Александр Феликсович Скляр вряд ли нуждается в представлениях - как и его голос. Для одних - харизматичный лидер Ва-Банка и сайд-проектов, для других - просветитель и идейный вдохновитель, энтузиаст, ведущий самой вменяемой музыкальной передачи 90-х и одноименного фестиваля "Учитесь плавать" - в любом случае, это - человек, сделавший для отечественной музыки многое. При этом Скляр, в отличие от большинства рокеров, никогда не пытался жить за счет капающих со своего вклада в музыку каких-либо процентов. Сегодня ему исполняется 50 - юбилей серьезный и для простого смертного, и для заслуженного рокера. И дело тут даже не в напрашивающемся подведении итогов, а просто вот она - старость, до нее рукой подать... Тем не менее, ни тени подобных настроений у подтянутого Скляра не обнаружилось: он полон идей, энергии, отдает очень здоровыми вибрациями, а день рождения отмечает сегодня прямо на сцене клуба Б2, где исполнит материал со своего последнего сольного альбома "Город Х".
Звуки.Ru - Александр, скажите, пожалуйста, почему закрылся Ваш
знаменитый проект "Учитесь плавать", который все так любили?
Александр - В первую очередь, проект был закрыт по финансовым причинам.
Во-первых, не нашлось станции, которая была заинтересована в этой программе.
Во-вторых, все фестивали, которые мы организовывали, уходили в минус, и в
какой-то момент организатору этих фестивалей, Игорю Тонких, стало просто
тяжело мириться с этими "минусами". Интересно, что сейчас пошла новая волна
интереса к программе "Учитесь плавать" и именно со стороны радио "Максимум".
Звуки.Ru - Во втором вопросе я как раз хотел коснуться радио Максимум.
Александр - Они хотят возродить программу на старых принципах, но с новым
подходом. Я считаю, что это вполне возможно в нынешних условиях, потому что
ситуация опять поменялась - появился довольно большой интерес к альтернативной,
тяжелой музыке, в том числе российской. Плюс к этому, появилась какая-никакая
инфраструктура, при которой возможно приглашать весьма достойных западных
артистов для участия в фестивалях. И само радио Максимум расширило свое вещание
на все города-миллионники, а это тот самый костяк, вокруг которого должна
формироваться аудитория "Учитесь плавать". В общем, есть все предпосылки, но мы
с Игорем сразу решил выступать тандемом и сейчас ведем переговоры на тех
условиях, что должна существовать не только радиопрограмма, но и осуществляться
поддержка ежегодного фестиваля на площадке масштаба Лужников. В течение марта
все должно решиться.
Звуки.Ru - У Вас недавно был какой-то западный проект, кажется, в Финляднии?
Александр - Прошлым летом я выступал на поликультурном
фестивале в Норвегии (Midnight Sun - прим.). На открытии этого фестиваля
выступали 15 барабанщиков и два вокалиста. Одним из вокалистов был финский
шаман, то есть, он пел в шаманской технике. А вторым был я. Партитура была
заранее прописана шведским композитором, который специализируется на таких
неожиданных перформансах, на нее и была наложена игра и вокал всех музыкантов.
Получилось очень здорово и интересно.
Звуки.Ru - Наверное, когда интервью выйдет, в Youtube начнут судорожно
кидать запрос "Скляр и барабанщики".
Александр - Может быть, что-то найдут. Город Карштадт, фестиваль в
Норвегии, 22 июня 2007 года.
Звуки.Ru - Вы делали серию передач о Вертинском, делали
пластинку-посвящение этому замечательному артисту. Есть ли еще
какая-нибудь персона в русской музыке или культуре вообще, о которой Вы могли
бы так же рассказать?
Александр - Думаю, что нет. В русской песенной музыке 19 и 20 веков
аналога Вертинскому я не вижу. Разве что только Козин, но он все-таки
фигура помельче да и от меня подальше. Все остальные наши певцы, в основном, пели
не свой репертуар. Тот же Утесов пел песни советских композиторов. Мы
можем, конечно, говорить о Высоцком, но о нем очень много было сказано и
показано, очень трудно сказать о нем что-то новое. Поэтому в этом ключе я его
не рассматривал, хотя многое из его репертуара исполняю, очень люблю его и
высоко ставлю. Тем не менее, именно проект Вертинского оказался наиболее для
меня интересен, и я вижу потенцию его развития: в частности, в этом году день
рождения Вертинского мы таки будем отмечать. Не в Москве, а, как это ни
странно, в Томске, куда нас позвали. Там нашлись люди, которым захотелось
услышать эту программу. К сожалению, она там будет идти в усеченном виде, без
квартета и без нашей Ракель Меллер - Алеси Маньковской. Но вместе с
Глебом Самойловым и нашим пианистом мы туда поедем и дадим два концерта
"Ракель Меллер - прощальный ужин".
Звуки.Ru - А кто, по Вашему мнению, мог бы хорошо исполнить ваши песни, не
считая Вас самого?
Александр - В связи с моим довольно уникальным тембром голоса и с моей
характерной подачей, которую я разрабатывал на протяжении многих лет, я
сомневаюсь, что кому-то это удалось бы сделать... Мне даже никто не приходит в
голову. По крайней мере, никто из тех, кого я знаю. Может быть, какой-то
женщине-вокалистке это удалось бы сделать, если бы она этого захотела. Но по
яростности подачи... Было бы любопытно, если программу из моих песен попробовала
сделать Жанна Агузарова, но я сомневаюсь, что ее это заинтересует. Я до
сих пор считаю, что она обладательница золотого голоса и неповторимой харизмы.
Звуки.Ru - Вы прочитали антологию "Поэты русского рока", в
которой присутствуют и Ваши произведения?
Александр - В московской школе, да. Свою часть читал и еще Петра
Мамонова, хотя я почти все его тексты читал и знаю. Еще питерскую школу
читал. У меня и всех этих книг-то нет, а их всего пять или шесть. Сама идея,
конечно, хорошая, благотворная и правильная. Тексты эти все-таки написаны для
музыки и когда ты их читаешь отдельно, ты их совсем иначе воспринимаешь. Иногда
лучше, иногда - хуже, но это другой взгляд. Прочитать глазами, не слыша музыки
- это правильно. Хорошо, что эта мысль пришла кому-то в голову и хорошо, что ее
сумели довести до конца, потому что, я так понимаю, это был большой и сложный
проект в организационном смысле.
Звуки.Ru - Вы сами хотите что-нибудь писать?
Александр - В ближайшее время нет. Здесь важно найти ключ. Не столько
даже время - его всегда можно найти, его может не хватать только на текучку. А
для чего-то серьезного можно вырвать себя на три-четыре месяца из музыкального
контекста и что-то создать. Но вопрос - что создать? Я не нашел пока ключа, мне
нужен ключ - под каким ракурсом писать. Не мемуары: это меня не привлекает, они
неинтересны зачастую. Размышления? Но тогда какие размышления, на какую тему?
На тему рок-н-ролла мне тоже неинтересно писать. С какими я людьми встречался?
Я пока не очень могу себе представить и понять круг этих людей, и чем он должен
быть объединен. Я ведь плотно пересекался с очень большим количеством людей,
значимых людей. Начиная с Эдуарда Артемьева и заканчивая Володей
Мартыновым. Ключ нужен, у меня нет ключа пока.
Звуки.Ru - Может быть, Вам уже задавали этот вопрос в связи с юбилеем,
но все же - не жалеете о том, что когда-то оставили дипломатическую
карьеру?
Александр - Кстати, этот вопрос мне в связи с этой датой не задавали,
слишком много воды утекло. Но есть говорить коротко, то я не жалел об этом ни
секунды и не ностальгировал по тем пяти годам, которые я отдал дипломатической
работе. Более того, я о них вспоминаю со сдержанной теплотой, но просто как о
пяти годах моей молодости. Зато в эти годы мне удалось если не очень много
сделать по музыке, хотя кое-что я тогда уже написал, что так или иначе было
реализовано, то очень много почитать. А это такой возраст, что если бы я
активно был вовлечен в рок-н-ролл, не факт, что я нашел бы для этого столько
времени. У меня тогда было очень много свободного времени, и я целиком и
полностью бросил его на чтение и сочинение новой музыки.
Звуки.Ru - Как вы относитесь к тому расколу, который произошел в так
называемом русском роке после выборов, когда одни музыканты выступили за
победившего кандидата, а другие - против?
Александр - Русский рок - это действительно что-то непонятное, именно
поэтому я и не хочу себя к нему относить. Получается, что вся ситуация очень
показательна, если русский рок может быть настолько диаметрально
противоположным, это доказательство размытости этого понятия (смех). Когда
спрашивали у Александра Николаевича Вертинского, кто он по профессии, он чаще
всего, как мне говорили, отвечал просто: "Артист". Вот мне кажется, что если
спросить у меня, кто я такой, я тоже отвечу "Артист". А уж то, что я артист,
который, в том числе, замешан в рок-н-ролле, ну, и не только в рок-н-ролле, а
вообще в песенном жанре, в телевизионных съемках, да и просто, с позволения
сказать, русский интеллигент, московский, причем, интеллигент, как человек
думающий, как человек, не чуждый культуре... Если бы ваш вопрос ко мне звучал
так: "Как вы как артист смотрите на наш русский рок-н-ролл?", то я бы вам
ответил, что я как артист смотрю на наш русский рок-н-ролл очень неоднозначно.
То есть, я не вижу в нем единства, я вижу в нем личности, каковыми без сомнения
являются и Юра Шевчук, и Костя Кинчев, и Володя Шахрин, и
Слава Бутусов, и ушедший Егор Летов. Это личности, каждая из
которых в данном конкретном случае принимала бы или не принимала бы ту или иную
сторону или стояла бы вообще в стороне. Вот я как артист предпочитал бы и пока
предпочитаю стоять вообще в стороне - и не плясать и Красной площади, и не
участвовать в марше несогласных в Питере.
Звуки.Ru - А предлагали?
Александр - Нет, не предлагали ни там, ни там. В этом смысле у меня
позиция очень удобная, душевных метаний быть не могло по определению.
Александр Ф. Скляр
Клуб Б2
7 марта
22:00
Дата рождения:
7 марта 1958
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)