PLOKK  Музыка, завязанная в узелок

Plokk - это, в первую очередь, ритм. И во вторую очередь - ритм. В третью - мелодизм и всё остальное. Бывает, что не музыканты играют музыку, а музыка играет музыкантами. Это, если музыка настоящая. У Plokk - настоящая.

Что означает слово "plokk"? Словари не знают. "Plokk" - похоже на звук тонкой обиженной струны или на имя милого сказочного зверька. А ещё "plokk" хорошо рифмуется с post-rock и math-rock. Именно такую музыку исполняет молодая группа Plokk из Гамбурга, выступившая 22 июня в Москве.

Российским слушателям Plokk знаком по прошлогоднему выступлению на музыкальном фестивале Avant Fest. Чтобы послушать мэт-рокеров в этот раз публике пришлось запастись изрядным терпением. Во-первых, концерт задержали почти на час (это, впрочем, привычные концертные неурядицы), во-вторых, на разогреве у немцев оказалось аж две молодые московские группы (это много для вечернего концерта). Первая, на данный момент малоизвестная, A Rifle Surprise представляет собой стремительный инди-рок с небрежным панк-вокалом и вокалистом, похожим на хулигана. A Rifle Surprise не блистали оригинальностью, но то, что от них требовалось, они сделали - притянули публику к сцене и не дали ей заскучать в ожидании Plokk.

Второй группой стала более известная Foojitsu, вокалист и басист которой ещё до начала концерта выскакивал в зал, чтобы махнуть рукой посетителям и немного потанцевать возле сцены. Публика почему-то не обратила на него внимания. Он и ушёл. Но когда появился на сцене, всё изменилось. Если попытаться определить музыку Foojitsu одним словом, то я бы написал - припадочная. От недлинных, но жёстких композиций ощущение такое, словно кубарем летишь с лестницы, стукаясь головой о ступени. Нойз-рок, панк, рок-н-ролл, гранж - шумные звуковые заросли, сквозь которые несётся носорог, сшибая всё на своём пути. Иногда кажется, что Foojitsu не музыку играют, а избивают звуковыми ударами невидимого противника. Этакое музыкальное jujitsu (то бишь, джиу-джитсу). Слушать Foojitsu долго - занятие утомительное. Два спокойных аутичных гитариста Артём и Павел играют, стоя спиной к залу. Барабанщик Василий в балахоне издали похож на летучую мышь. Невысокий, слегка манерный, басист и вокалист Илья поёт, кричит и визжит. Слушая Foojitsu, сделал интересное наблюдение - в свете красных прожекторов концы струн, торчащие во все стороны с головки грифа, похожи на горящие фитильки. У Foojitsu каждая гитара - это динамит, точно! В конце своего выступления-исступления гитаристы и басист Foojitsu повернулись лицами к барабанщику и начали играть, не обращая внимания на зал. В этот момент, возвышающийся над сценой барабанщик, стал похож на паука. От его палочек словно тянулись невидимые нити, дёргая за которые, он управлял остальными музыкантами. Тут мне вспомнилось словосочетание, знакомое всякому любителю музыки, - "Master of puppets"!

После шумных Foojitsu, в качестве контраста, самая главная группа этого вечера. Ага, Plokk. Очень взвешенная расчётливая музыка с выверенными гитарными партиями. Музыка, завязанная в узелок. Музыка, закрытая на замок. Напоминает technical metal, но с той лишь разницей, что это не metal. Plokk - это, в первую очередь, ритм. И во вторую очередь - ритм. В третью - мелодизм и всё остальное. Басист Волькер (Volker) и гитарист Флойд (Floyd) постоянно играют двуручным тэппингом, а барабанщик Джулиан (Julian) очень экспрессивен и неудержим. Кстати, барабанщиков на выступлении Plokk было двое. Первый (уже упомянутый Джулиан) восседал на возвышении, в окружении большой барабанной установки. Мысленно я окрестил его Большим Барабанщиком. Второй - сидел лицом к Джулиану, за маленькой установкой. Этого я назвал Малым Барабанщиком (по странной аналогии с Большой и Малой Медведицами). Тень от микрофонной стойки падала Малому Барабанщику на спину, и казалось, что это позвоночник сквозь футболку просвечивает. Странный такой позвоночник, с проводом. Похожий на подсвечник, с которого стекает воск. Флойд пел, не приближая губ к микрофону. Волькер и Джулиан просто пели, без всяких микрофонов, зато от души. Малый Барабанщик уходил со сцены и вновь появлялся, мимоходом постукивая палочками то по сцене, то по усилителю, то по банкетке. Флойд беспрестанно жаловался на качество звука, а один раз поднял с пола стопку с подозрительной прозрачной жидкостью и выпил. После концерта некоторые зрители утверждали, что он был пьян. Правда это или нет, сказать сложно. Если музыкант закатывает на сцене глаза и, пошатываясь, бродит с гитарой, то это вовсе не значит, что он пьян. Это музыка так действует. В какой-то момент происходит так, что не музыканты играют музыку, а музыка играет музыкантами. Это, если музыка настоящая. У Plokk - настоящая.

А концерт в итоге, увы, стал почти провальным. Флойд всё жаловался, что ему плохо слышно его коллег. Музыка, дескать, сливается в кашу. Кончилось всё тем, что Флойд соскользнул с гитарой в зал и принялся играть там. Из зала, конечно, лучше слышно, что они там, на сцене, играют. Обрадованные зрители окружили Флойда, стали глазеть и фотографировать. Одна девушка даже на сцену забралась - самое удачное место для фотоохоты - всё видно с высоты. Атмосфера концерта сразу стала напоминать квартирник. Но радость публики длилась недолго: Plokk отыграли парочку своих наиболее жёстких композиций, Флойд вернулся на сцену, музыканты быстро испарились. Плохой звук не позволил им продолжить выступление. Или не плохой звук, а что-то другое. Скажем, из зала звук казался вполне сносным. Но это сиюминутная досада. А группа всё равно хорошая. На ветер похожа. Внезапно налетел. Растрепал волосы, хорошенько помял одежду. И так же неожиданно исчез. Только и остаётся думать: чего это он?

28.06.2007, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

PLOKK - свежие публикации:

  • Анонс - Песни для нового быта, 15.06.2007
    Plokk приедут пропагандировать материальные трудности, внутренний бунт и духовную неопределенность при помощи музыкальных инструментов »»