4 июля. Высокий и низкий стиль.
Старожилы джазовой сцены любят ругать Montreux Jazz Festival за эклектичность и за то, что "правильный жанр" здесь сдает позиции поп-музыке. Но организаторы познали тонкое искусство реванша: если уж они приглашают джазовую звезду в основную программу, то обставляют это событие так, будто чествуют монарха экзотической страны. Спецпроекты с привлечением звезд из разных уголков планеты - привычная картина фестивальной жизни.
Сегодня на Большой сцене звучит актуальный джаз: вечер в Зале Стравинкого открывает лидер трио имени себя, авторитетнейший авангардист Брэд Мелдоу (Brad Mehldau) - пианист, которого профессиональные слушатели ценят за тонкие, умные пьесы собственного сочинения и восхитительные импровизации, а широкая публика - за самый классный кавер на "Exit Music" Radiohead, кавер-версии композиций Пола Маккартни (Paul McCartney) и Soundgarden (не считая многочисленных работ для киноклассики). Но в этот вечер Брэд исполняет преимущественно материал с собственного нового альбома "Highway Rider" - полистилистичной работы, записанной им при участии талантливых коллег (среди которых, к примеру, - известный саксофонист Джошуа Редман (Joshua Redman)). Чуть позже он будет аккомпанировать уникальной джазовой вокалистке Джесси Норман (Jessie Norman) в проекте "My Life, My Songs". Но на этом социальная роль Мелдоу не закончена - он входит в жюри конкурсной программы пианистов и ведет мастер-класс. Полистилистичность и удивительная жанровая гибкость Мелдоу - залог огромного уважения, которое питают к музыканту все слои слушателей.
Концерт, который Брэд Мелдоу предлагает публике в этот вечер, носит характер гармонической импровизации: это привычный музыканту формат, в котором он, безусловно, блестяще проявляет все свои самые сильные черты. Отдавая дань стенам зала Стравинского, музыкант начинает с мотива "It's Alright With Me" Кола Портера (Cole Porter), но дальше, развивая и разрабатывая тему, уходит в столь далекие миры, так изощренно меняет регистры и темп, что когда в мелодии начинает узнаваться "The Falcon Will Fly Again", никто, похоже, не понимает, как это произошло. Концерт напоминает фокус: только что у тебя перед глазами была шляпа, и тут из нее вынимают кролика, а потом слона. Эта музыка интригует и держит воображение в тонусе, после концерта ощущаешь приятную интеллектуальную усталость. При этом бэкграундом для самых простых и незамысловатых мелодий всегда остается сугубо академическая игра, что подразумевает возможность свободного развития темы.
После столь насыщенного сета большая трибьют-программа Норман, составленная из классики Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Джорджа Гершвина (George Gershwin), спетая на высоких тонах, воспринимается с некоторым усилием. Безусловно, приятно наблюдать вокально-фортепианную эквилибристику в "How Long Has This Been Going On?", однако к концу второго часа понимаешь, что эксперимент ради эксперимента перестает увлекать.
Мы с коллегами сбегаем вниз, в Miles Davis Hall - полюбоваться на восходящую звезду инди-рока - Шарлотт Генсбур (Charlotte Gainsbourg). К сожалению, здесь нас постигает глубочайшее разочарование. Похоже, девушка взяла от обоих знаменитых родителей самые худшие черты: от мамы ей достался вокал, а от папы - внешность. А когда начинаешь вслушиваться в текст (поет Шарлотт почему-то по-английски), становится очевидно, что слушать это затруднительно - хотя бы потому, что тексты у нее в духе "We're all good, we are so nice, we are all fine", а поет Шарлотт как ветер в трубе. По крайней мере, в той же тональности и зачастую с теми же модуляциями. Без всякого сожаления покидаем Конгресс-холл, по дороге оценив бодрых французов We Are Enfant Terrible и новый шатер с балканской музыкой, в котором некая цыганистая барышня басом выводит "Ederlezi".
5 июля. Это кто здесь вампир?
На сцене Auditorium Stravinsky ранним вечером начинает сет Tricky - первый представитель знаменитой бристольской трип-хоповой шайки, которая в этом году пожаловала в Монтрё в полном составе. Massive Attack и Мартина Топли-Берд (Martina Topley-Bird) появятся в этом зале спустя пару дней, а сейчас Трики выступает c программой, в которой встречаются два неназванных и неопознанных произведения (видимо, это часть новой программы "Mixed Race"), в остальном же старается придерживаться сложившейся практики: "You Don't Wanna" - "Black Steel" - "Past Mistake" - и так далее, вплоть до "Tricky Kid". То ли Трики ощущает явный дискомфорт от невозможности курить на сцене, то ли слишком явно лажает бэк-вокалистка Shola, но общее впечатление - человека буквально все бесит, он выплескивает раздражение на музыкантов, публику и себя самого, периодически отрываясь на микрофоне: швыряет его об пол и за кулисы, картинно отворачивается от публики и поет, стоя к залу спиной, принимает трагически позы - словом, исполняет всю "обязательную программу". Покинув этот сеанс мизантропии, я отправляюсь послушать, что же имеет сказать публике менее прокуренное поколение.
Обаянию колледж-рока Vampire Weekend сегодня покоряется все. Музыканты начинают вечер со своего хита "White Sky" - песни с тонким и высоким вокалом, который переходит чуть ли не в йодль; следом за ней идет "Holiday" - а дальше, как горошины из мешка, начинают валиться "Cape Cod Kwassa Kwassa", "A-Punk", "Oxford Comma", "California English", "Cousins" и другие развлекательные хиты с двух альбомов, которые пока что имеются в багаже группы.
Лидер группы, Эзра Кениг (Ezra Koenig), розовощекий и пышущий той разновидностью юности, что вызывает изжогу у критиков и восторг у хипстеров, несет в массы очарование попсовых мелодий, гитарного стаккато, сладкого вокала и конферанса в стиле "колледж-пати". Барабанщик Крис Томпсон (Chris Tomson) ради концертного действа приглушил звук своих барабанов, поэтому вся экспрессия и любовь барышень достается переднему плану. При этом в какой-нибудь "M79" запросто могут проскользнуть абсолютно "барочные" клавишные, в "Taxi Cab" звучит клавесин, иная вещь и вовсе может иметь в своей основе сальсу или регги, однако, в конечном счете, все это выливается в развеселое хипстерское прыгание.
Ближе к десяти в Большой зал подтягиваются модно прикинутые дети - близится концерт Мисси Эллиотт (Missy Elliott), пятикратной обладательницы Grammy в категории "хип-хоп". Мисси известна не только как сольная артистка, но и как продюсер и автор множества известных хитов - от Destiny's Child до Lil' Mo. Видимо, чтобы напомнить об этом обстоятельстве публике, толстый негритянский МС добрых полчаса изводит нас цитатником из боевых хитов, в которых засветилась Мисси - от "All the single ladies" Beyonce до "In The City" группы Chromatics. Когда публика уже перестает танцевать и начинает глухо бурчать в духе "закругляйся уже, достал" - ставит на прощание пару тактов из Nirvana и отдает сцену на откуп мисс Эллиотт с ее бэк-вокалистами и подтанцовками.
Мисси вывозят на сцену в... хочется написать "в гробу", но нет,- ее выкатывают в чем-то вроде пластиковой упаковки для переноса статуй. Она царственно выбирается из переноски и немедленно принимается будить впавшую в анабиоз толпу при помощи крепких хитов и не менее крепких выражений. В следующем году Мисси исполнится 40 - возраст сказался, в первую очередь, на ее формах (Мисси потолстела раза в два) и заряде бодрости - сейчас она уже не пробегает сцену насквозь в четыре прыжка, а передвигается мелкой трусцой, постоянно сбивая дыхание и останавливаясь переброситься парой фраз с народом - сет в итоге получается такой же прерывистый, как и вступление. Но искусство настоящего хип-хоперского конферанса по-прежнему при ней. Из толпы Мисси передают одинокий подсолнух в горшке, и она устраивает из этого происшествия целую историю в картинках. А сет-лист напоминает воскресный эфир MTV: "Hit Em Wit Da Hee" мирно соседствует с "Beep Me 911", "Hot Boyz" и "Supa Dupa Fly" - даже танцы полностью повторяют движения из клипов.
Параллельно начал сет лидер-вокалист The Strokes Джулиан Касабланкас (Julian Casablancas) - чтобы напомнить, откуда он родом, парень сразу взялся за "Hard To Explain", хит собственной группы; да и далее не забывал обращаться к наследию предков - "Electricityscape", "Automatic Stop", "Ask Me Anything"... Интересно, почему Джулиан не взял с собой The Strokes? Ведь совсем недавно стало известно, что состав снова в сборе, записывает альбом и даже начал концертировать!
Как бы то ни было, в сольной версии Джулиан крайне убедителен: состав, с которым он катает и записывает свои сольные программы, объективно силен. Прежде всего, обращает на себя внимание перкуссионистка Даниель Хейм (Danielle Haim), обладающая, помимо прочего, отличным вокалом. Будем надеяться, с Касабланкасом она не задержится и начнет собственную сольную карьеру. Хороши и гитарист Майкл Блум (Michael Bloom), переигравший в массе проектов, и Джефф Кайт (Jeff Kite) с Джейком Берковичи (Jacob Bercovici), создавшие для "I Wish It Was Christmas Today" и "Out Of The Blue" клавишные партии, похожие одновременно на рождественскую песню в стиле техно-кантри и на саундтрек к манга.
Сам Касабланкас держится бодро, скачет по сцене козлом и периодически идет брататься с публикой - словом, наслаждается моментом. Интересно, что заглавную вещь с его последнего альбома, евродэнс "11th Dimension", с удовольствием исполняет весь зал. Думаю, и вам она понравится - ведь Касабланкас честно признается: "Я не всегда знаю, какую песню исполнить следующей, но я отдаю вам все, что имею!"
Вот спасибо тебе, Джулиан. А мы тем временем покидаем зал под песню "Glass"...
... И попадаем на концерт американских инди-балбесов The Drums - обязательно посетите их шоу, не пожалеете!
Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.07.2010, путешествие по 31.08 2010.
1955 – В 1955 году концерн Crysler представил первую в истории автомобильную аудиосистему: виниловый проигрыватель, встроенный в приборную панель. К нему прилагалось несколько пластинок с классическими записями »»
1978 – Панк-рокер Сид Вишез признался в убийстве своей подруги Нэнси Спаджен. Ее обнаружили мертвой в нью-йоркском отеле, при этом Сид утверждал, что Нэнси "упала на нож". Через некоторое время Сид покончил с собой »»
Nappy BROWN (1929)
Luciano PAVAROTTI (1935)
Terry MCMILLAN (1953)
Jane SIBERRY (1955)
Алексей КОРТНЕВ (1966)
YOUNG JEEZY (1977)