CHILDREN OF BODOM  Жнец на проклятом берегу

На эмблеме этой группы красуется смерть с косой. В ее названии нашли свой приют духи жертв таинственного убийцы. Лидер команды носит камуфляж, его гитарные соло подобны автоматным очередям, а каждая песня - открытый самодиагноз маниакально-депрессивного психоза. Тем не менее, это едва ли не самая дружная из экстремальных групп последнего десятилетия. И на исходе октября она должна посетить наши края. Дамы и господа - к нам снова едут Children of Bodom…

...Четыре долгих года IneartheD, малоизвестные финские метал-хэды из города Эспоо, барахтались в узком кругу своих преданных почитателей, записывали один низкобюджетный EP за другим, и пытались привлечь внимание боссов звукозаписывающих фирм. И вдруг - повезло: в схватке за их музыкальный материал сошлись аж два более-менее независимых лейбла. Первый находился в Бельгии, контракт предлагал грошовый, да и реализовывать изданное мог разве что голубиной почтой. Второй неожиданно заворочался на родине музыкантов, суля контакты с солидными дистрибьютерами, но вот беда – торговая марка IneartheD уже была продана бельгийцам со всеми потрохами.

В поисках выхода из пикантной ситуации парни приняли единственно верное решение – сменить вывеску. Благо за время существования состав команды успел обновиться на три пятых. Изученный в поисках свежих идей телефонный справочник неожиданно указал на находившееся неподалеку от Эспоо озеро Бодом. На берегу этого печально известного всей Финляндии водоема в ночь 4 июня 1960 года неизвестным маньяком было устроено избиение туристов. Вскоре образ убийцы, пронзающего брезент палатки примотанным к палке ножом, сменило не менее кошмарное видение Мрачного Жнеца, собирающего свой урожай на темных берегах. Так закончилась история IneartheD, и начались приключения Children of Bodom

Основатели команды – поюще-рычащий гитарист Алекси Лайхо (Alexi Laiho) и барабанщик Яска Раатикайнен (Jaska Raatikainen), - были знакомы с детства. Второй гитарист Александр Куоппала (Alexander Kuoppala), клавишник Янне Вирман (Janne Wirman) и басист Хенкка Сеппяля (Henkka Seppälä), вошли в дело на различных этапах эволюции IneartheD, и до последнего момента не особенно надеялись на светлое будущее проекта. К выходу дебютного альбома "Something Wild" (1998) Янне еще доучивался в университете, и еле-еле смог найти время для серии концертов на разогреве у норвежских орков-блэкарей Dimmu Borgir в конце 1997.

Основным автором стал Лайхо, склонный к депрессии и членовредительству. "Меня злило все, - вспоминает гитарист, - Детство у меня было нормальное, но годам к 17 моя крыша сильно съехала" (из интервью Metal Hammer. – 2008. - 1). Кто-нибудь другой в таком состоянии легко мог бы превратиться в маньяка с топором. Алекси предпочел излить боль и ярость в музыку. И это сработало. "Группа очень сильно мне помогла. Когда мне было хуже всего, с группой начали происходить всякие хорошие вещи, и это очень подействовало на мое самочувствие…".

Правда, сумрачное состояние души гитариста чуть было не погубило команду на старте. "Это был наш первый альбом, - рассказывает Хенкка, - Намечалось первое большое выступление, и это было очень важно для нас, мы его ждали. Но тут мы узнаем, что ничего не получится, потому что Алекси попал в больницу. Тогда это было катастрофой. Мы задумались – а что же будет потом, если уже сейчас все так плохо?"

Однако судьба уберегла Лайхо от превращения в постоянного пациента психушки. "Страшно было проснуться среди всех этих действительно сумасшедших людей всех возрастов, - признается Алекси, - Я еще хоть как-то осознавал, что происходит, а они уже совсем ничего не соображали. Тогда я понял, что должен выбраться оттуда и никогда не попадать обратно…"

Тем временем, впечатленный работой новичков, лейбл "Nuclear Blast" переиздал их дебютный альбом, разрекламировав его на всю Европу. Известно, что Лайхо недолюбливает этот релиз за собственную склонность к "поливам" в духе Ингви Мальмстина, проявившуюся в песнях "Deadnight Warrior" и "Lake Bodom" в совершенно неразумных пропорциях. Тем не менее, снятый морозной финской ночью клип на первую из упомянутых песен, ныне стал классикой экстремального металла.

Дела Children of Bodom пошли в гору, и на февраль 1998 года уже была намечена серия выступлений в компании Hypocrisy, The Kovenant и Agathodaimon. Однако преддипломный курс – штука серьезная, и Вирман попросился в отпуск. С временной заменой в лице Эрна Сиикавирта (Erna Siikavirta) команда отправилась в путь.

В августе 1997 года финские парни впервые попали с концертом в Петроград, где сыграли свежую композицию "Forevermore" – набросок ныне всем известного боевика "Downfall". Стиль новой команды вызывал толки: брутальное рубилово то и дело расцвечивалось мелодичными соло гитары и клавиш, а характерная для дэт-метал практика нагромождения друг на друга разнокалиберных риффов не исключала наличия картинно-хрупких минорных мелодий. Термин "melodic death", придуманный несколько ранее для команд шведской школы, таких, как In Flames или Dark Tranquillity, применительно к Children of Bodom звучал весьма грозно, но мало что объяснял – финские парни с самых первых дней существования группы вышли на собственную орбиту, и вскоре сами стали объектами для подражания.

"Обычно в музыке, подобной нашей, основу составляют две гитары, - рассказывает Лайхо, - Мне же всегда хотелось выдвинуть клавишные вперед, сделав их ведущим инструментом…" Гармонический дуэт гитары и клавиш (а не двух соло-гитар, как это обычно бывает в хэви-метал) на долгие годы обеспечил группу моментально узнаваемым саундом.

Во втором турне, стартовавшем в сентябре, Вирману снова пришлось искать замену. На этот раз за клавишами оказалась американская тусовщица Кимберли Госс (Kimberly Goss). Дочь джазовой певицы, она в середине 90-х ломанулась в Старый Свет в поисках истинного металла и северной экзотики, и уже успела поиграть к тому моменту в рядах Ancient, Therion, а также вышеупомянутых Dimmu Borgir.

В конце 1998 года началась запись второго альбома под рабочим названием "Towards Dead End". В процессе работы программа была переименована в "Hatebreeder", строй песен – понижен до "ре", вернулся за клавиши Вирман, а к сочинению программного номера "Silent Night, Bodom Night" подключилась и Госс. Сингл "Downfall" протаранил европейские хит-парады, и в июне 1999 года команда отправилась покорять Японию. В туре их сопровождали Sinergy, новый проект Кимберли, чей роман с Лайхо в ту пору цвел пышным цветом.

Интересно, что Алекси записал на дебютном альбоме боевой подруги массу гитарных партий, подыскал для команды второго гитариста – им стал ветеран финской хэви-сцены Роопе Латвала (Roope Latvala), - и даже рекомендовал для оформления обложки дебютного альбома группы "Beware The Heavens" (1999) своего знакомого художника Томаса Хольмстранда. Хотя в итоге новых Ричи Блэкмора и Кендис Найт из Алекси и Кимберли не вышло (они расстались в 2004 году), дуэт гитар в составе Sinergy остается неизменным по сей день.

В новый век группа вошла с крепким альбомом "Follow The Reaper" (2001), записанным на студии Петера Тагтгрена, лидера Hypocrisy и Pain. Видео на песню "Everytime I Die" было снято в осеннем лесу, где Лайхо, привязанного к гламурно-розовой больничной каталке, медленно, но неотвратимо настигала смерть с косой. Но это была лишь артподготовка. Настоящая бомба разорвалась в январе 2003 года. Диск "Hate Crew Deathroll" оккупировал хит-парады, в рекордно короткие сроки собрал "золото", а снятые на новые песни видео разили наповал. Смертельные трюки под куполом цирка в "Needled 24/7", равно как и злодей, чахнущий в уединенном лесном домике над разлагающимися девичьими трупами в "Sixpounder", навек смутили умы особо впечатлительных меломанов.

Открытое голосование, состоявшееся 3 января в хельсинкском клубе "Tavastia" на церемонии Finnish Metal Music Awards, возвело Children of Bodom в ранг группы года. Дело шло к первому мировому турне. Разослав по пунктам назначения предупреждающие дорожные знаки "Осторожно: покос!", новоиспеченные короли металла вышли на самую масштабную в своей истории битву за урожай.

На середине гастрольной трассы неожиданно "выпал из седла" Александр Куопалла. Недолго думая, Алекси выдернул из Sinergy, вошедших в ту пору в полосу штиля, Роопе Латвала. Монстр финского металла, начинавший еще в боготворимой Лайхо группе Stone, впервые вышел на сцену вместе с Children of Bodom во время выступления в Москве, 16 августа 2004 года. Да так с тех пор в ее рядах и остался.

На "Are You Dead Yet?" (2005) команда сделала первую попытку уйти от своего фирменного звучания. Во многих номерах этого альбома, включая заглавный, акцент был смещен в сторону грубых гитарных риффов. Клавишные ушли на задний план, и лишь в "In Your Face" их звучание напоминало былые дни. Видео на этот номер, а также на "Trashed, Lost & Strungout" были сняты в интерьерах заброшенных складских помещений. Алекси все чаще форсировал свой вокал в кровожадный рев, отчего строки куплетов можно было разобрать лишь в буклете альбома – на запись вместо слов порой ложилось нечто намеренно и откровенно нечленораздельное. Эта работа вызвала крайне противоречивые отзывы, однако имела впечатляющий коммерческий успех.

В июне 2006 года стартовал "The Unholy Alliance" - масштабный тур Children Of Bodom в компании Slayer и In Flames. В декабре группа выпустила в аудио- и видео-версиях концертный альбом "Stockholm Knockout Live!", а "Metal Hammer" объявил Алекси лучшим гитаристом 2006 года. Буквально через месяц, 31 января 2007 года, Лайхо заработал жесточайший вывих плеча, неудачно запустив шар в боулинг-клубе. Однако уже к лету гитарист вернулся в строй, и финские парни примчались на фестиваль "Monsters Of Rock", дабы заменить засбоивших Velvet Revolver.

2007 год был зарезервирован для шуточек. Просвещенные рок-фаны, Children Of Bodom отдали должное своим подростковым интересам, записав обойму рок-хитов 80-х. "Я думал, группа распадется после того, как я сознаюсь, что люблю Poison", - то ли в шутку, то ли всерьез заявил как-то Алекси. Однако помимо шлягера американских хайр-металлистов "Talk Dirty To Me" на диск "Bodom Covers" вошли "Hellion" W.A.S.P., "Bed Of Nails" Alice Cooper, "Aces High" Iron Maiden и (без паники!) "Ooops! I Did It Again" Бритни Спирс – правда, начинающаяся с чьей-то отрыжки и вопля "Perkele!" (чьорт подьерьи).

15 апреля 2008 года команда выдала на-гора очередной номерной альбом "Blooddrunk". По какой-то причине многие старые поклонники до сих пор воротят от него носы, почитая его излишне "альтернативным" и не соответствующим стилю группы. Что странно, ибо вошедший на альбом материал оказался на порядок мелодичнее угрюмых и скупых номеров периода "Are You Dead Yet?". К тому же, судя по таким номерам, как "Lobodomy", клавишные начали отвоевывать себе утраченное некогда пространство для маневра. А вот трэшевое мракобесие, особенно хорошо заметное в партиях ударных на "Hellbounds On My Trail", пожалуй, проникло в музыку группы впервые. Но разве это плохо?

Весной 2009 года группа переиздала "Are You Dead Yet?" и "Stockholm Knockout Live!", а на 22 сентября намечена премьера очередного сборника кавер-версий "Skeletons In The Closet". Сентябрь и первую половину октября команда проведет в очередном турне по США. Ну, а московская публика сможет в очередной раз встретиться с безумными финскими парнями 24 октября в стенах "Б1".


Children Of Bodom
Москва, "Б1 Maximum"
24 октября 21-00.

02.09.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

CHILDREN OF BODOM - свежие публикации:

Сайт: www.cobhc.com

CHILDREN OF BODOM

Дата образования:

1 января 1993