На концертной афише названия этих двух групп были написаны одним шрифтом, кегль тоже был один и тот же, как будто выступали группы, одинаковые по статусу. Группы действительно сопоставимы по известности и популярности, но почему-то Mooncake оказались в тот вечер в ранге хедлайнеров и играли в два раза больше, чем Verba (при том, что в 2005-м году, когда у Verba вышел первый диск, Mooncake даже не существовали).
Итак, первыми на сцену клуба IKRA вышли музыканты группы Verba. Короткий
тридцатиминутный сет, во время которого на задник сцены проецировался видеоряд:
ноги в кедах, куда-то отчаянно спешащие. Ноги бежали то по асфальту, то по
траве, музыка тем временем тоже торопилась. Выступление получилось скомканным и
потому невнятным, несмотря на неожиданный материал. По сравнению с наиболее
известными работами группы (саундтрек "Молчи, грусть, молчи" 2005 года и
макси-сингл "Temp" 2006-го) прозвучавшие композиции оказались более
жёсткими, шумными и близкими к понятию "экспериментальный рок".
Холодновато-отстранённый пост-панк/пост-рок ушёл в прошлое, а на его месте
возникла искрящая гитарная музыка, местами достигающая почти пост-хардкоровой
ярости. В какой-то момент мне даже вспомнилась малоизвестная, но прекрасная
немецкая пост-хардкор/скримо группа The Sound Of Airplanes. При этом в
музыке Verba стало больше электронного звучания (в группе два человека,
отвечающих за электронику и различные спецэффекты). Музыка стала более,
объёмной, "космичной", местами вполне подходящей под определение "спейс-рок". А
одна из композиций слегка напомнила Neoangin - легкомысленными
мультяшными клавишами, правда, все остальные инструменты звучали в ней не
по-детски буйно.
Музыканты Verba держались на сцене скромно: перед публикой находился лишь
гитарист Илья Зинин, улыбавшийся зрителям в ответ на аплодисменты.
Остальные играли как будто сами для себя, не акцентируя своё внимание на
публике. Басист Дмитрий Меркулов (известен также по группе
ОбщежитиЕ) и вовсе играл в углу сцены, в глубине, спрятавшись за спиной
электронщика Михаила Мясоедова. Впрочем, это был его последний концерт с
Вербой, теперь его место за бас-гитарой займёт Алексей Дорофеев,
участник московской группы Trash Can Leaves. Trash Can Leaves - ценители
гаражного рока, инди и любители пошуметь, а это значит, что вливание в состав
Verba Дорофеева - ещё один шаг к разухабистости звучания.
Сет Verba закончился неожиданно, и музыканты стали спешно убирать аппаратуру со
сцены (выхода на бис не было и в помине), а участники Mooncake, не дожидаясь
ухода коллег, принялись на сцене хозяйничать. Выступление группы началось с
того, что на заднике сцены появилось изображение луны и надпись "Mooncake".
Далее - чуть больше часа мелодичного гитарного пост-рока. Ничего нового
музыканты публике не преподнесли - это была музыка с двух дисков группы: с
сингла "More Oxygen, I Said..." (2007) и альбома "Lagrange
Points" (2008). В общем, инструментальные композиции, сделанные по всем
традициям пост-рока, отсылающие к творчеству таких групп как Explosions in
the Sky и God Is an Astronaut. Да и названия у всех упомянутых групп
схожи в своей воздушности. При этом на сетевых ресурсах (lastfm.ru,
myspace.com, ru.wikipedia.org и др.) музыку Mooncake почему-то относят к экспериментальной.
Музыканты играли свои хиты: "More Oxygen, I Said...", "Rain in the
Ashtray", "Message From Arecibo", "Mooncake". Публика эти
работы узнавала и встречала аплодисментами. Басист Антон Марченко был в
розовой футболке с надписью "Ramones" (!). Гитарист Евгений Петров - в
футболке с изображением баночки фантастического напитка Слёрм (Slurm) -
любимого напитка Фрая из Футурамы. Несколько раз с Евгения слетали очки - так
он увлекался процессом игры. В какой-то момент он закурил, а потом продолжил
играть, поместив дымящуюся сигарету на головке грифа, за струнами. Со стороны
казалось, что его гитара курит сама по себе. От движений инструмента с сигареты
красиво ссыпался пепел. А другой гитарист Павел Смирнов внешне оказался
очень похож на американского актёра Джейсона Шварцмана, а точнее - на его
персонажа Росса из фильма Йонаса Акерлунда "Высший пилотаж" ("Spun").
Возможно, вы помните этого с виду скромного паренька, который при этом не
стеснялся привязывать к кровати обнажённых стриптизёрш и употреблять
запрещённые порошки. В одном эпизоде концерта два гитариста и басист принялись
одновременно прыгать на месте, словно зайчата из детсадовского спектакля
(продолжая при этом играть на инструментах), в другом эпизоде - публику
позабавил барабанщик группы Леонид Курашов - в перерыве между песнями он
стал подпрыгивать на сиденье своей барабанной установки и при каждом
приземлении грозно стучать в бас-бочку. Вообще барабанщик Mooncake весь концерт
смотрелся весьма боевито - страшно размахивая палочками, словно отбиваясь от
полчищ врагов.
Видеоряд к звучавшей музыке был богат (чего стоят одни только утки, в полумраке
зала и в увеличенном масштабе казавшиеся настоящими монстрами), сама музыка
симпатичной и задумчивой, но композициям Mooncake отчаянно не хватало
многообразия. По ходу концерта несколько раз возникало дежавю - казалось, что
музыканты вдруг начинают играть то, что уже сыграли. Некоторым слушателям не
хватило в их музыке драйва. Так, на lastfm.ru после концерта появился отзыв, в
котором говорилось, что Mooncake одинаковы - что в концертном варианте, что в
варианте плеерном, когда их слушаешь в автобусе. Я бы согласился с этими
словами. На данный момент творчество Mooncake - лишь фоновая музыка для
мечтательных раздумий, полностью сыгранная в рамках стиля "пост-рок". Хотя
кому-то и этого достаточно. Вспоминается фильм Ларри Кларка "Ну чё, рокеры?!"
("Wassup Rockers") про скейтбордистов из бедных и опасных районов
Лос-Анджелеса. Весь фильм саундтреком к похождениям скейтеров звучит
агрессивный панк-рок, но в конце фильма, когда главные герои устали и
возвращаются домой на метро, неожиданно начинает звучать Mogwai. Лица
героев становятся задумчивыми, а сам фильм вдруг обретает многозначительность.
Что касается Mooncake, то у них этой задумчивой многозначительности слишком
много, от чего ценность её уменьшается. В заключение, перефразируя название
вышеупомянутого фильма, хочется спросить: "Ну чё, кексы?!"
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)