2 июля. Большой камбэк
Открытие Montreux Jazz Festival получилось слегка скомканным: Мелисса Ауф Дер Маар (Melissa Auf Der Maar) неожиданно отменила выступление и спешно была заменена на импровизированный сет знаменитого барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham) и джаз-фьюжн гитариста Джона Маклафлина (John McLaughlin). Похоже, зрители подобной замене только обрадовались и бурно приветствовали дуэт аплодисментами. А музыканты не подкачали и с удовольствием исполнили по заявкам из зала несколько вечнозеленых тем.
Но героями вечера были, разумеется, арт-роковые легенды Roxy Music, чей реюнион считается главной сенсацией года (невзирая на то, что реюнионы она производит в среднем раз в три-пять лет). В последний раз группа выступала в Монтре 37 лет назад, и хотелось бы мне попасть на тот концерт: тогда в составе команды действовал великий экспериментатор и визионер Брайан Ино (Brian Eno), благодаря которому RM надолго сохранили статус иконы стиля и первооткрывателей краеугольных приемов глэма и арт-рока. Будь Ино здесь в 2010-м, он не допустил бы превращения коцерта в ностальгическое шоу со стразами - всенепременно вытворил бы что-то несусветное.
Ностальгия - хорошее, здоровое чувство, однако выезжать только на ней серьезным музыкантам как-то не пристало. Но для того, чтобы принять хорошую конкурентную форму, RM еще предстоит сыграть не один концерт - сейчас далеко не все в программе идет гладко, а все попытки отступить от канонического "пластиночного" звука отнюдь не всегда удачны и встречаются публикой слегка недоуменно. Будем надеяться, дело пойдет лучше к следующему году, когда в сет-лист добавятся композиции с нового альбома "Olympia", работа над которым как раз вошла в стадию сведения.
Roxy Music открыли концерт титулом со знаменитого альбома "Re-Make Re-Model", агрессивной штучкой с хохочущим саксофоном и радостным хором, которая в самом сонце замедлилась и съехала по тону вниз, словно пластинка на усталом проигрывателе. Будучи старой поклонинцей стиля RM, привыкнув воспринимать участников группы как банду оригиналов, чьей второй профессией всегда был эпатаж, я довольно долго сопоставляла для себя погрузневшие фигуры в костюмах с яркими фриками в трико и с перьями: время беспощадно, и более всего оно сказывается на том, как доселе бесстрашные люди начинают бояться показаться смешными. Единственным напоминанием о невероятных сценических нарядах стали откровенные платья бэк-вокалисток да расшитые фиолетовыми пайетками туфли гитариста Фила Манзанеры (Phil Manzanera). Саксофонист и гобоист Энди МакКей (Andy Mackay) и барабанщик Пол Томпсон (Paul Thompson) как-то съежились и пока не решаются на зверские дестиминутные соло, но дело здесь вовсе не в недостатке сценической практики - у Маккея и Манзанеры за плечами имеется совместный сосав The Explorers, Томпсон все это время не расставался с Ферри, работая в его сольных проектах (недаво они вместе посетили Россию в рамках турне "Frantic tour" 2003 года), играл с МакКеем в его группе The Metaphors и в массе других составов...
А что же произошло с записным плейбоем Брайаном? Первую половину концерта байронически мрачный мэтр раскачивался и разрабатывал связки, вторую - кланялся и бегал вытирать льющий градом пот. В промежутке, составившем примерно полчаса, он умудрился собрать на глазах распадающийся состав, влюбить в себя всю публику и спеть несколько легендарных песен. И вот они-то с Манзанерой, чьи гитарные соло по-прежнему длинны и интеллектуальны, "сделали" это шоу.
Сет-лист был выстроен по принципу "бест плюс бэки" - отличный набор для поклонников со стажем: трагическая, исполненная красивых соло и невыразимо печальная "While My Heart Is Still Beating" cоседствовала с "древесным" соло гобоя в "Out Of The Blue". Далее последовали "Love Is The Drug", "Ladytron", "More Than This", а также знаменитая композиция Джона Леннона (John Lennon) "Jealous Guy", которю группа исполняет с момента смерти автора и даже включила в свой Best Of. Эту вещь Ферри исполнил с безмятежными шестидесятническими интонациями, и даже просвистел в конце полкуплета.
К сожалению, в этот раз звук в зале оставлял желать лучшего: клавишные и саксофон можно было расслышать только из первых рядов по центру, далее звук просто терялся. Это самым негативным образом сказалось на реакции публики - партер был забит пританцовывающими и мокрыми от пота фанатами с сорокалетним стажем, а по бокам теснились недоумевающие наблюдатели.
Вторая часть концерта ознаменовалась сменой ключевых фигур. Переход на авансцену клавишницы Анны МакЭлиотт (Anna McElligott) полностью изменил диспозицию: на "Virginia Plain", "Editions of You" и "Mother Of Pearl" Анна исполнила соло на скрипке, и в "диалоге" с гобоем ее партии звучали образно и фантазийно - к тому же, помогли Ферри усилить вокал.
Проникновенную многослойную
"In Every Dream Home a Heartache" Ферри пропел с усталыми интонациями Дэвида Боуи (David Bowie), в сопровождении красивейшего соло на клавишных. Но не смог долго "держать пафос" и быстро дошел до точки кипения - "My Only Love", рокешника "Running Wild" и знаменитого гимна "Do The Strand" со "знакового" альбома "For Your Pleasure".
Roxy Music вернулись - и пусть они стары и потрепаны жизнью, в них по-прежнему есть огонь. Их странность, их харизма и новаторство никуда не ушли. Они просто "работают" в другой плоскости, и воздействуют на иные доли мозга. Их хочется слушать еще и еще...
А вот другая музыка после этого во всех отношениях плотного вечера слушается без особого интереса: выступающие в парке местные деятели RundFunk воприниаются как досадное, неумеющее играть недоразумение. Решив не истязать организм, я отправляюсь на ночную прогулку по клубам, и в итоге набредаю на симпатичного хаус-диджея Тристана Гарнера (Tristan Garner) - его песенку "Give Love" уже заездили на всех танцполах. Не думать ни о чем, просто двигаться - отличный отдых.
3 июля. Хорошая девочка и плохая девочка.
В этот вечер в Большом зале "дает королеву" дочь Рави Шанкара (Ravi Shankar), обладательница кучки золотых граммофонов, паинька Нора Джонс (Norah Jones), а одновременно с ней, в Miles Davis Hall, рубится лучший концертный состав мира - The Dead Weather. Пользуясь тем, что на DW идет мой приятель, я прошу его отправить мне смс, как только на сцене покажутся Джек Уайт (Jack White) и компания, а сама с чистой совестью отправляюсь наверх, слушать нашу умницу и красавицу.
Нора начинает с узнаваемой "Tell Yer Mama", предлагая залу исполнить припев хором, отчего в песне вмиг появляются узнаваемые интонации "Мы все живем для того, чтобы завтра сдохнуть". Далее следуют кавер на песню Уилли Мэйсона и собственный хит "What I Am To You". Певица изредка берет в руки гитару, держится отстраненно, поет красиво, но ровно и без сюрпризов. Слегка оживляется при иcполнении "Light as a Feather" и "Young Blood", однако в целом программа - от "Chasing Pirates" до кавера на песню Янга (Neil Young) "Barstool Blues" - довольно "беззуба", носит отчетливый отпечаток кантри, не содержит никаких находок и малоэмоциональна. Создается впечатление, что на сцене стоит очень качественный андроид, обученный периодически произносить "спасибо", а на заднем плане играет механический оркестрик, от котого отделяется на пару партий слегка прибитый гитарист. С облегчением словив смс "Начинают!", - галопом несусь вниз...
...И попадаю прямиком в рокерский рай.
Здесь, в черно-белой гамме и стробоскопах, рубятся Dead Weather, и я влетаю в зал прямиком на "60 Feet Tall". Сцена декорирована черными зонтами и шляпами, шляпы - на головах музыкантов, полгода - плохая погода. А у авансцены - Она.
Элисон Моссхарт (Alison Mosshart).
Когда видишь эту поразительную девицу, сразу понимаешь, почему ради игры с ней Джек Уайт оставил и Мег c White Stripes, и The Raconteurs. Ради такой вокалистки можно вообще оставить целый мир, и это будет равноценным обменом. В Элисон есть та злобная крамола, которая есть в Патти, Нине и Лидии, но она еще и молода, и ошеломительно красива в своем гневе. К тому же, она - не меньшая фанатка винтажного тяжелого блюза, нежели Уайт, и весьма органично исполняет каверы на Дилана - ее версия "New Pony" звучит выше всяких похвал. Под ее вокал хорошо выстраивается ритм-секция в духе Led Zeppelin, и Уайт, похоже, спокойно откзывается от лидерских амбиций в ее пользу. Странно, что единственной композицией, которую эта пара исполнила дуэтом, стала "Will There Be Enough Water?" - высокий, чуть истеричный вокал Уайта великолепно оттеняет густой, хрипловатый голос Моссхарт. Вот в "You Just Can't Win" стенающий Уайт отлично дополнился бы ее злобным рычанием, но Джек, судя по всему, свою меру знает.
Прекрасная находка Уайта - вытащенный из Queens of the Stone Age Дин Ферлита (Dean Ferlita), который занял сразу два вакантных места - гитары и клавишных, дав Джеку возможность тусоваться за барабанами и вволю злоупотреблять басовой бочкой. Басист Джек Лоуренс (Jack Lawrence), перекочевавший в группу из The Raconteurs, впечатляет четкостью и ровной мощью в пятьсот лошадиных сил.
Между тем, нарочитая старомодность этой музыки сразу бросается в глаза. Хорошо забытое старое, наследие LZ, захватило этих ребят целиком: отчетливые композиционные заимствования в " Hang You From The Heavens", целые куски из Бонэма встечаются в "Bone House" и даже в изначально дабовой "I Cut Like a Buffalo" - тут Уайт еще и поет, и вокал его явно строится под сами знаете кого, а синтезатор при этом выдает что-то в духе саундтрека для дешевого фильма ужасов. Тот же синтезатор в "The Difference Between Us" подозрительно напоминает отдельные партии Depeche Mode, недвусмысленно указывая на предпочтения Ферлиты.
Но общее впечатление однозначно: перед нами - один из лучших концертных составов года, чей пассеизм - почва для собственных новых находок. Достойный преемник великих учителей.
Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.07.2010, путешествие по 31.08 2010.
1955 – В 1955 году концерн Crysler представил первую в истории автомобильную аудиосистему: виниловый проигрыватель, встроенный в приборную панель. К нему прилагалось несколько пластинок с классическими записями »»
1978 – Панк-рокер Сид Вишез признался в убийстве своей подруги Нэнси Спаджен. Ее обнаружили мертвой в нью-йоркском отеле, при этом Сид утверждал, что Нэнси "упала на нож". Через некоторое время Сид покончил с собой »»
Nappy BROWN (1929)
Luciano PAVAROTTI (1935)
Terry MCMILLAN (1953)
Jane SIBERRY (1955)
Алексей КОРТНЕВ (1966)
YOUNG JEEZY (1977)