КУСТОТА  "В пустоте, да не в обиде"

Новосибирский проект Кустота – из тех, что принято называть культовыми. Им очаровывался гуру IDM Aphex Twin, меломаны взахлеб пересказывали историю о том, как коллектив записывал музыку на допотопном компьютере, используя обычные кассеты вместо дискет. Эти записи так и не были изданы, пав жертвой невыполненных обещаний на заре нулевых. Однако, проект продолжает жить своей скромной жизнью, раздвигая рамки жанра и прокладывая новые музыкальные границы.

Ник Завриев: "Новосибирский проект Kustota (или Кустота) – из тех, что принято называть культовыми. Это название едва ли на слуху у многих, но истории о том, как Арсений Троицкий и Федор Муратов записывали треки на кассеты и стирали исходники по причине нехватки дискет, уже стали меломанским фольклором. Их музыкой всерьез интересовался Ричард Джеймс (Richard D. James), который подумывал даже подписать проект на свой лейбл Rephlex, затем альбом долго стоял в планах отечественного лейбла Art-Tek, но до релиза дело так и не дошло. Оставшегося в одиночестве Федора ни эта нереализованность, ни реалии Новосибирска (который, прямо скажем, не центр вселенной) не смутили. В отличие от многих русских электронщиков, сверкнувших и также стремительно исчезнувших из виду, проект перешел в долгоиграющую фазу – Федор живет тихой и совершенно непубличной жизнью, регулярно напоминая о себе треками, звучание которых год от года развивается и видоизменяется. На смену наивно-оптимистичному IDM пришли хмурые и нервные эксперименты, которые нередко сравнивают с творчеством Coil".

Звуки.Ру: Федор, расскажи, пожалуйста, о себе. Как ты начал заниматься музыкой.

Федор Муратов: Записывать музыку я начал в 9 классе, когда познакомился с Арсением Троицким. Вообще у меня ничего не было для записи музыки, не было магнитофона, микрофонов, гитары тоже не было. Магнитофон приносил Арсений, все писалось на встроенный микрофон, гитару я сделал из досок и советских звукоснимателей, купленных в магазине. Вместо барабанов были коробки картонные. Мы слушали Битлз, поэтому в основном записывали кавер-версии.

Группа Груша, 1993

К окончанию школы у меня дома уже стояли поливокс, катушечный магнитофон "Комета" - очень старый, монофонический. Были акустическая гитара и более-менее нормальная электрогитара "Аэлита". Ну и диктофон кассетный. Проигрыватель, чтобы скрэтчить пластинками с уроками немецкого языка.

Звуки.Ру: Как долго ваши занятия с Арсением были для тебя чистым баловством, можешь ли ты проследить момент (я имею ввиду какую-то запись, к примеру), когда музыка переросла во что-то более серьезное для тебя?

Федор: То, что в начале происходило, по сути, и было типичным детским баловством. Я думаю, было очень много таких школьных групп, которые прикалывались дома с магнитофоном. Но мне кажется, что я к этому относился так же серьезно, как и сейчас. Гитару скрутить из ДСП, спаять примочки по схемам, не имея опыта работы с электроникой вообще, возить туда-обратно тяжеленные катушечный магнитофон и поливокс ради баловства не получится.

63 hearts & love, 1995

Звуки.Ру: Кто придумал название и что оно означает? Кстати, как правильно ударение ставить?

Федор: Название придумал Арсений. Читать предполагается, видимо, как "пустота". Это было в 1998 году, когда я приехал в Москву с надеждой поступить в какой-нибудь институт "по дизайну", что, конечно, не удалось, и в итоге через несколько месяцев я вернулся в Новосибирск. В Москве мы с Арсением принесли свои кассеты Роману Белоусову Novel 23, который работал в РГГУ, где, соответственно, Арсений учился на лингвиста. На кассетах в основном была трекерная музыка. Роман посмеялся, что типа "все пишут теперь IDM", но в итоге ему понравилось. Так мы попали на сборник лейбла Art-Tek. Специально для него мы написали в программе FastTracker четыре трека на выбор, впервые в стерео. Выбранный трек отмастерил Роман Белавкин Solar X . Мастеринг заключался, насколько я помню, в том, что он развел по каналам хай-хет, чтобы он был то в левом, то в правом канале. Для участия в сборнике и было придумано название Kustota, потому что название Tampones, под которым мы записывали гитарно-поливоксный нойз в Новосибирске, явно не подошло бы.

Kustota, 1998

Звуки.Ру: Как изменилась Kustota с точки зрения музыки и концепции после вашего расставания с Арсением? Чем он сейчас занимается, поддерживаете ли вы сейчас отношения?

Федор: Не знаю, можно ли какие-то изменения связывать именно с переходом от совместных записей к "сольным". Хотя, конечно, когда все делаешь один, получается, что больше думаешь, каким будет результат, что можно изменить, куда будет интереснее повернуть. Меньше инерции, которая сама по себе возникала бы в группе.

Для меня очень важен был тупик, в котором я оказался, когда стал пытаться делать музыку в 2003 году, после большого перерыва. Я тогда познакомился с Артемом Степановым Math Geek. Я сел за трекер, и результаты были абсолютно такие же, как три года назад, двигаться дальше было некуда. Мне кажется, именно тогда IDM стал для меня пройденным этапом. Пришлось все ломать.

Obtekar, 2003

Арсений сейчас звукорежиссер, из последних работ – "Шультес", по-моему, он еще работал в прошлом году на съемках с Александром Расторгуевым. К сожалению, общаться с ним получается очень редко. Музыку он какую-то записывал, но показывал очень мало. Вот его трек 2008 года:

Mana Loop, 2008

Звуки.Ру: Тебя называют среди пионеров русского IDM в той же Википедии, расскажи, пожалуйста, что это за история с легендарным артековским сборником, пытались ли тебя на этой волне издать и чем все закончилась? Ассоциируешь ли ты себя с IDM-сообществом и что там происходит сейчас?

ФМ: В пионеры IDM Kustota попала только потому, что наш трек был в сборнике "Артефакты". По идее, наш альбом тоже должен был выйти, но так получилось, что это кончилось ничем. Возможно, что это связано с тем, что Solar X уехал в Британию, а кроме него никому наш альбом не был нужен. Я знаю, что Арсений ездил с кассетами куда-то в Москве, они что-то там пытались пересводить из старых записей. Еще Арсений выступал на каких-то артековских вечеринках. А потом все постепенно заглохло.

Позже через Алекса Кельмана (Punk TV) я попал на сборник Alley PM. Каким-то образом им понравился именно тот трек, который полностью состоит из украденной с радио чужой музыки. Ну что ж. Потом еще мой трек брали на сборник калужского лейбла Oscillation Works. Там тоже обещали альбом выпустить, но почему-то не выпустили.

Я состою в IDM-сообществе, точнее, в Heavymental, которым заправляет Math Geek. Это дало мне шанс несколько раз выступить в кафе "Дача", где я пугал фанатов Stereo Modus пищанием на пластмассовой дуде и микрофонным фидбеком. Мне кажется, что IDM-сообщество эта ситуация устраивает.

Звуки.Ру: На какой из твоих записей закончился IDM? К чему стремится твоя музыкальная мысль сейчас? Много ли ты слушаешь музыки, чьи влияния ты на себе сейчас испытываешь, если, конечно, об этом справедливо говорить в твоем случае?

ФМ: Мне несложно ткнуть в альбом Iron Sosiski и сказать, что вот именно с того времени. Другое дело, что я тогда не подходил к этому как "Я - IDMщик, но для разнообразия это будет альбом в нетипичном для меня стиле". Там скорее были насильно изменены способы звукоизвлечения. Не было поиска жанра, был вопрос, что я вообще могу сделать.

Сейчас у меня сложился набор, за пределы которого я практически не вылезаю - микроскопическая программа, написанная на паскале, которая по-разному трансформирует wav-файлы, акустическая гитара, самодельная бас-гитара / скрипка из пластиковой трубы, баян, два гитарных процессора, диктофон. Отчасти этот набор определяет "направление музыкальной мысли".

Gog wooz, 2008

Музыка, которая повлияла на меня в последнее время, достаточно полно представлена в миксе. Слушаю я сейчас в основном радиопередачи Resonance FM и околоимпровизационные проекты с archive.org.

Звуки.Ру: Обозревая обширную дискографию, у слушателя невольно возникает ощущение чрезмерной плодовитости. На какие записи ты бы предложил обратить особое внимание, что тебе кажется наиболее удачным или ты согласен с Борисом Пастернаком, что "пораженья от победы ты сам не должен отличать"?

ФМ: Я сейчас могу только ответить: "Так вышло, извините". Некоторые из последних записей я выкладывал на last.fm, можно для простоты эти записи и считать сокращенным собранием сочинений. Про оценку своих работ сложно говорить, для меня это, скорее, часть жизненного процесса, а не шаги творца на пути стремления к идеалу, и рассуждать, хорошо ли, что сейчас я пью какао с пряником и заедаю семечками, а раньше ел мюсли и запивал киселем - нет смысла.

Fe, 2008

Звуки.Ру: С кем из новосибирских музыкантов ты знаком, сотрудничал, следишь ли за местной сценой?

ФМ: С Романом Ревуцким (играл в группе Schwimmen, теперь под именем Roman Revutsky) знаком очень давно. На концерты Nuclear Losь и Hot Zex ходил много раз, уже позже познакомился с Hot Zex, сделал для них два ремикса, сайт и фотографию на обложку альбома. После их c Punk TV отъезда в Москву общаться больше не получилось. В последнее время я стал домоседом, и за "сценой" практически не слежу. Слышал, наверное, только те проекты, которые как-то связаны с Heavymental. Знакомых моих знакомых.

Punk TVGood Morning 1985 (Kustota remix)

Звуки.Ру: Среди небольшого числа околомузыкальных изданий пишущих по-русски сейчас подогревается интерес к отечественной музыке. Что ты думаешь об этом, действительно ли происходит какой-то подъем, нравится ли тебе что-то?

ФМ: Если это о журнале "Афиша", то этот подогрев интереса виден только с определенного ракурса. То, что журналисты пытаются вытягивать неизвестные проекты на свет, конечно правильно, так музыкальная журналистика и должна поступать. Журналистов нельзя обвинять и в том, что им нравится в основном всякая фигня. Ха-Ха-Ха!!!

О подъеме сложно сказать, понятно, что новых проектов много появляется, старые проекты протухают, но у большинства музыкантов перспектив сейчас, наверное, даже меньше, чем раньше. Никто их диск просто так выпускать не будет. И фанатов у них меньше, потому что музыки для большинства людей слишком много и без местной сцены.

Мне кажется крутым то, что происходит у Kruzr Ken / UsssY / Я слева сверху. Kabyzdoh obtruhamchi крутой. Я уверен, что многих крутых проектов я просто еще не слышал.

Звуки.Ру: Не могу не спросить о сайте ku100ta.narod.ru, где помимо твоих записей публикуются чужие проекты. Расскажи, пожалуйста, об этой затее.

ФМ: Я делаю странички для проектов, музыка которых мне понравилась. В основном эти люди публиковали свои записи в жж-сообществах и форумах. Началось все с сообщества ru_newbies, которое вел Григорий Пророков. Он был первым музыкантом, которого я "разместил". Пока это сообщество действовало, я там регулярно кормился. Просто в комментах спрашивал: "не хотите ли вы на мой сайт?". Сейчас, к сожалению, новые проекты на сайте реже появляются, потому что я поиском заниматься перестал. Мало времени.

Silent ring briliant door, 2010

Звуки.Ру:: На что уходит время?

ФМ: На работу. Я видеомонтажер в информационно-аналитической авторской программе о правах потребителей "Прецедент".

Звуки.Ру: Существует ли для тебя проблема фидбека, то есть интересует ли критика твоего творчества и что мешает заниматься селф-промоушеном? Исчерпаем ли энтузиазм, с которым ты занимаешься музыкой?

ФМ: У меня скорее проблема друзей существует. Критика в виде рецензий и оценки со стороны знаковых личностей имеют смысл в области профессиональной или коммерческой музыки, при попытках скопировать эту систему всегда получаются субъективные мнения или похвалы по знакомству. Отклик на музыку есть, и его достаточно - в комментах в жж, на концертах. Та же история с селф-промоушеном - он не нужен. Псевдо-селф-промоушен, которого я насмотрелся в интернете - это все штампованная похвальба с отключенной заранее совестью.

Про энтузиазм сложно сказать, наверное, особого энтузиазма нет уже давно, хотя трудно представить, что я перестану заниматься записыванием музыки.

Pokalips, 2010

17.05.2010, Петр ПОПОВ (ЗВУКИ РУ)