SKYE  Повелительница дождя

Вторая часть NuNote Lounge Fest опять прошла под знаком дождя. Но нынешняя гостья вечера, Skye, не разгоняла тучи, как это делал Тони Аллен, а привлекала их своими меланхоличными напевами. Заметки о том, зачем любимой многими артистке в эпоху глобального потепления нужна песня, поднимающая градус.

Фестивалю NuNote уже второй год не везёт с погодой. Ладно бы в прошлом году один день выдался непогожим, но в этом уже две субботы, 1 и 15 августа, "порадовали" низкой температурой и дождём. И, как назло, из спиртного в саду Эрмитаж продавалось только пиво, а чай и кофе из пакетиков не радовали даже в процессе пития.
Второй концерт фестиваля состоял из двух частей: сперва украинский дуэт Gorchitza Live Project, а затем британская певица Скай (Skye).
Для украинцев этот концерт оказался первым в России, и, видимо, не последним. Их песни - милая увеселительная поп-музыка с англоязычными текстами, с приятным голосом вокалистки Allois, которая явно умеет петь. Не могу отвязаться от мысли, что эти песни образца 2009 года выросли на тех же грядках, что и ”Crazy” дуэта Gnarls Barkley (2006 г.) и ”Lady (Hear Me Tonight)” Modjo (год 2000). То есть творчество украинской команды можно запросто представить на любом сборнике, каковые выпускаются, например, под логотипом радио «Европа+». И в то же время в концертном, несколько упрощенно-утяжеленном звучании на открытом воздухе 50-минутный сет «Горчицы» произвел впечатление пресное. Возможно, группа (а ей от силы один год) еще ищет свое лицо, свои темы, свои яркие акценты в звуковой палитре?.. И ритм бодрый, и соло-гитара позванивала, клавишные там, электронные подклады сям… - общее звучание как будто модное, и подчас ноги сами ритм отбивают, ан, в пляс не идут. Подпевать тоже оказалось нечему: как-то не нашлось припевов с легко узнаваемыми словами на открытых гласных. Кажется, для музыки, которая "заставляет вас танцевать и кричать от счастья" (это цитата из cамопрезентации группы), певица излишне часто и однообразно «играет лицом» и щурится. И вот честное пионерское!, мне, трезвому, не танцуется, когда вокалистка по большей части стоит на одном месте, — поди разгляди ее без концертного света, в черной одежде на черном фоне. Да, в какой-то момент Allois согрелась и сняла куртку; смотреть на нее в белой маечке стало проще, но и только... Спасибо, Gorchitza Live Project, что честно пытались нас согреть при холодном ветре.

А ведь кроме музыки нам, зрителям некурящим и по обычным билетам, легально согреться-то было и нечем. Справа от сцены возвышался тент со столиками - судя по табличкам на переносных сортирах, это была зона VIP,- которая обслуживалась шустрыми официантами из соседнего ресторана... Но в толпе, глядя на ненавистно холодное пиво и условно горячий (и такой же условный) кофе, я понял, что начинаю по примеру Скай искренне любить и ценить виски. Пусть сейчас "теоретически", но… вот виски 12-летней выдержки… как раз по одному году - за каждый градус тепла в температуре воздуха здесь... в саду Эрмитаж...

Замерзнуть в мечтах не получилось: после короткой паузы на сцену вышла Скай с командой. Как раз в подобном концертном составе давались европейские концерты еще в 2006 году - в поддержку первого сольного альбома Mind How You Go: вокал, гитара, бас, клавишные и ударные. Сет-лист включал наиболее быстрые по темпу песни (насколько только лаунж способен быть быстрым :-), так что танцевать (или хотя бы покачиваться) и тем согреться было вполне возможно. На пять песен с Mind How You Go пришлось ровно пять новых, неизданных песен, а также пятерка хит-синглов песен времен работы в группе Morcheeba - их Скай исполняла еще и на прошлом своем московском концерте в июне 2006 года.

Начало выступления получилось ударным: прозвучали два бесспорных хита с первого сольного альбома — “Love Show“ и “What's Wrong With Me“. И если на записи имели место струнные квартеты и клавишные, прихотливо запрограммированные, прохладные и несколько отстраненные, то в живом "электричестве" самые яркие инструментальные партии были предоставлены звонко-сухой гитаре. После резковато исполненной "Otherwise" Скай снискала всеобщий восторг, сняв кожаную куртку и представ перед публикой в платье с красивой пышной юбкой: «Нравится ли вам мое платье?» — «Даааа!» Позже она еще расскажет, что сшила его собственными руками (!), а пока что представила совсем новую песню с рефреном-каламбуром “Don’t let sky”.

Последовали знаменитый кавер “Feel Good Inc” группы Gorillaz – с оттенком реггей, темпераментно и роково исполненная ”Blindfold” – да еще и с романтичным проигрышем "под рояль", ”Stop complaining” - с дрожащее-плывущими «лунными» клавишами, хоровым пением и - Скай допевала ее свозь смех, что-то в публике разглядев. В этом блоке стало особенно заметно и насколько деликатно Скай добавляет своему бархатному голосу интонации разных стилей, и то, как она открыта публике. Вот она попросила у зрителей прощения за непогоду, да и выдохнула сокрушенно, - и это настолько живое и располагающее обращение нашло отклик у большей части пришедших. Стоило певице просто взмахнуть рукой – и партер начинал вовсю повторять это движение руки над головой. А покажет Скай ладонями, как трепещет морская пена, – то и зрители “пускают волну” – это звучит, накатывает и затихает “The sea”, нежная, с шепотом, с гулкими звуками, похожими на пение то китов, то дельфинов. Тут хорошо было оказаться в самой гуще перед сценой – и потому что вместе теплее-веселее, и потому что грустно смотреть, как зрители понемногу тянутся к выходу. С другой стороны, весьма кстати именно в этот момент два карапуза забегали по лужайке и начали пищать-верещать-переходить на ультразвук, удивительным образом попадая в песню. После такого действа медленный номер ”No other” прозвучал как признание в любви к публике: "All I want. All I need No other love Just you No other love than you…" По-своему эту тему продолжила еще одна новая песня. Бодрая “I believe in you” дала возможность зрителям попрыгать на месте, да Скай и сама охотно скачет вдоль авансцены и машет рукой так, что на какое-то мгновение кажется: после странного гитарного запила она поет “I am leaving you”?! - как, она уже прощается с нами?! И впрямь: артистка исчезает, музыканты доигрывают коду и тоже уходят прочь…

За те три минуты, пока сцена была пуста, в голове вертелась странная мысль. Ведь не зря Скай извинялась за серое небо, за холодный ветер и то и дело капавший дождь. В ее песнях дождь - один из частых образов. А в той же “What’s Wrong With Me” фраза “Я стараюсь не думать о дожде” повторяется так и вовсе в каждой второй строке. Возможно, для таких неласковых климатических случаев как данный концерт, было бы здорово заиметь в репертуаре "Песнь О Солнце, Гарантирующую +22 В Тени".

Дальше Скай появилась на сцене одна и, подыгрывая себе на электрической гитаре, исполнила “Jamaica days” (там некстати “…London rains fall…”, чтоб их!) и “Over and over” (“...The things I do just make me laugh and make me wanna drink ...”), и “Triggie Hippie”. Руки замерзали, она сбивалась, извинялась за неловкость, смеялась над собой, даже забыла какой-то куплет и потому начитывала на мелодию «ды-да-ды-да-да»… Это был изумительный медленный бис, он неожиданно напомнил длинную колыбельную, посиделки у походного костра, клуб самодеятельной песни в вузовской общаге… Впору было забыть про виски и начать мечтать о водке. Однако к инструментам снова вышли музыканты и - удивили еще раз.

Напоследок прозвучали две новые — и очень разные - песни, которые войдут во второй альбом (сама Эдвардс характеризует его как эффектный, театральный). Баллада “Not Broken” - в аранжировке, близкой к тому демо, что выложено в сеть на страничке Скай. Завершился же вечер настоящим эпическим боевиком , - видимо, в нем проявилось общение артистки с Айвором Гестом (Ivor Guest), который продюсировал последний, неистовый альбом Грейс Джонс (Grace Jones) “Hurricane”. Быстро научив публику протяжному припеву "а-а-а" (как если бы мы все были ковбои и пересекали прерии), Скай запела о долгой дороге и любви, с первых слов обратившись к “одинокому парню с разбитым сердцем” (“so lonely broken hearted guy”). И гитары лязгали, клавиши отбивали ритм в большой октаве, барабаны грохотали, тарелки взрывались, и прерии дли-и-ились.

С этим рефреном "а-а-а" - как с полноценной песней о любви - мы и расходились после концерта. Это рафинированное дикарство, настоящий финал, полный финиш! И я еле удержался, чтобы не написать «угар», потому что вряд ли вы поверите мне, что это было возможно… Но и это тоже было. Было на концерте Скай Эдвардс, про которую пишут "бывший голос Морчибы", а на поверку она - вполне самостоятельная и уже состоявшаяся творческая единица.

16.08.2009, Андрей СЕНЬКИН (ЗВУКИ РУ)

SKYE - свежие публикации: