Швейцарский Montreux Jazz Festival подходит к концу, и в ход пошла тяжелая артиллерия. В течение трех дней Звуки имели возможность наблюдать лучшие концерты фестиваля. Свои способности к вызыванию оваций продемонстрировали Грейс Джонс (Grace Jones), Джордж Бенсон (George Benson), Марианн Фэйтфулл (Marianne Faithfull).
Но событием года стал, конечно же, Большой Блюзовый Джем под управлением Би Би Кинга (B.B.King), в котором приняли участие все находившиеся в городе участники Монтре - даже те, кто, кажется, и не собирался. Отпределенно этот блок концертов можно назвать маленьким триумфом Клода Нобса (Claude Nobs), который с сияющим видом принимал поздравления, принимал участие в джеме (исполнив соло на губной гармошке) и даже проехал круг почета на плечах одного из участников феста...
Но обо всем - по порядку.
11 июля вечер в Зале Стравинского носил название "Sing The Truth: Hommage to Nina Simone" ("Пой правду": Почитание Нины Симон"). Выступавших в этот вечер музыкантов приглашала к участию в трибьюте дочь великой певицы, которая на афишах трогательно не обозначает собственного имени (так и пишет - Simone, хотя все мы знаем, что зовут ее Лиза). "Я очень давно мечтала сделать такой вечер", - призналась Симон-младшая зрителям. - "Если бы моя мама видела этот концерт, она бы предпочла устроиться в зале со словами "я хочу сесть в заднем ряду и посмотреть, как мир любит меня". Пожалуй, великая Нина осталась бы довольна увиденным: в этот вечер на сцену вышел в полном составе ее старый бэнд, а песни певицы, скончавшейся в 1993 году, исполняли американская джазовая певица Дайана Ривз (Dianne Reeves), Лиз Райт (Lizz Wright), африканская world-дива Анжелик Киджо (Angelique Kidjo) - и, разумеется, Лиза Симон. Вчетвером они исполнили знаменитый хит, написанный Ниной в 1966 году - "Four Women".
В тот вечер на сцене звучали очень разные, но одинаково сильные и красивые женские голоса. Лиза Симон исполнила ""Keeper of the Flame"", Анжелик Киджо - "To be Young, Gifted and Black", на долю Ривз достались "I Put a Spell On You" (дуэтом с Лиз) и "Be My Husband". Под овации публики было сказано множество теплых слов в память о Нине Симон. А потом начались номера, под которые овации уже не стихали: гершвиновская "I Love you, Porgy", визитная карточка Нины Симон "My Baby Just Cares for Me", "Feeling Good"...
Значительно хуже дела пошли у вышедших часом позже на сцену Стравинского участников банды Wyclef Jean. Бог знает, что заставило самого Вайклифа (Nel "Wyclef" Jean) строить программу с явным упором на номера, исполненые а капелла. Пение а капелла хорошо в двух случаях: когда это пение ради пения, демонстрация исполнительской изобретательности, либо когда речь идет об интересном и сложном вокальном произведении. К сожалению, разложенный для секстета r'n'b звучит бедновато - не в последнюю очередь потому, что голоса, отвечающие за ритм-секцию, быстро "сдаются" и не "держат" композицию.
Зато в зале им. Майлза Дэвиса в этот вечер закручивался мощный торнадо! Именно там Грейс Джонс (Grace Jones) презентовала свой "Hurricane"! Шоу, которое уже имели возможность наблюдать европейские и русские зрители, содержало в себе все отличительные признаки медиа-бомбы. Провокативные наряды и парики (корсет, леггинсы и нечто, напоминающее гигантский панковский гребень, на бритой голове), не менее провокативные тексты, мощный низкий голосина с апломбом (закрываешь глаза - перед твоим внутренним взором настойчиво маячит образ поющей про комсомол Софии Ротару), диско с элементами стрип-шоу... а чтобы публика непрерывно двигалась, ее постоянно, словно электроплетью, подстегивает оглушительный бас Малькольма Джозефа (Malcolm Joseph).
Начиная с открывающих вечер "Nightclubbing" и "I've Seen That Face Before", Грейс ведет безостановочный конферанс. Эта гибкая темная змеюка может, кокетливо изогнувшись, свеситься прямо перед носом у какого-нибудь оторопевшего мальчика в первых рядах, взять его за подбородок и, проведя языком по зубам, c нежной улыбкой спросить: "Хочешь подойти ко мне за кулисы после концерта, дитя мое?" В отличие от большинства "общительных" музыкантов, острая на язык Грейс безжалостна не только по отношению к публике - не меньше от нее достается и музыкантам (даже бэк-вокалисткам), да и себя она комментирует не самым комплиментарным образом. К примеру, предваряя исполнение песни Стинга "Demolition Man", Грейс сокрушенно признается: "Когда я пою эту песню, я пою ее о себе. Хотя пою не первый год - с годами я ни капли не улучшаюсь, все такая же сучка!"
Репертуар из нового альбома занимает большую часть концертной программы, что приятно удивляет. Каждой песне соответствует "тематический" наряд: "Sunset, Sunrise" исполняется в картонном парике блондинки и шляпке из 50-х, шаманская "Corporate Cannibal""Love You To Life" - в высокой конической шляпе-воронке... Перед глазами мелькает калейдоскоп образов, а музыка, переходя от пост-диско к регги, продолжает накачивать зал ритмом, словно футбольный мячик. Это шоу одновременно и очень ретро, и очень футуристическое, в нем намешано страстей и экзальтированных жестов, в нем - тот дух нью-йоркского клаббинга, который так привлекает нас. Концерт заканчивается знаменитой "Ladies And Gentlemen", и я отчетливо понимаю, что эти свободные, счастливые интонации Джонс имеют много общего с ранними манифестами Боуи и Гэбриела. Это интонация той эпохи, которая учила думать людей на танцполах.
И, наконец, последнее шоу на сегодня - в Montreux jazz Cafe выступают Diana Miranda & Xero No Gangote. Роскошная блондинка с невероятно зажигательным бурлеск-бэндом ставит на уши полторы тысячи человек при помощи коктейля из африканских ритмов и джаз-фьюжна. Кстати, Диана Миранда впервые посетила Монтре в 1993 году - если посмотреть ее концертные записи того времени, остановится очевидно, что певица получила тогда мощнейший "заряд джаза" на всю жизнь, но фолк по-прежнему остался предметом ее основного интереса. Регги, румба, сальса, даб и этно-панк - термоядерная смесь в сопровождении танца живота, свистков и барабанной дроби более всего напоминает бразильский карнавал. Окончательно оттанцевав себе ноги и охрипнув, мы уползаем на последний троллейбус, напевая "No Woman No Cry".
12 июля. Вечер плавно переезжает на день: финалисты конкурсов вокала и гитары отмечают свою победу. Вокалисткой года признана американка Обри Логан (Aubrey Logan), поразившая жюри тем, что еще и играет на тромбоне; а лучшим гитаристом стал венгр Роланд Балог (Roland Balogh).
Именно во время конкурсной программы понимаешь, сколь разительно отличается местная публика от российской: участники и финалисты с одинаковым жаром и энтузиазмом поддерживают друг друга, встречая аплодисментами не только удачные, но и явно провальные номера.
Вечер, предшествовавший всеобщему сумасшествию, начала сенсация в стиле Золушки: на сцену была приглашена Свит Джорджия Браун (Sweet Georgia Brown) - настоящая big fat mama, которая попала на сцену Монтре прямо из нью-йоркского клуба, где 59-летняя вокалистка выступает и сейчас. Наш старый знакомый Куинси Джонс (Quincy Jones), буквально проходя мимо, захватил обмирающую от ужаса и гордости тетку с собой в Монтре - и тут обнаружилось, что тетка отлично встроилась в атмосферу огромного и пафосного европейского зала. У Браун прекрасный, богатый и "бархатный" вокал. К тому же, эта симпатичная толстушка невероятно артистична: в ее исполнении песни Этты Джеймс (Etta James) и Дженис Джоплин (Janis Joplin) звучат как написанные специально для нее, она весьма достоверно "проживает" их и позволяет себе трогательные реминисценции на тему сюжета песен. Под конец выступления Свит Джорджии Браун зал встал, аплодируя (большая редкость для Монтре, который много повидал). Все это напомнило бы известную историю с конкурсом Britain's Got Talent, если бы не явная непредвзятость аудитории.
Далее программа несколько "просела": на сцене появилась blues-girl Сьюзан Тедески (Suzan Tedeschi) - очень банальная гитаристка, исполняющая блюз-рок с характерными кантри-интонациями. Чуть хрипловатый пронзительный голос, снабженный квакающим коргом и саксофоном, стал фоном для ожидания Большого Джема. Однообразные блюзовые композиции с раздумчивыми гитарными соло практически не задерживали внимание - разве что иногда публика оглядывалась на сцену на отчаянный призыв альт-саксофона. В зале Майлза Дэвиса, к сожалению, уже завершился сет дуэта Sly & Robbie, поэтому мы воспользовались паузой, чтобы до полуночи успеть на встречу с легендой.
И вот, наконец, встреча, ради которой, собственно говоря, и было предпринято наше путешествие в Монтре. Посмотрите на эту хитрую физиономию. Загляните в эти веселые и мудрые глаза. Это - лучший блюзмен планеты.
B.B. King, один из немногих ныне живущих "настоящих" блюзменов, еще в 2004 году объявил, что его концерт в России станет последним. Тем не менее он - частый гость Montreux Jazz Festival. В минувшем году был издан DVD с записью его предыдущего выступления (2006). Даже когда Кинг не концертирует, он иногда заезжает в Монтре на огонек - провести мастер-класс, побалагурить. Мне повезло кратко пообщаться с Кингом на встрече с прессой, которая предшествовала Джему, и я выразила надежду (думаю, всеобщую), что он еще навестит Москву. "Thank you, darling" - ни да, ни нет. Преисполнимся надежды.
Концерт начался с длинной инструментальной композиции, исполненной бэндом Кинга: по очереди отыграли свои партии гитарисмт Чарльз Дэннис (Charles Fennis), Эрнст Вантриз (Ernest Vantrease), барабанщик Тони Коулман (Tony Coleman) и духовая секция. И вот на сцене показался герой вечера -лукаво ухмыляющийся, круглый, плотный, в шикарном расшитом растительным узором белом фраке.
"Добрый вечер, леди и джентльмены. Я наконец-то вернулся, но теперь мне 83, и надеюсь, что за это время я не разучился играть. Хочу сказать вам, молодые люди за 50, что нас с вами ожидает очень особенная ночь, поскольку больше всего на свете я люблю именно блюз, - сообщил Кинг, устраиваясь на сцене под оглушительные аплодисменты. - Думаю, мы этот джем подадим как раз к завтраку".
Формат вечера был задан с расчетом на то, чтобы каждому гитарному соло Кинга предшествовала байка, рассказанная под бэнд, деликатно задающий тему на заднем плане. Для разгона Кинг исполнил "Every Day I Have The Blues," "Let The Good Times Roll", "When Love Comes To Town" и"Thrill Is Gone", поочередно представляя всех музыкантов своей группы (иногда - веселыми каламбурами: "А это - Реджинальд... Он наш басист, он всегда басит... в базовом смысле". Кинг от души развлекался, гримасничал и изображал страстный поцелуй с микрофоном, исполняя "Oh Give Me One More Kiss"...
Захватывающее зрелище - рождение соло. Кинг может, например, деликатно тронуть несколько раз верхнее до, явным образом испытывая терпение публики, потом широко, почти всей ладонью, проехаться по грифу, мягко обхватывая его а потом снова положить палец на гриф и раскачивать гитару, чтобы получить свое знаменитое вибрато, к которому постепенно подключаются, усиливая эффект "эха", духовые: комичный, словно с рисунков Бидструпа, трубач Джеймс Болден (James Bolden) или саксофонист Стэнли Эбернати (Stanley Abernathy). Когда наблюдаешь вблизи эту сумасшедше точную игру слайдом, возникает ощущение магии: кажется, что рука Кинга абсолютно расслаблена, пальцы едва шевелятся, гитара поет сама собой.
Надо заменить, что Кинг не просто травит байки. Он тщательно, никого не забыв, представил всех участников группы. Он в теплых выражениях поблагодарил организаторов и публику. Он даже озвучил манифест в защиту женского пола, после чего исполнил "I Need You So".
А потом... потом на сцене стали появляться участники джема: Сьюзан Тедески, Джордж Дюк, Ли Ли Райтнур (Lee Ritenour).... и хедлайнер следующего дня, выход которого на сцену Би Би Кинг предварил несколько высокопарными, но вполне уместными словами:
- Меня часто спрашивают: кого вы назовете лучшим гитаристом в мире во всех жанрах? И я всегда отвечаю, не сомневаясь ни на секунду: это - Джордж Бенсон (George Benson)! Он играет рок, джаз и блюз лучше, чем кто-либо другой!
Cмущенный и сияющий Бенсон также занял место в кругу гитаристов. "Я чувствую себя подобно ребенку в кондитерской," - заявил Кинг, рассматривая команду мечты, которая образовалась на сцене. И, после очередной инструментальной импровизации, попросил выйти на сцену окончательно впавшую в ступор от восторга Свит Джорджию Браун и невозмутимую как скала Грейс Джонс.
- Какая у вас любимая тональность, леди?, - обратился Кинг к вокалисткам.
- Разумеется, G (соль мажор), как Georgia!, - немедленно нашлась Браун.
Джем продолжался до трех часов ночи. Зрители отбили себе все ладони, музыканты несколько раз выходили на бис, а Кинг, в очередной раз окинув зал хитрым взглядом, весело заключил:
- Ну что ж, мы недурно провели сегодняшний вечер!
На следующий день, в том же разговорно-игровом формате, Кинг провел бесплатный двухчасовой мастер-класс для публики. И вновь его встречали и провожали овациями, и вновь люди стояли со слезами на глазах и толпились в проходах. Однако мы с обозревателем "Коммерсанта" Борисом Барабановым, прилетевшим в этот день в Монтре, умудрились пропустить больше половины семинара. Зато пересеклись на набережной с гитаристом Марком Рибо (Marc Ribot), который поведал нам о том, что планирует принять участие в завтрашнем концерте Марианны Фэйтфул (Marianne Faithful) и рассказал о новой совместной записи с Леонидом Федоровым, лидером Аукцыона.
Когда в твоей жизни происходят такие встречи, понимаешь, что у тебя появилась возможность понять о жизни нечто очень важное.
13 июля главной сценой безраздельно владел Джордж Бенсон. Владелец десяти Grammy также пригласил к участию в своем шоу друзей: исполнив для разгона "фирменные" "Weekend in L.A.", "Love Ballad" и ""Nature Boy", он позвал на сцену одного из хедлайнеров 10 июля - Монти Александра (Monty Alexander), с которым исполнил "в две доски" боссанову "At The Mambo Inn" и " "Give Me The Night". А потом попросил Рашель Феррелл (Rachelle Ferrell) исполнить партию бэк-вокала в ""On Broadway". Однако общий характер шоу был совершенно другим - ровный поп-соул и диско-фанк, конечно, очень танцевабельны, но дают куда меньше пищи уму и сердцу. Просто они красиво рассказывают о любви - окрыляющей, романтичной и оттого лепечущей всякие трогательные глупости типа "Nothing's Gonna Change My Love For You".
А в зале Майлз Дэвиса после полуночи нарисовалась героиня иных сказок - Марианна Фэйтфул (Marianne Faithful). Ее выступлению мы посвятим отдельный рассказ.
Продолжение следует... Однако в силу того, что мое пребывание в Монтре закончено, следующий репортаж будет написан другим автором.
1917 – В этот день в "Литературном дайджесте" впервые прозвучало определение "джаз". Критики объяснили, что так называется музыка, "вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться" »»
Mylon LEFEVRE (1945)
Glenn BRANCA (1948)
Kevin CRONIN (1951)
David HIDALGO (1954)
Петр ТРОЩЕНКОВ (1961)