13 февраля сцена культурного центра Дом походила на музыкальную лабораторию: так много на ней было проводов, микрофонов, инструментов. В тот вечер ожидалось выступление голландской группы с длинным и романтичным названием The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble. Красивому названию – красивая музыка. TKDE – это стилевая смесь, вызывающая кучу ассоциаций. Часто их сравнивают с медленным нуар-джазом от немцев Bohren & der Club Of Gore, но можно нащупать и другие ассоциации. На первом альбоме (одноимённом) 2006 года есть трек "Lobby", напоминающий трескучие проделки 65daysofstatic. Другие композиции этого диска вызывают в памяти прекрасных эмбиент-джазовых немцев Kammerflimmer Kollektief, а также работы американского трубача Марка Айшема (Mark Isham), точнее – его музыку к фильму "Ромео истекает кровью" (вспомните мягкую смесь эмбиента и джаза, под которую герой Гэри Олдмана танцует ночью в одиночестве во дворе собственного дома; это самый идилличный и светлый момент в фильме).
На втором альбоме "Here Be Dragons" (2009) трескучей электроники становится меньше, появляются женский вокал, скрипка и местами – смутные ассоциации с электронным проектом Saltillo. Кое-где заметно влияние пост-рока и опять же – вспоминается куча различных групп, например, американцы 1 Mile North. И вот всё это должно было прозвучать в Доме. А днём ранее в клубе "Моспроект" выступило ответвление TKDE – группа The Mount Fuji Doomjazz Corporation, тяготеющая к дроуну и временами напоминающая канадцев Nadja, игравших в Доме в прошлом году. TMFDC делают музыку, которую можно обозначить как "симфонии несмазанных дверных петель", создают величественный эпичный шум, под который, наверное, хорошо сидеть на облачке и наблюдать оттуда за водами великой реки Ганг (у TKDE даже есть песня с названием "Rivers Of Congo" и соответствующей "африканской" атмосферой).
13 февраля концерт открылся сетом российской группы Povarovo, названной так в честь посёлка в Московской области. Кстати, если зайти на сайт группы и под фоновую музыку сайта (что-то вроде звуков ночной канализации) включить первый альбом The Mount Fuji Doomjazz Corporation, то получится весьма симпатичное наложение. Начало сета: фонограмма с пением птиц, далее вступают осторожные меланхоличные клавиши, а в итоге получается светлый (как ни парадоксально) дарк-эмбиент. Тихие всхлипы кларнета, плавное ночное течение звуков – под такую музыку лично мне вспомнились самые красивые кадры из старого нуара "Ночь охотника", когда главные герои медленно плывут в лодке сквозь невероятную волшебную ночь, убегая от убийцы, у которого на пальцах левой руки вытатуировано слово "hate", а на пальцах правой – "love". Вот так и музыка – где-то между любовью и ненавистью – спокойная, нейтральная. После первой длинной вещицы началась вторая, такая же длинная, но по звучанию больше похожая на главных героев вечера, то есть – на The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble. Музыканты постоянно меняли инструменты: клавишник брался за электрогитару, басист сменял пятиструнный электробас на контрабас, кларнетист менял кларнет на трубу, а затем – на саксофон. Лёгкую электронную перкуссию сменяла запись жёстких барабанов, а в какой-то момент на сцену вскарабкался вокалист и начал бурчать что-то смутное, стоя спиной к залу, после петь начал и басист, а музыка превратилась в заторможенную психоделию и почти что гаражный рок. Выступление ребят длилось примерно 35 минут. У последовавших затем The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble духовая секция оказалась поскромнее – всего лишь один тромбонист, взъерошенный, одетый в рубашку, кое-как заправленную в брюки, в общем, похожий на человека, которого на сцену вытащили прямиком из бара (что, возможно, недалеко от истины, так как в ЖЖ проскользнула информация о том, что до концерта в Доме голландцам в качестве местной достопримечательности показали рюмочную). Музыканты вышли на сцену с российским пивом, опутали всё проводами, наставили всюду ноутбуков и начали с суровой эпичной звуковой стены, чтобы все сразу поняли, кто в "Доме" хозяин. Басист и лидер группы Джейсон Кёнен (Jason Köhnen) – спокойный мужчина с дредами – ни разу не улыбнулся, не посмотрел в зал, не произнёс залу ни слова. Скрипачка Сара Андерсон (Sarah Anderson) скользила по сцене без обуви, в чёрных колготках, танцевала со скрипкой. Видеоряд (этим славится группа) был сюрреалистичен – странная мультипликация, напоминающая клипы Tool и работы Яна Шванкмайера, исследователя различных форм безумия. На заднике сцены копошились странные существа, тромбон звучал так, будто он закручивает и выкручивает огромные ржавые гайки и так, словно кто-то с силой проводит пальцами по надутому воздушному шарику. Звуковой фон временами походил на стенания призраков в заброшенном доме – что-то летает, взывает и никак не может угомониться. Временами раздавалось что-то протяжное и серьёзное, похожее на зов большого охотничьего рога. Отдельные моменты напоминали различный трип-хоп. Прозвучали такие вещи как "The Nothing Changes", "Lobby" и "Seneca". Автор последней – вокалистка Шарлотт Сегарра (Charlotte Cegarra). Посвящена она римскому философу Сенеке Младшему ("Умрёшь ты не потому, что болеешь, а потому, что живёшь"). Шарлотт то пряталась где-то в глубине сцены, то медленно выходила оттуда к микрофону, пела приятным голосом, пританцовывала в трансе. Женщина в чёрном, похожая на сову. Её голос напомнил мне нежный вокал певицы Жозефин Кронхольм (Josefine Cronholm), которую можно услышать на саундтреке к фэнтези-фильму Нила Геймана "Зеркальная маска".
Выступление TKDE продолжалось полтора часа и под конец стало напоминать квартирник – часть зрителей сидела прямо на полу возле сцены (что характерно для концертов в Доме), один человек придвинул стул почти вплотную к сцене и сидел, наслаждаясь близостью музыкантов, а кто-то совсем смелый вскарабкался на край сцены и устроился там. На ластфм, на страничке концерта, есть ссылка на весьма приличный бутлег с этого мероприятия. При этом сей экспонат имеет занятную деталь – в одном месте женский голос из зала ("Места свободны? Можно присесть?") настолько органично вплетается в ткань музыки, что можно заподозрить, будто это задумка самих музыкантов. Впрочем, бывает и такое – на недавнем диске "On This Perfect Day" (2009) других голландцев, прог-роковых Guilt Machine, в одной из песен неожиданно звучит русская речь, женский голос без акцента произносит: "Жизнь поступает с тобой так жестоко. Я знаю, что я нужна тебе, но мы встретились слишком поздно, и я просто не могу быть с тобой. Прости..."
Дата образования:
1 января 2000
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)