"Похьонен это всегда очень драматично и неприятно..." - пишет один из
пользователей lastfm.ru, на странице к этому концерту. Точно сказано. Как
человек, побывавший на трёх выступлениях Киммо, готов подтвердить: очень
драматично и неприятно. Но обо всём по порядку.
19 апреля в клубе IKRA состоялось очередное российское выступление авангардного
финского аккордеониста Киммо Похьонена (Kimmo Pohjonen). На сей раз
Киммо выступил в составе проекта Kluster, куда помимо него входят
финские перкуссионисты Самули Косминен (Samuli Kosminen) и Юусо
Ханнукайнен (Juuso Hannukainen). На концертах Kluster функционирует как
дуэт, неизменное звено в нём - это Киммо, а остальные музыканты меняют друг
друга в зависимости от концерта. На сей раз вместе с Похьоненом выступил Юусо.
Последний, почти не известный в России, на данный момент пребывает в статусе
звезды финской электронной сцены.
Концерт не вызвал особого ажиотажа (в зале было довольно свободно, да и в
Интернете отзывов об этом выступлении минимум), эти люди не знали, что они
потеряли. Под аплодисменты музыканты вышли на сцену: Киммо, про которого Звуки
уже писали "...выглядит так, будто числится придворным
музыкантом у самого Сатаны" и Юусо - спокойный молодой мужчина в чёрном
платке и с копной длиннющих дредов. Киммо уселся на банкетку и взялся за свой
кнопочный аккордеон, Юусо расположился за электронной перкуссией. Далее -
началось представление. Киммо принялся бегать пальцами по правой клавиатуре
аккордеона, извлекая звуки, похожие на звуки клавиш печатной машинки (тут мне
отчего-то вспомнились другие северные "шумелкины", музыканты норвежской группы
Hurra Torpedo; норвежцы, впрочем, балуются не печатными машинками, а
тяжёлой артиллерией - стучат дверьми холодильников, играют на настоящих
кухонных плитах). Юусо ответил коллеге при помощи своего электронного
инструмента: чпок, чпок, чпок. И началась беседа двух музыкантов, которая в
конце концов стала похожа на перестрелку. Если закрыть глаза и не видеть
происходящего на сцене, то можно было подумать, что на сцене собрались не
музыканты, а любители старых компьютерных игр типа Battle City (в народе их
называли "танчики"). Киммо и Юусо палили друг в друга звуками: игрушечные
пушки, торпеды, мины.
Но это было всего лишь интро, лёгкая разминка. Далее -
началась музыка, которую можно условно (и с долей иронии) обозвать как
"деревенский апокалипсис". Мощный, звероподобный аккордеон плюс электронные
ритмы, наслоения, звуки, похожие на кваканье металлических лягушек (если
когда-нибудь будут созданы роболягушки, то они будут звучать именно так). В
красных лучах прожекторов Киммо, медленно ворочающийся на сиденье, скрыпящий
(именно с "ы") тяжёлым аккордеоном, был похож на Терминатора. И все эти его
аутичные шатания по сцене, и нечленораздельные вопли: подошёл к краю сцены,
горланит в микрофон что-то вроде "У-у-у-о-о-о-а-а ы-ы-у-у-о-о-о-а-а-а!"
и тычет пальцем в разные части зрительного зала, как будто вынося отдельным
зрителям какой-то только ему ведомый страшный приговор.
А Юусо - полная
противоположность "придворному музыканту Сатаны". Весь концерт он внимательно
смотрел на своего коллегу и спокойно делал своё дело. Киммо и Юусо: пламя и
лёд.
Иногда Киммо аж подпрыгивал на банкетке: играет и дёргается,
приподнимается, как будто хочет встать, но снова опускается, приподнимается и
вновь опускается, словно хочет убежать от своей музыки, броситься прочь, но
она, окаянная, не пущает. В другом эпизоде музыканты затарахтели как огромный
трактор. "Тр-тр-тр-тр-тр-тр тр-тр-тр-тр-тр-тр" - загрохотало по залу, а
Киммо задёргался на сиденье, завибрировал - казалось, что в этот миг он сам -
машина, которую пытаются завести. "Тр-тр-тр-тр-тр-тр тр-тр-тр-тр-тр-тр"
- Киммо подскакивает на сиденье, шатается, раздувает меха аккордеона, заводит
жуткую музыкальную шкатулку. А ещё этот сценический дым в воздухе, смотришь на
него и кажется, что он исходит от Киммо - совсем перегрелся товарищ, хоть 01 набирай.
С залом Киммо почти не общался, но несколько раз сказал "спасибо", два раза
представил Юусо Ханнукайнена (можно было и больше, не все запомнили, в одном из
блогов, в отчёте о концерте Юусо был назван Самули Косминеном), а ещё Киммо
вспомнил, что у нас сейчас праздник, а публика подсказала ему название
праздника - Пасха, и он смешно произнёс это слово вслух: Паска.
На бис музыканты вышли два раза. Уходя со сцены в первый раз, они поклонились
аж до самого пола, да так и застыли. Застыли и стоят, не двигаясь. Зрители
недоумевают, улыбаются, а они всё не разогнутся, словно роботы, которым
отключили питание. Долгий поклон - долгие аплодисменты. Музыканты и зрители
отвечали друг другу взаимностью. Некоторые зрители пытались танцевать под их
электро-психо-фолк: двигались в медленных истомных танцах, покачивались,
поднимали и переплетали над головой руки. А один из фотографов не выдержал и
вскарабкался на сцену, да так там и остался - почти весь концерт его силуэт
крался по самому краю.
Возвращаясь к самому началу отчёта: это было очень драматично и неприятно. Но
неприятно - в хорошем смысле слова. То есть, когда удовольствие смешно с
отчаянием, когда радостно и больно одновременно. Такой сдвиг, за счёт которого
и создаётся настоящее, неоднозначное искусство.
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)