MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-2009. Часть 5: Пульс прощупывается!

От последних четырех вечеров в Монтре осталось ощущение, что вволю наэкспериментировавшийся в последние годы Клод Нобс спохватился: а не потеряем ли мы публику, которая из года в год ездит сюда за воздушными ваннами, горными видами и духом Байрона и Набокова? Поэтому найти что-то пульсирующее и живое среди комфортного и скучного олдскульного джаза было не так-то просто... Но Борис Барабанов блестяще справился с этой задачей!

От последних четырех вечеров в Монтре осталось ощущение, что вволю наэкспериментировавшийся в последние годы основатель фестиваля Клод Нобс (Claude Nobs) спохватился: а не потеряем ли мы публику, которая из года в год ездит сюда за воздушными ваннами, горными видами и духом Байрона и Набокова? Поэтому найти что-то пульсирующее и живое среди комфортного и скучного олдскульного джаза было не так-то просто.

Формально Марианна Фэйтфулл (Marianne Faithfull) показывала в Монтре свой последний альбом "Easy Come Easy Go", но так как предыдущее ее выступление на фестивале датировано 1997 годом, то логично было представить полноценную ретроспективу, от "As Tears Go By" и "Sister Morphine" через альбом “Broken English” и песни Курта Вайля (Kurt Weill) - к сегодняшнему дню, только в обратном порядке. Несмотря на все почтение к авторам треков из ее последнего альбома, старое доброе звучало в исполнении певицы и крайне представительного аккомпанирующего состава (частью которого в этот раз стали знакомые русской публике гитарист Марк Рибо (Marc Ribot) и гобоистка Кейт Сент-Джон (Keith StJohn) гораздо убедительнее. Возможно, потому, что именно в 60-е и 70-е, когда певицу опекали The Rolling Stones и глава Island Records Крис Блэкуэлл (Chris Blackwell), страсти в ее жизни не уступали тем, что кипели в песнях. А все, что теперь, – лишь отголоски. Гораздо более интригующим было ее выступление на берегу Женевского озера, в палатах Шильонского замка в дуэте с виолончелистом Венсаном Сегалом (Vincent Segal). Певица читала сонеты Шекспира, а в паузах музыкант играл короткие пьесы разных эпох, и все это вместе встроилось в интерьер и в пейзаж за окном самым органичным образом.

Смешливая англичанка Элис Расселл (Alice Russell) сперва в тельняшке выступила и пообщалась с журналистами на Media Stage в фойе Конгресс-центра Монтре, а потом, уже в более агрессивном черном платье, рубанула свой неосоул на сцене Montreux Jazz Cafe. Госпожа Рассел не уступает другим реаниматоршам соула вроде Джосс Стоун (Joss Stone) или Эмми Уайнхаус (Amy Winehouse) ни в таланте, ни в харизме, но, как выяснилось из короткой беседы с ней, все еще остается в стороне от соул-ривайвла и чувствует себя в андеграунде. Дело здесь, скорее всего, в том, что ей до сих пор не удалось заручиться симпатиями прессы. Даже несмотря на убийственный кавер на "Seven Nation Army" The White Stripes.

Antony And The Johnsons прибыли в Монтре в виде трио, а основной груз аккомпанемента взял на себя Montreux Orchestra под управлением Роба Муза (Rob Moose). В нынешнем туре Энтони Хегарти (Antony Hegarty) поет с разными оркестрами, и, честно говоря, трудно представить себе в России коллектив, который смог бы ему аккомпанировать. И это при том, что в сегодняшних аранжировках много "русских" красок – андрогинному певцу-ангелу идеально подходят партии арф и флейт, словно списанные у Римского-Корсакова. Однако вряд ли кто-то у нас смог бы быть с Энтони столь же нежен и аккуратен, как Montreux Orchestra. У нас в моде старательность и громкость, а его материал (в нынешнем туре это совсем ранние номера и материал нового альбома "The Crying Light") не предполагает суеты и истерик.

За большой рок-н-ролльный вечер в Auditorium Stravinsky отвечали Status Quo и Джон Фогерти (John Fogerty). Престарелые англичане нарезали свое буги так, как любят в России, - истошно, до седьмого пота, чтобы в каждой секунде видна была Работа. Да еще вытащили на сцену экраны с видеосопровождением. Но скучно все равно стало быстро. Едва отзвучала "In The Army Now”" ничем не отличавшаяся от версии, услышанной автором этих строк в 1988 году в исполнении ресторанного ВИА в Ялте, можно было смело сматывать удочки.

Однако в Miles Davis Hall было не многим веселее. Аллен Туссен (Allen Toussaint) из Нового Орлеана ходит в классиках, но автор попал на исполнение "Tea For Two", настолько недалеко ушедшее по степени фантазии от рингтона, что и здесь надолго задержаться не хотелось. На Media Stage, короткие выступления с которой транслировались прямо в радиоэфир, автор обнаружил очередного "спасителя электронной музыки" - американца Ги Боратто (Gui Boratto), который вместо предполагавшейся "пьесы" сыграл для репортеров и случайных зрителей небольшой DJ-сет. На самом деле весь бит и все паттерны рождались на глазах публики, под руками господина Боратто. Таким образом, музыкант развлек всех демонстрацией кухни своей довольно бесстрастной звуковой архитектуры.

Заглянув еще на пять минут в Miles Davis Hall на выступление джазовой певицы Мадлен Пейру (Madeleine Peyroux), которая представляла только что вышедший диск "Bare Bones", автор снова не смог найти в себе силы сосредоточиться на ортодоксальном джазе и побежал в Auditorium Stravinsky, где как раз начинал играть Джон Фогерти. Основатель Creedence Clearwater Revival пребывает в отличной форме, его группа качественно переигрывает хиты Creedence, уступая оригиналу, пожалуй, только в многоголосиях. Из всех самых популярных в России «корневых рокеров» Джон Фогерти - единственный, кто пока не добрался до наших широт, ну, еще, пожалуй, Рэй Дэвис (Ray Davies), но The Kinks вряд ли могут здесь похвастаться количеством поклонников, сравнимым с Creedence. При этом голос у господина Фогерти сохранился с 60-х, практически, без изменений, чего не скажешь ни о Поле Маккартни (Paul Mccartney), ни о Яне Гиллане (Ian Gillan), ни о Яне Андерсоне (Ian Anderson). Единственное, что вносит дискомфорт, - Джон Фогерти все же слишком любит свое творчество вне Creedence, и хиты группы в его сете были как следует разбавлены незнакомыми сольными номерами с сильным влиянием карамельного кантри.

А финальным шоу, закрывшим программу 43-го Montreux Jazz Festival 18 июля, стал двойной концерт Принца (Prince), которому на Звуках будет освящен отдельный репортаж.

Звуки благодарят компанию SWISS, Montreux-Vevey Tourisme и "КоммерсантЪ", благодаря которым вы можете читать этот репортаж.
Special thanks to Dominique Bittel for her support.


Специально для Звуков,

21.07.2009, Борис БАРАБАНОВ (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: