3 июля стартовал 43-й по счету Montreux Jazz Festival – один из самых знаменитых джазовых хэппенингов в мире. Прибыв в городок поздним вечером, я с интересом обнаружила себя посреди настоящего бразильского карнавала: по улицам, выходящим на набережную, под звуки сальсы двигались танцовщицы с перьями на головах, фрики и клоуны. Отовсюду раздавались звуки духовых, а на дебаркадере расположился миниатюрный цирк c воздушными гимнастами. Таким доходчивым способом организаторы дали старт Большой Фиесте на швейцарской Ривьере.
Презентуя новую программу фестиваля, его основатель, знаменитый коллекционер Клод Нобс (Claude Nobs) заметил: "За 43 года мне удалось выработать некую общую линию. Фестиваль для меня – это не хозяйственный список, в котором роль покупок играют имена музыкантов. Скорее, это книга рецептов. Музыканты, публика и общая атмосфера фестиваля – ингредиенты, которые в сочетании создают неповторимое меню. Стол на 16 дней накрыт, и каждому обязательно найдется еда по вкусу – равно как и шанс испробовать ранее неизвестные блюда. Разумеется, некоторые из них могут оказаться слишком острыми!"
Пожалуй, говоря об остроте, Нобс подразумевал не только центральную тему фестиваля, но и (по большей части) состав участников: в этот раз он, как никогда, пестр и содержит несколько сенсаций.
Ежегодно Монтре заявляет одну или две "главных темы"; в этот раз их получилось сразу три: латиноамериканская музыка, 50-летие звукозаписывающей компании Island Records, а также мировая премьера знаменитого произведения в исполнении знаменитых музыкантов. В силу недавних печальных обстоятельств к этим темам добавилась еще одна: смерть Майкла Джексона (Michael Jackson). Частый гость в Монтре, продюсер и сонграйтер погибшего певца Куинси Джонс (Quincy Jones), юбилей которого отмечался в Монтре в минувшем году, произнес на открытии фестиваля прочувствованную речь памяти Джексона и представил публике хедлайнера завершающего дня, имя которого до последнего момента держалось в секрете. По совпадению, имя хедлайнера – Prince, и именно этому исполнителю мировая музыкальная критика прочит ныне вакантное место "короля поп-музыки". Помимо прочего, многие выступающие звезды включили в свою фестивальную программу кавер-версии хитов Джексона.
3 июля на главной сцене состоялся пестрый сборный концерт при участии Cubanismo, Гарольда Нусса Лопеса (Harold Nusa Lopez), Оскара Д'Леона (Oscar D’Leon), New York Salsa All Stars и других мэтров этно-фьюжн. Но уже тем же вечером сальса, мамбо и босса-нова зазвучали на всех локальных сценах. Создан даже специальный fiesta-маршрут по Женевскому озеру, во время которого звезды мамбо, сальсы, фламенко и других зажигательных стилей исполняют разнообразный этно-джаз и джаз-рок и устраивают на всех палубах корабля сумасшедшие танцы. За три часа, что мы провели на этом пароходике, нам удалось не только потанцевать сальсу, но и спеть хором длинную боливийскую песню о нескончаемом походе в Анды, получить урок игры на калимбе и понаблюдать соревнование танцовщиц фламенко.
Поклонникам поп-музыки в этом году также повезло: для них в день открытия в Miles Davis Hall отыграли ночной сет техно-боги Underworld. Их выступление предваряла электронная дива Leila, сделавшая, помимо прочего, один из наиболее интересных каверов на песню Джексона , "Billie Jean". Вообще в этот вечер в малом зале собралась довольно интересная тусовка: Modeselektor и Apparat при участии Pfadfinderei создали совместный проект, который назвали Moderat. Серьезные молодые люди, обильно потеющие под шляпами, играли музыку, которая по количеству зауми на такт могла бы с достоинством называться "acid jazz", но, слава богу, все же до него не дотянула, оставшись прыгательно-танцевальной.
Довольно приличное место на фестивале отведено хип-хопу и r'n'b: 4-го вся молодежь ломилась послушать Талиба Квели (Talib Kweli) и Дэниела Болмата (Daniel Balmat) из Black Milk - войти в зал было решительно невозможно.
Наступления 4 июля многие постоянные посетители Монтре ожидали с замиранием сердца. Обязательная часть программы – возвращение легенд. Спустя четверть века на сцене Монтрё вновь появился недавно восставший из небытия джаз-рокерский состав Steely Dan. Прервавшие в 2000-м году молчание только для того, чтобы взять очередную "Грэмми", Уолтер Беккер (Walter Bekker) и Дональд Фаген (Donald Fagen) крайне редко появляются на публике: по их собственному признанию, они просто не ощущают в этом ни малейшей необходимости. Однако специально для выступления на фестивале композиторы-циники созвали музыкантов, с которыми записывали свой знаменитый камбэк "2 Against Nature", укомплектовали команду прекрасными чернокожими вокалистками, расширили духовую секцию и реаранжировали несколько хитов со своей знаменитой пластинки "Gaucho": "Babylon Sisters", "Hey Nineteen", "Glamour Profession" и "Time Of Mind". Не обошлось и без новых вещей: помимо уже ставших хитами "Jack Of Speed" и "Everything Must Go", музыканты представили пару новых, пока безымянных композиций. А особо обрадовали затяжной импровизационной версией "Parker's Band", во время которого поименно представили всех участников состава (с особенной теплотой, разумеется, представляли девушек).
На смену Steely Dan появился Дэйв Мэтьюз (Dave Matthews Band): старый добрый джаз-рок с уверенными победительными интонациями, с гитарной основой и заковыристыми соло на трубе. До предыдущего выступления он недотягивал по изяществу, до последующего за ним - недотягивал по драйву. Такие концерты хороши вне контекста, и я даю слово обязательно устроить себе поход на сольный концерт группы.
Ближе к полуночи в Большой зал подтянулись сурового вида рокеры, которых секьюрити вежливо просили оставить на входе цепи и металлические пояса. С 12-м ударом часов сцену заняла супергруппа Chickenfoot - творческий союз Сэмми Хагара (Sammy Hagar) и Майкла Энтони (Michael Anthony) из Van Halen, плюс, чтобы жизнь медом не казалась, Чед Смит (Chad Smith) из Red Hot Chili Peppers и легендарный гитарист Джо Сатриани (Joe Satriani). Коллапс наступил мгновенно: стены будто взорвались публикой - там, где только что народ вежливо хлопал и танцевал, был немедленно устроен все сметающий слэм.
5 июля в Зал Стравинского потянулась публика, которая успела стать редкостью на Montreux Jazz fest: респектабельные леди и джентльмены, отдающие предпочтение салонному джазу и академической музыке. Необходимо заметить, что для привлечения этой категории слушателей организаторы традиционно предпринимают весьма серьезные усилия: ведь потерять их - означает потерять статус главного джазового события в Европе, а этого Нобс себе позволить не может.
Прагматичный и эрудированный коллекционер, в этом году месье Нобс взял на себя нетривиальную задачу по созданию мировой сенсации из воздуха: узнав о недавно состоявшемся знакомстве легендарного джазового пианиста Херби Хэнкока (Herbie Hancock) с китайским "фортепианным вундеркиндом", лауреатом Грэмми Ланг Лангом (Lang Lang), он предложил двум пианистам исполнить вместе несколько произведений в сопровождении симфонического оркестра, взяв на себя организацию этого концерта.
В итоге две фортепианных звезды исполнили "Westside Story" и "Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина (George Gershwin) в сопровождении Национального оркестра Лиона под управлением Джона Аксельрода (John Axelrod). В течение пяти часов публика в Зале Стравинского стояла, не дыша: на сцене разворачивался интереснейший диалог исполнительских культур, во время которого Хэнкок и Ланг в различных комбинациях играли соло, в четыре руки и "наперегонки" - так назвал Хэнкок небольшое состязание, устроенное пианистами под конец выступления. Помимо Гершвина, были исполнены несколько вещей Бартока и импровизации Леонарда Бернстайна, а также попурри из вещей Хэнкока.
Невзирая на то, что программа в соседних залах была в разгаре, для меня главное событие вечера (а то и всего фестиваля) состоялось.
Впрочем, не будем делать выводы преждевременно: фестивальная программа готовит еще множество интересных событий. Юбилей Island Records привнес на сцены Монтре выступления ведущих звезд лейбла и трибьют его знаменитому основателю, Крису Блэкуэллу (Chris Blackwell). Жаль, что открытые Блэкуэллом U2 и Pulp не приедут. Однако новую программу на фестивале представит недавно гостившая в Москве Грейс Джонс (Grace Jones). Помимо нее, с новым материалом приехали Black Eyed Peas, Klaxons, Bloc Party, Лили Аллен (Lily Allen), Джейми Каллум (Jamie Cullum), Джефф Бек (Jeff Beck) и многие другие поп-исполнители.
Для блюстителей чистоты жанра важнейшим событием станет выступление 85-летнего гиганта Би Би Кинга (B.B. King). 12 июля 9-кратный лауреат "Грэмми" по традиции устроит на сцене Зала Стравинского большой блюзовый джем при участии коллег.
Насыщенная программа фестиваля год от года содержит все больше бесплатных семинаров, мастер-классов и выступлений. Финальные дни ознаменуются подведением итогов конкурса вокалистов и гитаристов; увеличилось число «независимых» сцен на свежем воздухе. Кстати, Би Би Кинг тоже обещал устроить мастер-класс.
P.S. Разбивая устоявшийся шаблон "Джаз в Монтре посещает исключительно респектабельная буржуазная публика", публикуем информацию для "диких туристов": на берегу Женевского озера, между Веве и Монтре, нами обнаружен стихийный палаточный лагерь. По приблизительным оценкам, палаток на 70. Рядом власти города уже успели установить туалетные кабинки.
1917 – В этот день в "Литературном дайджесте" впервые прозвучало определение "джаз". Критики объяснили, что так называется музыка, "вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться" »»
Mylon LEFEVRE (1945)
Glenn BRANCA (1948)
Kevin CRONIN (1951)
David HIDALGO (1954)
Петр ТРОЩЕНКОВ (1961)