Всякая бессловесная музыка хороша тем, что ее, как многозначное слово, можно трактовать как угодно. Разумеется, если нет контекста. Для последней программы Plaid "Greedy Baby" Боб Джейрок (Bob Jaroc) создал такой контекст. А может быть, это Эд Хэндли (Ed Handley) и Энди Тернер (Andy Turner) организовали контекст для отснятых Бобом километров пленки. И вот тройка электронных гениев с туманного Альбиона выплеснула этот аудиовизуальный поток сознания на всех тех, кто собрался 15 марта в клубе "Икра".
Предварительно Елочные Игрушки, коллеги Plaid по электронному цеху, выдали почти часовую дозу психоделического угара, который разбавлял здоровой долей веселья Сергей Галунов: он проделывал всевозможные фокусы, издавая ртом совершенно немыслимые звуки. В далеком 1984 году Бобби Макферрин (Bobby McFerrin) уже слепил из подобных фокусов целый альбом "The Voice". Сергею, конечно, до вокальной перкуссии Макферрина далековато, но все равно, было забавно.
С появлением Plaid на сцене все стало предельно серьезно. В их последнем проекте "Greedy Baby" нет места иронии. Почти три года кропотливой работы потребовалось, чтобы добиться идеальной гармонии визуальной и звуковой составляющих. Эту программу Plaid уже успели отыграть на лучших площадках Великобритании - Queen Elizabeth Hall и IMAX.
Родившийся в июле прошлого года "Прожорливый ребенок" Plaid - детище тяжелое, тем более в сочетании с видеорядом. По ходу программы формируется картина мира, прямо скажем, не радужная. Какая-то обреченность с легким налетом уже тускнеющей надежды. В одном из предрелизовых интервью Эд Хэндли объяснял выбор названия для пластинки, назвав прожорливым ребенком современное общество потребления.
Все трое настолько поглощено работой с множеством кнопочек и клавиш, что как будто и не замечают зал. Plaid признают, что электронная музыка на сцене - это своего рода презентация, здесь все тщательнейшим образом продумано заранее и нет места импровизации. Пока Энди и Эд, друзья со школьной скамьи, колдовали над синтезаторами, профессиональный художник Боб Джейрок клонировал на экране странных людей без глаз в красных пиджаках на фоне летающей тарелки. Потом были коллажи из хроник богемной жизни 60-х. Дальше все более и более неясные образы, будь то тревожные огни сирен, отбеленные зубы, нарисованная бабочка, взбивающая лапками кроваво-красное месиво, или прямые линии городских зданий, рельс, проводов. Вообще Боб любит показывать окружающий нас мир как нечто абстрактное - превращать реальность в нереальность и наоборот. С Plaid Джейрок сотрудничает уже порядка четырех лет, с тех пор, как их свела судьба на фестивале Sonar.
В музыке Plaid эпизоды лиричные, если не сказать наивные, сменяются совершенно зубодробильным скрежетом. Ритм то теряется, то возвращается, и, глядя на мелькающие на экране красочные пятна и вертящиеся калейдоскопические круги, ты погружаешься в густую массу чего-то вязкого и тяжелого.
Поначалу кажется, что тебя ожидают мелодичные переливы, но вскоре это обманчивое чувство проходит. Оказываясь все более твердой и многослойной, толща звука винтом вкручивается в сознание и заставляет тебя воспринимать мир так, как эти трое на сцене, только так и никак иначе.
На экране мелькают Хусейн, Буш, Ирак, телеведущие CNN. В голове мелькают не мысли, но отрывочные импульсы, и вдруг ты замечаешь, что, как и все в клубе, ты движешься в пугающе безграничном пространстве Plaid. И, откровенно говоря, не хотелось бы мне находиться в этом пространстве дольше того времени, что продлился концерт. В состоянии беспросветной тоски "Greedy Baby" можно было бы пересматривать снова и снова. Но когда тебе хорошо, а на улице весна - нет! После первого прослушивания альбом показался мне очень даже жизнеутверждающим. Но в сопровождении видеоряда восприятие материала меняется. Холодная музыка современного индивидуалиста, который хочет верить, что мир еще может стать лучше, но сам уже не способен меняться, - вот во что превратил Джейрок музыку Plaid. Такой она и предстала перед нами в Москве - такой она нам и запомнится. До следующего их приезда.