Бывший праздник Великой Октябрьской отметили в столичном клубе "Точка" фестивалем "Великий и могучий", в котором приняли участие объединенные общим привкусом альтернативности Tequilajazzz, ..И друг мой грузовик, Небо Здесь, Animal Джаz, а также примкнувшая к этой мужской компании девичья фолк-лаунж группа Zventa Sventana.
Участники и слушатели фестиваля, по замыслу его организаторов, должны были коллективно продемонстрировать любовь к русскому языку. Поэтому о русском языке и тургеневских эпитетах к нему во время фестиваля постоянно напоминали. Но о другом "великом, могучем" - Советском союзе, чья история началась с Октября, - никто и не вспомнил. А ведь именно великим и могучим именовался Совесткий союз в прежнем гимне страны. Похоже, аудитория совершенно пропустила мимо ушей двусмысленность названия феста. И когда у группы Zventa Sventana вместе с прощальными "Спасибо" сорвалось с языка "С праздником вас!", то ответом было недоуменное переглядывание - с каким еще таким праздником?
Впрочем, доброжелательно настроенная публика была готова слушать выступления любимых групп, под каким соусом бы они ни подавались. На первое был вкрадчивый пафос. Из динамиков вдруг раздался ласковый речитатив - невидимый голос вещал о Руси величавой. Народ, приобнимая за плечи девушек и потягивая пивко, продолжал невозмутимо посматривать в сторону пустующей сцены - ну когда же появятся музыканты?
Вторым фестивальным блюдом были отрывки из фильмов, которые крутили на двух больших экранах перед началом выступления каждой группы. В забавном соседстве оказались "Андрей Рублев", "Солярис" и "Сталкер" Тарковского, старые гайдаевские "12 стульев" и "Пушкин. Последняя дуэль" Натальи Бондарчук. Гениальный Ролан Быков скакал как бешеный и сыпал скоморошьими прибаутками, Эллочка-людоедочка читала оригинальный Harper's Bazaar 1930-х годов, Сергей Безруков щеголял пушистыми, как у медведя, бакенбардами, а Анатолий Солоницын скрипучим душераздирающим голосом говорил что-то о тщете слов.
"Мы первые скоморохи на этом фестивале", - заявили, выйдя на сцену, солистки Zventa Sventana Христина Кузнецова и Алена Романова. Появление их музыкантов сопровождалось неагрессивными выкриками из зала: "Ребята, а вы кто?". Ребята молчали, скромно потупившись и улыбаясь. Zventa Sventana, наверное, самая малоизвестная из групп-участниц (образована в 2005-ом) и заслуженно выступавшая первой в порядке разогрева, отыграла свое, ни разу ни объявив со сцены собственного названия. И если бы не Антон Антонов, вокалист группы ...И друг мой грузовик, исполнявший в дальнейшем нехитрые обязанности ведущего, то вопрос "ребята, а вы кто" так бы и остался без ответа.
Zventa Sventana - это две девушки-вокалистки плюс синтезатор, гитары, ударные и русские народные рожки и флейты. Алена Романова - профессиональная исполнительница фольклора, Христина Кузнецова - джазовая певица. Одна с черной косой до пояса и пышным начесом на макушке, в вышитой русской рубахе и джинсах в обтяжку. Другая без всякого этнографического прикида - шаровары в горошек и десятисантиметровые шпильки. Этот странный, отдающий безвкусицей внешний вид чем-то созвучен их музыкальному стилю, в котором царит хаос и провинциальность. Немножко фольклора ("мы сейчас исполним русский духовный стих"), немножко джазовых импровизаций, электроники и... В общем, закусывайте, отдыхайте, а мы вам споем - и частушечки, и про черны брови, и "отдавала меня мать"... В общем, настоящего собственного стиля у Zventa Sventana (пока?) нет.
Зато он есть у группы ...И друг мой грузовик. Троица из Днепропетровска (Антон Антонов - вокал, Ростислав Чабан - гитара и Юрий Жигарев - барабаны) обладает удивительным набором качеств: милая интеллигентность, оригинальность, ирония, стопроцентный драйв и вполне себе великие, могучие тексты. Кстати, на правах ведущего Антон иногда выдавал их совсем без музыки, как чистую поэзию. Ну что тут скажешь... Поэзия, правда! Порой весьма злободневная, как например стишок про квасных патриотов, в котором объясняется, что квас - это всего лишь напиток и что патриот врет.
Как фронтмен группы Антон очень артистичен, абсолютно ни на кого не похож, стеснительно самоуглублен и в то же время постоянно находится в энергетическом контакте с залом. Никакой звездной самоотрешенности в нем, он поет тебе, лично тебе, ему, ей и еще вот тому пареньку из заднего ряда. Поет про конец правды и про то, что нет смысла быть честным, про мир для худых, про лень и поиски друга. Минималистический футуризм с рефреном "би-бип"... Фанаты в экстазе кричали грузовикам: "Хорошо!"
Небо здесь тоже получили горячую поддержку зала. Но истины ради надо сказать, что в их игре уже ничего не осталось от того драйвового "кришна-кора" (определение самих музыкантов), который когда-то сделал имя группе и которым отличался их первый альбом, так и оставшийся лучшим в дискографии. Теперь Небо Здесь - это сочетание несочетаемого: бытрый, четкий пост-панковский саунд, в основном, усилиями гениально играющего медиатором басиста Вадим Еремеева, и в лучших традициях русского рока пафосно-героический вокал лидера группы Игоря Тимошина.
Отдавая дань великим, могучим русским народным песням, Игорь Тимошин выдал под гитару "Гори, гори моя звезда". После мощного, хотя и несколько однообразного коллективного звучания Небо здесь, этот сольный номер выглядел какой-то скромной самодеятельностью, ну как если бы на "Голубом огоньке" вдруг запел известный футболист. Финальная песня на лермонтовские стихи "Выхожу один я на дорогу" несколько реабилитировала эти попытки обращения к традициям прошлого.
Зато абсолютно комично смотрелся Лермонтов с лицом актера Евгений Стычкина, который сразу же после этого появился на экране. Тут же захотелось забыться и заснуть. Если не навеки, то хотя бы до начала выступления Tequilajazzz. Но был еще и Animal Джaz - предмет обожания школьниц с крашеными волосами, которым отчаянно хочется повзрослеть. Они встретили появление группы визгами восторга. Кстати, питерцы Animal Джaz - единственная группа, участников которой московская публика знала по именам и выкрикивала "Игорь!", "Женя!" и т.д. Все их песни зал тоже знал наизусть и подпевал.
В отличие от остальных групп, собравшихся в этот вечер в "Точке", Animal Джaz и особенно ее вокалист, меланхоличный Александр "Михалыч" Красовицкий привносят в жесткое современное звучание понятный и приятный для уха романтизм (а на "медляках" Михалыча заносит в совсем уж невыносимий лиризм). Опять же в отличие от остальных групп, которые тоже пишут свое название латиницей, Animal Джaz решились исполнить на фестивале "Великий и могучий" песню на английском языке. "Ведь некоторые вещи не нуждаются в переводе!" - объясняет Михалыч. И он бесспорно прав.
Как правы и те, кто считает, что новые песни пишут, только если старые плохи. Tequilajazzz во главе с Евгением Федоровым на правах патриархов независимой музыки выступали последними и начали со старых песен. Есть же на свете вечные ценности! Буддистская невозмутимость Федорова, гипнотический звук его голоса и строчки вроде "Остальное - тишина и стратосфера..." из их числа. Истинным патриархам, конечно, следует быть по-настоящему недосягаемыми и недоступными для простых смертных. И являться своим поклонникам как можно реже, максимум - раз в год, по большим праздникам, а затем вновь погружаться в анабиоз.
Но заменить Tequilajazzz некем. А без них заявленный фест, бывший на самом деле фестивалем не просто поющих по-русски групп - ведь таких тьма, по-русски и певица Валерия поет! - а фестивалем музыкальных единомышленником (если исключить случайно затесавшийся сюда дуэт Алены и Христины), потерял бы свою значительность и вес. И хотя большая часть публики пришла на стремительно входящих в моду Animal Джaz, но самое мощное звучание показали именно старички Tequilajazzz. А вот новые медленные и позитивненькие песенки Федорова вроде "Берлина", были, казалось, разбавлены водой. Но стоит ли разводить водою текилу?
Зал постепенно пустел. "Вот вы придете сегодня домой, и ваши мамы и папы удивятся - каким хорошим литературным русским языком вы говорите!" (из напутствия Антона Антонова публике).
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)