Цифровая музыка  Декларация для Рунета

На конференции "Copyright Russia" была подписана Цифровая Декларация музыкальных компаний, правообладателей и дистрибьюторов цифровой музыки.

12 апреля на конференции "Copyright Russia", проходящей в эти дни на выставке "Showtex 2007", была подписана Цифровая Декларация музыкальных компаний, правообладателей и дистрибьюторов цифровой музыки.
Подписание предваряли выступления экспертов и представителей компаний: перед слушателями выступил независимый продюсер Бел Браун (Bel Brown) экс-директор Боя Джорджа (Boy George), который рассказал о принципе построения бизнеса инди-лейблов в Великобритании, а также поделился своим видением сильных и слабых сторон российского музыкального бизнеса. "Russian music is shit", - сообщил западный гость.

Далее ваша покорная слуга, в качестве Генерального директора компании SoundKey, рассказала о созданной нами системе цифровой дистрибьюции контента и об основных принципах цифровых продаж. Директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович посвятил свое выступление формулировке требований, предъявляемых компаниями-правообладателями к торговле музыкой онлайн. А глава российского отделения IFPI Игорь Пожитков рассказал о ходе проходящего в московском суде уголовного процесса над бывшим главой компании "Медиасервисес" - владельца печально известного портала Allofmp3.com.

Вторая часть конференции была посвящена награждению журналистов, победивших в уже девятом конкурсе "СМИ за цивилизованный музыкальный рынок", а также подписанию Цифровой декларации. Текст, под которым подписались главы нескольких десятков компаний, я привожу ниже.

Декларация о цифровом распространении музыкальных произведений
Начало XXI века ознаменовалось революцией в области технологий, позволяющих воспроизводить и распространять музыку в цифровой сети. Новые возможности привели к появлению новой отрасли музыкальной индустрии - цифровым продажам музыки. На российском музыкальном рынке (потенциально одном из крупнейших в мире) производство и продажи традиционных звуконосителей - компакт-кассет и компакт-дисков - начали сокращаться, зато прямые продажи музыки по цифровым каналам (через Интернет и сотовые сети) растут опережающими темпами.
Несомненно, технический прогресс - важнейший закон развития человечества, а для музыкальной индустрии он всегда был определяющим фактором ее развития. В то же время приходится констатировать, что в условиях современной России развитие новых путей распространения музыки приводит вовсе не к росту музыкальной индустрии, а к моральным и финансовым потерям для отечественных авторов, исполнителей и компаний-правообладателей, то есть тех, кто и создает основной продукт индустрии - музыкальные фонограммы.
В результате ситуации, создавшейся на рынке цифровых продаж, практически весь доход этой отрасли присваивается лицами, продающими музыкальный контент без разрешения авторов, исполнителей и компаний-правообладателей. Количество пиратских сайтов измеряется тысячами, их обороты - десятками и сотнями миллионов рублей, но только доли процента этих немалых денег доходят до тех, кто вкладывал талант, душу и значительные финансовые средства в создание музыки. На эти деньги могли бы быть созданы тысячи новых произведений, сформированы новые коллективы, продвинуты на российские сцены новые артисты. Но эти деньги украдены - и для российских артистов, как и прежде, остается только один источник доходов - сверхнапряженная гастрольная деятельность, не оставляющая времени для творческого развития.
В создавшихся условиях мы, авторы, исполнители и звукозаписывающие компании-правообладатели России, считаем необходимым заявить: главная причина возникновения такой ситуации - несовершенство правоприменительной практики в части положений закона, касающихся коллективного управления правами. Мы приветствуем то, что в стране начался процесс создания необходимых условий для формирования легального рынка цифрового музыкального контента: внесены изменения в Закон об авторских и смежных правах, Государственная Дума в первом и втором чтениях одобрила проект четвертой части Гражданского кодекса, посвященного вопросам защиты интеллектуальной собственности. В то же время этот процесс осуществляется слишком медленно, к нему слабо привлекаются представители авторов, исполнителей и правообладателей, судебные власти и правоохранительные органы пока еще недостаточно уверенно ориентируются в сферах высоких технологий - в результате мошенники продолжают свободно распоряжаться нашей собственностью. А учитывая предполагаемый срок вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса - 1 января 2008 г., - мы считаем, что затягивание периода 'цифрового беспредела' может нанести непоправимый вред российской музыкальной культуре.
Мы требуем от российских Интернет-магазинов прекратить реализацию цифровых фонограмм без подписания прямых договоров с правообладателями, а от так называемых 'обществ по коллективному управлению' - прекратить выдачу псевдолицензий на использование в Интернете музыкальных фонограмм без договоров с правообладателями. Ни о каком цивилизованном развитии отрасли не может быть и речи до тех пор, пока в Сети будет безнаказанно процветать сбыт краденого.
Единственным выходом из создавшейся ситуации мы видим в формировании системы легальной Интернет-торговли, основанной на прямых договорах с правообладателями, а также на соглашениях с авторско-правовыми обществами, управляющими имущественными правами авторов на договорной основе. Именно такая система сможет обеспечить реальную поддержку российской музыкальной культуре и справедливую реализацию прав - российским авторам, исполнителям, звукозаписывающим компаниям - то есть, всем тем, кто своим трудом создает российскую музыку.

Смысл происхдящего для тех, кто не знает, зачем пишутся декларации: главы ведущих лейблов (мейджоры + крупнейшие игроки рынка) подписали, фактически, краткий свод правил распространения музыки в Рунете. Предполагается, что все, кто желает продавать музыку этих компаний онлайн, будут далее этих правил придерживаться. Для рядового пользователя такой процесс выглядит несколько наивно, однако он, на самом деле, важен для отрасли: все, кто подписал декларацию (от IFPI и НФПФ до независимых артистов), подтверждают, что будут работать только по прямым лицензиям от лейблов, что общества по коллектвному управлению правами в их нынешнем виде вредят этому рынку, и что участниками декларации будут продвигаться исключительно те магазины и торговые системы, которые способны предоставить им несколько простых условий легальных продаж:
- Отчетность;
- Управление процессом продаж или возможность влиять на него;
- Защита прав.

Почему все это имеет смысл? - потому что на рынке, на котором не установлены правила, инициатива принадлежит совершенно другим людям, прибыль от деятельности которых никогда не доходит до музыкантов и авторов. А мощная контр-кампания, организованная этими игроками, способна дезориентировать даже иных правообладателей. К примеру, своей работе я часто общаюсь с лейблами, которые одной рукой собирают деньги с ФАИРа, а второй подписывают договоры с "прямыми" дистрибьюторами. С одной стороны, если есть возможность получить деньги сразу в двух местах - отчего бы их не получить. С другой,- это не дает шансов нормальным продажам их музыки: какой смысл продавать треки с защитой и ограничениями по географии, да еще и по 10-15 рублей за трек, если за углом его продают за 5 и безо всяких ограничений...
Одновременно идет некий встречный поток: масса сайтов, еще не попавших под раздачу (под следствие), пытается "отбелить" свой бизнес и приходит к лейблам с предложением денег, мира и жвачки. Обычно на это лейблы просто озвучивают сумму штрафа за предыдущий период нелицензионного использования - но очевидно, что речь идет только о крупных и "вкусных" каталогах. То есть за некую круглую сумму компания готова закрыть глаза на то, что несколько лет ее музыка продавалась (или раздавалась) бесконтрольно. В итоге пиратский сайт получает право размахивать флагом, на котором написано: "с нами сотрудничают крупнейшие игроки рынка!" - что сразу ставит в тупик прочих представителей музыкантов: раз с этим сайтом сотрудничают, - может, он и не пиратский вовсе? А если не пиратский - то где же мои деньги?

Проще говоря, декларация - это не революция и не тот документ, который способен изменить мир за пять минут. Этот не более чем очерчивание границ. Нельзя уповать на то, что сам по себе этот документ что-то существенно изменит в положении на рынке. Он просто задает вектор для дальнейшей работы - и уже одно это означает, что основные игроки рынка сумели договориться о том, как эта работа будет происходить.

13.04.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Цифровая музыка - свежие публикации: