MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтре-2009. Часть 2: No End

Вторая порция впечатлений с побережья Женевского озера: We Have Band, Bloc Party, Лили Аллен, Джейми Кэллам, Чака Хан, бас-трио SMV... И, разумеется, Black Eyed Peas, обещавшие презентовать на сцене Монтре "футуристическую" программу, приуроченную к выходу новейшего альбома The Energy Never Dies". Что из этого получилось - в репортаже Звуков...

Звуки продожают свое вещание с берегов Женевского озера. Пейзаж за окном в точности напоминает известную поговорку "если вам не нравится наша погода - подождите полчаса". Дождь и град стремительно сменяют солнце, не успеешь усесться загорать - как снова приходится бежать под тент, прятаться и слушать какой-нибудь фьюжн пополам с раскатами грома.
У входа в Conversation Hall дежурят люди с плакатиками "ищу билеты". Теперь они будут торчать здесь всю декаду – до 18 июня, пока кто-нибудь не расстанется в их пользу с билетом на концерт Принца (Prince). 8 тысяч билетов на два концерта, которые Его Высочество планируют дать в Монтре, разошлись за 7 минут 58 секунд; их начальная цена в 195 франков уже превышена на eBay более чем в три раза.
"Sold Out" - привычное сообщение на окошке кассы. Правда, иногда прямо перед самым шоу можно выкупить нераспроданную бронь, и тогда тебе неожиданно достается поход на отличное шоу,- вот и мои друзья намедни отхватили себе билеты на Чаку Хан (Chaka Khan) в сопровождении George Duke Trio. А открывает вечер в Miles Davis Hall уже известное московской публике бас-трио SMV: Стэнли Кларк (Stanley Clarke), Маркус Миллер (Marcus Miller) и Виктор Вутен (Viktor Wooten) продожают демонстрировать народам мира свой "The Thunder! Tour" в поддержку свежего совместного альбома.. Что вытворяют на сцене эти замечательные люди, вообразить себе невозможно. Использование деки контрабаса или гитары в качестве перкуссий, хитросплетенные "барочные" импровизации Вутена в верхнем регистре, удивительные, излучающие энергию соло Кларка (не только на басу, но и на альт-саксофоне) и, разумеется, очень убедительная игра трио, в которой джаз, поп и классика сплелись в экстазе, дарит всем собравшимся полтора часа чистой радости. Прошу заметить, работы трио - не просто эквилибристика, не игра ради игры: это композиционно совершенные пьесы с замысловатым "сюжетом".

Хедлайнерами дня провозглашены Black Eyed Peas, обещавшие презентовать на сцене Монтре "футуристическую" программу, приуроченную к выходу новейшего альбома The Energy Never Dies". В реальности весь футуризм сводится к двум огромным фигурам роботов, установленным по краям сцены, а также 3D-мультикам на экранах. В мультиках трансформируется логотип команды – видимо, чтобы мы не забыли, что сегодня нас почтили своим присутствием боги чартов MTV и Billboard. Вообще говоря, выводить на экраны зала Стравинского что-либо, кроме плана сцены и лиц музыкантов – большая ошибка: 4 тысячи человек в стоячем партере элементарно не видят, что происходит на сцене, и, соответственно, довольно вяло реагируют на предложение похлопать.
Вопреки ожиданиям, Ферги (Fergie) и will.i.am исполняют едва ли треть композиций с последней пластинки, предпочитая бомбардировать публику проверенными боевиками. Среди "Let's Get It Started” и ”My Hump” вдруг проскальзывает "Rock That Body” или ”Party All The Time ”, но звучат новые вещи малоубедительно – во многом потому, что в живом выступлении не используется основная фишка альбома - вокодер, придающий вокалу Ферги юмористически-мультяшный оттенок. Кстати, рекомендую обратить внимание на новый хит поколения - "Now Generation”, в котором бронебойная команда весьма убедительно описывает чаяния и мотивацию своих современников (деньги, много, быстро).

Чаку Хан, чей сет так кстати задержался на полчаса, долго и в превосходных степенях представлял Куинси Джонс (Quincy Jones), скромно поведавший: "Я работал с каждой дивой на этой планете, и сейчас я горд возможностью представить вашему вниманю певицу, чей вокальный диапазон едва ли сопоставим с широтой ее огромной души!". Мощь вокала Чаки действительно впечатляюща: к тому же, ее голос обладает какой-то особой пронзительностью. Так и представляешь себе эту колоритную даму героиней негритянского мюзикла или бразильской мелодрамы. Исполнив две композиции со своего нового альбома, Чака переходит к стандартам – и неожиданно оказывается, что в ее интерпретации ария из "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина абсолютно логично перетекает в песню Чика Кориа (Chick Corea). Попробуйте поставить эти записи одну за другой в оригинале – сильно удивитесь. Аккомпанируют Чаке Хан Джордж Дюк (George Duke) на клавишных и обожаемый публикой Мэнсон на басу, но уже к середине концерта состав выступающих существенно расширяется за счет перкуссий и флейт. Пестрая, в ярком павлиньем одеянии, Чака Хан привнесла на ночную сцену ощущение карнавала.

Я заканчиваю этот пестрый вечер в Montreux Jazz Cafe, где под кофе отлично идет софт-рок The Virgins. Однако в какой-то момент понимаю, что музыка перестала задерживаться в моей перегруженной голове…


7 июля день начинается для меня с иллюстрированного семинара "Импровизация и эмоция в музыкальных формах барокко и джаза", который весьма увлекательно и в интерактивном режиме проводит профессура Женевского Университета. С целью несколько облегчить для широкого круга слушателей академическую подачу материала, ведущие обеспечили лекции иллюстративный ряд, пригласив на сцену валторниста, саксофониста и скрипача, а также танцовщицу-босоножку. На протяжении рассказа публике предлагаются несложные и веселые тесты на знание истории музыки.


Вечером дождь стоит плотной стеной на всем побережье. Нежная европейская публика разбежалась - лишь торговцы на променаде сиротливо употребляют глинтвейн. В залах фестиваля неожиданно мало народа, что удивительно, если учесть, что в программе заявлены музыканты из мировых поп-чартов.
Вечер в Auditorium Stravinsky начинают переодетые героями комиксов Klaxons, которые все переносят и переносят выход нового альбома, но щедро делятся свежей программой с собравшимися. К сожалению, впечатление от выступления сильно портит не лучшим образом отстроенный звук: выведенные на первый план гитары заглушают не только вокал, но и ударные. Под конец "Isle of Her” и "It's Not Over Yet” звучат поприличнее, чем звучавшая на старте "No Diggity", но не терпится услышать эти же композиции на отдельному концерте: уж очень интересную заявку сделали эти парни.

Изобразившая на лице подобие золотой венецианской маски Лили Ален (Lily Allen) выступает на фоне огромных неоновых букв LILY. Она прыгает и весело кривляется у рампы, а на заднем плане маячит добрый гений Лили, ее клавишник, аранжировщик и автор песен – Грег Керстин (Greg Kurstin) в сопровождении группы. Лили благодушно заигрывает с публикой и вообще ведет себя очень спокойно и раскованно."Alright, Still” ей исполнять уже неинтересно: немедленно после основной части композиции следует жесткий техно-бит со скрэтчами и нойзовыми сэмплами. Публика несколько теряется, когда слышит такие интерпретации обожаемых "Smile”, “Littlest Things” и LDN”. Однако в новые вещи, вошедшие в прошлогодний альбом "It’s Not Me, It’s You” Лили еще явно не "наигралась": они звучат практически без изысков, а весь огромный зал Стравинского радостно прыгает под ”The Fear” и орет хором вслед за возмутительницей спокойствия "Fuck you very – very much!”.
Однако самые восторженные аплодисменты Лили срывает на кавер-версии хита "Womanizer" Бритни Спирс (Britney Spears), который в исполнении британки обзавелся новой порцией жестких битов и зазвучал просто-таки угрожающе.

Завершает вечер в "Стравинском" соул-певец Алан Кларк (Alain Clark). Строен, тонок, изящен, как денди лондонский одет, тонко шутит и безупречно выводит нежные баллады, чередуя их с фыркающим от смеха фанком.
А на сцене Miles Davis Hall тем временем в разгаре огромный джем - Cti All Stars Band, в состав которого в этом году вошли соратник Мингуса, трубач Рэнди Брекер (Randy Brecker), саксофонист Билл Эванс (Bill Evans), флейтист и носитель широчайшей музыкальной эрудиции Хьюберт Лоуз (Hubert Laws), гениальный гитарист-самоучка и известный сессионщик Рассел Мэлоун (Russell Malone), басист и трубач, участник Pat Metheny Group и удачливый сессионщик Марк Иган (Mark Egan), работавший со всеми - начиная от Оззи Осборна до Стинга; а также барабанщик, ставший известным благодаря своей сольной работе, - Джефф Уоттс (Jeff “Tain” Watts). А в качестве солистки при этом прекрасном сборном оркестрике – бразильская джаз-дива, мисс Флора Пурим (Flora Purim), чья специализация - этно-фьюжн. Жаль, что основную часть концерта я пропустила – на мою долю остается лишь пара красивых импровизаций участников вечера.

Флора представляет очередного гостя вечера: ”А сейчас – наша вишенка на этом прекрасном торте, наш прекрасный юный друг Джейми Каллэм!". Юноша присоединяется к компании, и сразу видно, насколько этот парень - другой. В Джейми Каллэме (Jamie Cullum) есть некая трогательная серьезность – словно в мальчике, которому доверили сольную партию в детском хоре. Он выходит на сцену в своем черном костюме с галстучком и старательно исполняет пару каверов под тромбон родом из 20-х, однако его основной сет еще впереди. А пока сборный состав исполняет прекраснейшую 20-минутную инструментальную импровизацию при участии… невесть откуда взявшегося Джона Маклафлина (John McLaughlin)!
После небольшого перерыва Джейми вновь появляется на сцене – уже в сопровождении своего собственного состава. С первых же минут его выступления становится очевидно, что талант Кэллама – это, в первую очередь, талант мимикрии. Он действительно обладает мощными исполнительскими качествами, у него прекрасная школа и теплый, красивый тембр. К тому же, парень обладает талантом хорошего аранжировщика: его версии "Singin’ In The Rain”, "I Get A Kick Out Of You” и ”The Wind Cies Mary” действительно небанальны и достойны уважения.
Однако то, чего пока нет у Джейми Каллэма, – это его самого. Его собственное творчество (”Twentysomething", Next Year, Baby” и др.) буквально тонет на фоне легендарного окружения, теряется в стилизациях.
То, чем Каллэм хочет казаться, стилизуя свой вокал, звук и имидж под заслуженных мастеров жанра (очевидно, что многие приемы Каллэм "снял" у Синатры и Кола Портера), у мастеров старой школы – часть их собственной истории, часть их жизни. Эти интонации нарабатываются годами, они проживаются, а не заучиваются. Однако очевидно, что Джейми серьезно продвинулся вперед со времени выпуска последней пластинки, поэтому у него с творческим ростом все отлично. Его собственные песни имеют некий хитовый потенциал, он харизматичен... а остальное доработает. Правда, стоит признать, что этот потенциал имеет совершенно другую природу. Достаточно посмотреть, как в течение концерта Джейми сначала снимает пиджачок, потом рубашечку с галстуком... а потом остается в одной футболке - и вот тут-то начинается самое интересное, потому что весь этот внешний флер прошлого века покидает его без следа, и девочек с горящими глазами начинает неудержимо тянуть к сцене, словно магнитом.


8 июля мы проводим в Miles Davis Hall: в зале Стравинского в этот вечер прописались Die Arzte и Alice Cooper, недавно исколесившие Россию вдоль и поперек. А вот в малом зале этим вечером собираются самые суровые независимые рокеры: We Have Band и Bloc Party. Сет хедлайнеров предваряется выступлением юноши с говорящей фамилией Шулер (Sebastien Schuller). Юноша поет, играет на гитаре и клавишных и умеет создавать такую туманно-британскую атмосферу, какая чаще случается на концертах групп типа Mogwai. Пост-рок с высоким, срывающимся юношеским вокалом был популярен в Миллениум, но сейчас его время, кажется, уже позади.

We Have Band – трое в белом; из них двое – барабанщики, двое – диджеи, двое – мужчины и один – негр. Негр, Дарен Банкрофт (Darren Bancroft) – человек, на котором держится эта группа. Он работает за троих: одной рукой лупит по барабану, а другой шарит в сэмплере, и при этом еще и поет. Ему подвякивает блондинка Дебора Вег-Проссер (Deborah Weg-Prosser) - у нее в руках тот же набор предметов (палочки и сэмплер), только вот с мультизадачностью у нее дела обстоят на порядок хуже. Зато Дебора умеет забавно взвизгивать и вставлять в песни русские фразы ("Time After Time”). Хлесткие биты, стебные тексты, хорошее плотное электро.
Обязательно посмотрите в сети клип на их песню "You Came Out” - очнеь хорошая артистичная работа.
Прежде чем передать микрофон хедлайнерам, We Have Band исполняют отличный и небанальный кавер на их песню. Звучит "Halo”, под которую из-за занавеса показалась хитрая физиономия Келе Окереке (Kele Okereke)… да так и исчезла. До поры до времени.

После перерыва Bloc Party выходят на сцену – и сразу врубают "One Month Off” - хит с ноейшего альбома ”Intimacy”. Далее, как пулеметная очередь, идут "Hunting For Witches” (2005), ”Positive Tension”, “Talons”, “Signs”… Дуэт Келе и Гордона Моукса (Gordon Moakes) звучит чертовски убедительно: поют, словно гвозди забивают. В вокале Келе иногда появляются рыдающие интонации Роберта Смита (Robert Smith), однако для публики это, скорее, сигнал: надо подпевать! В хоровом сопровождении звучат ”Banquet”, "One More Chance” и ”Mercury” (вот у кого взяли эти интонации Tv On The Radio!). И на всем протяжении концерта продолжается такое нагнетание саспенса, что, кажется, сейчас рванет. Положение спасает все тот же Келе, который периодически общается со зрителями и с собственной командой:
- Мэтью, нас тут часто спрашивают “а чего это в рок-группах барабанщики не разговаривают?" Вот ты, Мэтью, ты бы мог ответить на этот вопрос?
Мэтью Тонг (Mattew Tong): - Ну, ээээ, мммммм, я не могу точно сказать, но….
- Понятно, спасибо.

После "This Modern Love” и ”The Prayer”, исполненную под нервное тремоло, группа вынуждена прервать выступление: на гитаре сорвало струну. В промежутке Келе объясняет публике:
- Это наш второй сет в Монтре, и он для нас действительно важен… Сейчас мы исполним песню, которая поможет не только нам, но и всем собравшимся. Если у вас агрессия внутри – выпустите ее!
Начинается назойливый, словно рой насекомых, электронный проигрыш ”Flux”, под который зал начинает вибрировать и петь:
We must talk about our problems
We are in the state of flux!

На дворе – час ночи, но публика и не думает отпускать Bloc Party без "программных" вещей. И они звучат: мощная "Helicopters”, не менее сильная "She’s Hearing Voices”… А потом неутомимый Келе отправляется в MDH Club, чтобы сыграть именной dj-сет, который закончится в 3 часа ночи…

Юбилей Island Records привнес на сцены Монтре выступления ведущих звезд компании и трибьют ее знаменитому основателю, Крису Блэкуэллу (Chris Blackwell). Последующие репортажи будут посвящены рассказу об этой компании и ее музыкантах. Следите за обновлениями…


Звуки благодарят компанию SWISS и Montreux-Vevey Tourisme, благодаря которым вы можете читать этот репортаж.
Special thanks to Dominique Bittel for her support.

09.07.2009, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: