Продолжаем наш зажигательный рассказ о фестивале в Монтре. Солнце наконец решило остаться в городе на все выходные, и на открытых площадках немедленно начали расцветать диксиленды. Кто только не выступает на набережной озера! Студенты джазовых академий всего мира, стихийно собравшиеся группы, интернациональные команды и серьезные академические музыканты... Как ни странно, большинство самых интересных концертов проходит именно на бесплатных площадках фестиваля, и именно там чаще всего можно услышать джаз и бибоп в его традиционном понимании. В ночи на этих же площадках разворачиваются рейвы - дань самой юной аудитории фестиваля. Можно сколько угодно спорить о несмешении жанров, однако в прозорливости организаторам Montreux Jazz Festival не откажешь:
9 июля весь день отдан "roots": соул, джазу, бибопу и кантри. Зал Стравинского почтили своим посещением саксофонист Дэвид Сэнборн (David Sanborn) и мультиинструменталист Стив Винвуд (Steve Winwood). Где-то в середине этих сетов чистым недоразумением смотрелось The Dereck Trucks Band, что в других условиях можно было бы счесть большой радостью, однако не для вечера, который грозил затянуться до поздней ночи. Блюз, кантри-блюз и тяжелый блюз на протяжении часа - непростое испытание для большинства публики, которая, некоторое время полюбовавшись на вокалистку с умопомрачительными ногами и задорным кантри-голосом, постепенно развернулась и ушла в бар.
Альт-саксофон Дэвида Санборна - лучший собеседник, какой бывает у музыканта. Он может спорить со своим хозяином, может покладисто ворковать, куда-то звать и о чем-то просить, а в какой-то момент, вступая в диалог с тенор-саксофоном Мартина Якобсена (Martin Jacobsen), он поет так проникновенно и глубоко, что, кажется, различаешь слова. Для меня становится неким открытием, что, когда к солирующим инструментам подключаются труба Николаса Гарделя (Nicolas Gardel) и тромбон Лайонела Сеги (Lionel Segui), общее звучание остается таким же глубоким, не "расширяясь" до диксиленда.
Cтив Винвуд - гитарист, чей первый альбом попал в чарты в 1980-м. Десятком лет ранее он начал свою музыкальную карьеру как сессионный музыкант и соавтор таких корифеев, как Джими Хендрикс, Би Би Кинг, Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер, Бо Дидли, Чак Берри и многие другие. Долгое время Винвуд работал с Эриком Клэптоном и даже создал с ним группу (которая, впрочем, просуществовала недолго). Почему же все эти музыканты приобрели мировую известность, а умница Уинвуд, прекрасный композитор и аранжировщик, довольствуется довольно узкой славой британского джаз-рокера? Пожалуй, именно потому, что для мировой славы Винвуд слишком умен. Этот мягкий джентльмен просто неспособен исполнять "упрощенную" музыку, его средняя сольная партия звучит не менее 15 минут (и ее очень интересно слушать!), он философски отвечает на вопросы прессы и играет очень "погружаясь в себя", почти не контактируя с залом - лишь иногда дарит теплой улыбкой. У него несильный приятный вокал с чуть "плачущими" интонациями. Таких "знаек", как правило, широкая публика не понимает и не приемлет. Конечно, в его арссенале также есть несколько хитов (и все они исполняются на концерте) - "Higher Love", "Roll With It", "Dirty City" (исполненная на альбоме с тем же Клэптоном) и т.п. Но основу его выступлений все-таки составляют иные композиции, большинство которых дает простор для соло-номеров. Особенный восторг слушателей привлекает харизматичный гуттаперчивый перкуссионист Карл Ванден Босше (Karl Vanden Bossche): в своих партиях он любит "рисовать" звукоподражательные "картинки". Создается впечатление волны, набегающей на берег, или людской толпы.
В малом зале тем временем выступает "американское подполье": улыбчивый очкарик Рафаэль Саадиг (Raphael Saadiq) - продюсер, композитор и известный исполнитель музыки соул. Его гитара и бэк-вокал в сочетании с чуть "плывущими" клавишными создают в аудитории ностальгическое настроение, отсылающее слушателей к эпохе раннего рок-н-ролла и бибопа 50-х. Однако сменяет Рафаэля "человек из Гарлема" - рэпер Q-Tip, чье выступление стало явным диссонансом по отношению к предыдущим сетам вечера (не убеждайте меня, что вполне достаточно добавить в музыку саксофон, чтобы получить из рэпа джаз).
10 июля главной темой вечера стала Африка. Спасибо компании Island Records и ее отцу-основателю Крису Блэкуэллу (Chris Blackwell) - он открыл миру многих музыкантов, которые съехались в Монтре со всех уголков света чествовать своего босса. В этот вечер регги, даб и соул встречаются на сцене с европейской музыкой. Космополитическая смесь разных культурных традиций - от Центральной Африки до Индии. А в холле зала и на всех подступах к нему пространство наводнено жизнерадостными людьми с дредами, афрокосичками и разнообразными стрижками. Даже в пресс-холле ведущий местной радиостанции устраивает сборный концерт исполнителей регги с трансляцией в прямом эфире.
Предваряя свой концерт в Зале Стравинского, конголезский пианист и композитор Рэй Лима (Ray Lema) обратился к Блэкуэллу, сидящему в зале: "Я знаю, что Вы - человек страсти. В других людях эта страсть со временем погибает. Поэтому я просто хочу поблагодарить Вас за эту страсть, Крис Блэкуэлл".
Представляя нового участника главной сцены, Клод Нобс (Claude Nobs) рассказывает:
- Этот музыкант, которого я бесконечно люблю и уважаю, начал играть в 14 лет и выпустил 67 альбомов. Его музыка как нельзя лучше подходит для сегодняшнего вечера: это Америка и Ямайка в одном флаконе. Встречайте - Монти Александр (Monty Alexander) и Harlem Kingston Express!
На сцену выходит коренастый человек с буйной седой шевелюрой, похожий на хоббита-переростка. Его сопровождают музыканты всех возрастов и цветов кожи. Очень быстро складывается диспозиция: сцена делится на две половины, слева - европейцы (в число которых попадает и бас-гитарист Хассан Шакур (Hassan Shakur), справа - афроамериканцы с этническими инструментами и духовой секцией.
Барабанная установка и перкуссии (ямайские барабаны), словно два танка, занимают позиции ближе к рампе, боком к зрителям. Монти вступает на гармонии, к нему подключается контрабас и сакс - и вдруг вступает рахманиновского размаха фортепиано, которое вмиг придает раздолбайскому регги салонный оттенок и глубину, которые в принципе ему не свойственны. Господин Александр берет драматичные аккорды, играет стоя и подпрыгивает - его игра придает "драматизма" изначально довольно плоскому жанру. Сопровождающий состав звучит неровно: Шакур и Хенри Райли (Henry Riley) на барабанах, сопровождающие Монти, хорошо сыгранны и с удовольствием импровизируют, выпуская фразировки одна хулиганистее другой (в какой-то момент в одной из композиций мне отчетливо слышится "Старушка неспеша дорожку перешла"). А вот музыканты Harlem Kingston Express держатся несколько скованно.
Финальной частью выступления Александра стало попурри из Queen ("Another One Bites the Dust"), а также джексоновских "Billy Jean" и "Thriller".
Но вот звучит импровизация на вездесущую "No Woman No Cry" - и на сцене появляется специальная гостья, от одного вида которой, кажется, расцветают все цветы. Это знаменитая исполнительница этно-фьюжн Анжелик Киджо (Angelique Kidjo) - лысая, долговязая, хриплоголосая и магнетически прекрасная звезда африканской музыки.
"Спасибо Крису Блэкуэллу. Без него я бы тут перед вами не стояла", - сообщает звезда, открытая Блэкуэллом в 1991 году. И, с полоборота заставив огромный зал распевать "Мама Африка", отправляется в толпу - здороваться и пожимать руки. Помимо сугубо эстетического удовольствия, которое приносит пение Киджо - оно еще и познавательно, так как звезда тщательно переводит не только названия, но и содержания песен (кто бы мог знать, что "тумба-тумба" означает "жизнь", а "Malaika", известная в исполнении Boney M - ангел?). Унять веселье, царящее в зале уже на второй песне, кажется, не способен никто. 45 минут пролетают на одном дыхании...
Однако впереди - еще один космополит, без которого сложно представить себе как лейбл Island, так и африканскую музыку. Это - Бааба Маал (Baaba Maal), афирканская легенда соул и регги. Бааба - молодой коллега Юссу Н'дура (Youssou N’Dour, чья музыка на рубеже веков так же сильно изменила ландшафт world music, как это сделал 20 годами ранее Oregon. На долю Маала выпала честь Творческий метод Маала - смешение сенегальской народной песни с ее протяжными повторяющимися рефренами (mbalax), регги и даба с гитарными традициями всего мира. При этом вокал у Маала гораздо более "традиционный", нежели у Юссу Н'дура, но обилие электроники уводит его еще дальше по пути открытия "новой Африки": открытой новым тенденциям и технологиям, модной, броской.
На сцене Монтре Бааба презентует материал с недавно вышедшего альбома "Television", на котором музыкант конвертирует свою возросшую славу и сопутствующее ей материальное благосостояние в роскошные оркестровки, бэк-вокалы и несколько хороших дуэтов. Кстати, о дуэтах: чуть ранее, в Лондоне, на юбилейном концертерте Island Rerords, Бааба Маал исполнил с Bono версию хита U2 "One", а в Монтре вместе с Киджо и Wyclef Jean принял участие в большом джеме, посвященном великой негритянской певице Нине Симон (Nina Simon). Об этом событии мы расскажем в следующей части нашего повествования.
Завершает большое празднование в главном зале концерт этно-фанкеров Third World, перетекающий в огромный джем всех участников вечера. После чего мы, решив разбавить впечатления от африканской музыки европейским роком, оказываемся на концерте датской группы Who Made Who.
И вот тут-то нас поджидает шоу, равного которому по уровню драйва на сценах Монтре, пожалуй, доселе не было.
Правда, будем справедливы: его не было просто потому, что такому разрывному року на джаз-фестивале, по большому счету, просто не место.
Трое граждан в карикатурных черно-белых балахонах - самый лаконичный и "доходчивый" из составов. Такой состав был у групп, имена которых до сих пор развеваются на знаменах многих молодых рокеров: Nirvana, Muse... Однако у музыки Who Made Who другие корни - это, скорее, не сколько гранж, сколько стебный рок Cheap Trick Infadels, с его любовью к утяжеленому звуку, фанку, полутонам и пауэр-попу. Не забыты и "корни": в дебютный альбом группы, а также в программу концерта, входит “Satisfaction" Бенни Бенасси (Benny Benassi). Невзирая на достаточно молодой возраст (команда образована в 2005-м году), WMW много гастролируют с Daft Punk и LCD Soundsystem, а потому имеет приличный опыт "работы в поле". Гитарист и основатель группы Йеппе Кьелберг (Jeppe Kjellberg) "работает" с публикой как профессиональный шоумен - может без труда заставить всех распевать какую-то абракадабру, вертеть над головой предметы и даже... носить себя на руках в течение целой коспозиции. Пожалуй, именно этому парню принадлежит рекордный по длительности и безумию стейдж-дайвинг: в первый раз он отправился "гулять по рукам" во время барабанного соло, а во второй - захватил с собой гитару и продолжал играть, вольно раскинувшись на руках слушателей!
Продолжение следует...
1955 – В 1955 году концерн Crysler представил первую в истории автомобильную аудиосистему: виниловый проигрыватель, встроенный в приборную панель. К нему прилагалось несколько пластинок с классическими записями »»
1978 – Панк-рокер Сид Вишез признался в убийстве своей подруги Нэнси Спаджен. Ее обнаружили мертвой в нью-йоркском отеле, при этом Сид утверждал, что Нэнси "упала на нож". Через некоторое время Сид покончил с собой »»
Nappy BROWN (1929)
Luciano PAVAROTTI (1935)
Terry MCMILLAN (1953)
Jane SIBERRY (1955)
Алексей КОРТНЕВ (1966)
YOUNG JEEZY (1977)