". Между прочим, на одном из треков нового диска под названием "Sonny Rollins" Стэнли Кларк играет как раз на бас-гитаре Мингуса). В этой композиции превосходно проявила себя пианистка Хироми Уехара, в первый, но далеко не в последний раз сорвавшая шквальные аплодисменты. Её соло, в начале относительно спокойное, постепенно переросло в целую бурю эмоций.

После этого Кларк отложил в сторону бас-гитару, взял в руки контрабас (к бас-гитаре маэстро вернулся только в самом финале концерта) и объявил следующий номер – композицию Чика Кориа "No Mystery" из репертуара одной из самых успешных фьюжн-групп Return To Forever. Напомню, что именно в составе этой супергруппы молодой Стэнли Кларк в начале 1970-ых гг. получил всемирное признание и известность. Для нового альбома The Stanley Clarke Band подготовили новую версию этой замечательной пьесы. На сцене же ММДМ за счет развернутых соло продолжительность композиции превысила двадцать минут.

Затем три участника бэнда покинули сцену, и обставленный сразу тремя синтезаторами клавишник Руслан Сирота в гордом одиночестве исполнил собственную композицию "Destiny" ("Судьба"). Руслан – разносторонний талантливый музыкант, но в этом составе он оказался несколько в тени яркой искромётной пианистки.

Следующий блок состоял из двух пьес с прошлогоднего альбома Кларка "Jazz In The Garden", записанного им в акустическом трио с Хироми и барабанщиком Ленни Уайтом. Сначала прозвучала японская народная мелодия "Sakura Sakura", в первой части которой солировала преимущественно Хироми, а во второй – лидер квартета. Затем музыканты исполнили композицию авторства самого Кларка "Paradigm Shift". Каждая из этих пьес звучала по 13-14 минут.

Далее последовал сольный выход Хироми Уехары. Она сыграла свою версию вечнозеленой композиции Джорджа Гершвина "I've Got Rhythm", исполнение которой она обычно посвящает памяти одного из своих наставников великого пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson). Студийный вариант того, во что превратила эту пьесу Хироми, можно найти на ее альбоме "Beyond Standard" (2008), но для того, чтобы понять, что именно взорвало зал, став одним из наиболее ярких моментов концерта, стоит посмотреть пример исполнения на видео (да хотя бы на ю-тубе). Хироми - безусловное украшение квартета Кларка, обладательница филигранной техники. Миниатюрная японка на сцене представляет собой маленький комок эмоций в чистом виде, она с пол-оборота заводит зал своей энергией до состояния полного неистовства. Временами, правда, казалось, что с проявлениями эмоциональности пианистка всё же немного перебарщивает.

Затем настал черед сыграть соло на контрабасе самому Стэнли Кларку. Ну что тут скажешь - мастер есть мастер. Кларк находится в отличной физической форме, он подтянут и выглядит лет на пятнадцать моложе своего возраста. Зрители затаив дыхание наблюдали за действиями музыканта. На меня же наибольшее впечатление произвёл приём, когда Кларк быстро наносил один за другим несколько резких ударов боковой частью ладони по струнам контрабаса в разных его частях. По звуку результат напоминал игру перкуссиониста, а по зрелищности - приёмы боевого искусства кунг-фу.

В качестве финала концерта последовало соло барабанщика Рональда Брунера-младшего. Этот 27-летний музыкант уже не в первый раз выступил в Москве. Он дважды в 2008 году приезжал к нам с Кларком, а прошлой осенью на фестивале "City Jazz" в составе квартета Маркуса Миллера исполнил программу, посвященную альбому Майлза Дэвиса (Miles Davis) 1986 года "Tutu". А на бис благодарные слушатели получили один из главных хитов Кларка середины 70-ых гг. "School Days", для исполнения которого маэстро Кларк снова взял в руки бас-гитару.

Уже на следующий день звёздную компанию ожидал концерт в Стамбуле, мы же надеемся на новую встречу со Стэнли Кларком и Co. в Москве.

10.07.2010, Александр НИКИТИН (ЗВУКИ РУ)

Stanley CLARKE - свежие публикации:

Stanley CLARKE

Дата рождения:

30 июня 1951