Stanley CLARKE  В бой идут два старика

Музыка, которую они играют, дает изумительную возможность импровизировать бесконечно, фантазия музыкантов неиссякаема, но их плохо слышно. Концерт Стэнли Кларка и Джорджа Дюка: через тернии - к фанку!

Музыка, которую они играют, дает изумительную возможность импровизировать бесконечно, фантазия музыкантов неиссякаема. Истинное счастье побывать на концерте легендарных стариков фанка - Джорджа Дюка (George Duke) и Стэнли Кларка (Stanley Clarke).

Народ набился в клуб "Икра". Тесно как икринкам в жестяной банке. Концерт запаздывал, поскольку музыканты прилетели поздно. Администрация извинялась, народ буйствовал. Как только начали запускать народ в зал, выяснилось, что сцена совершенно не предназначена для камерного импровизационного выступления корифеев мирового джаза. Повезло тем, кто смог достать билетик на место поближе, за столиками. Им удалось приблизиться к сцене, которая была на полтора метра выше пола, и вплотную наслаждаться фанк-атмосферой, исходящей от двух виртуозов. Издалека же зрители могли лицезреть лишь полтуловища музыкантов - сцену загораживал какой-то дикий пролет. Да и простоять два часа тоже было нелегко.

Звук был просто отвратительный. Рояль не слышно, микрофоны фонили постоянно. Что несколько унизительно для музыкантов, вряд ли привыкших играть на подобных площадках.

Но Стэнли и Джордж, несмотря на их преклонный возраст, сумели задать жару даже тем, кто сидел. Не говоря уж о стоявших зрителях, которые умудрялись танцевать и делали это с большим удовольствием.

Отыграли мало, но от души. Средняя длина пьесы была не менее десяти минут. Это и "Sweet Baby", и "Reach For It", и School Days (это уже сольное произведение Стэнли Кларка, но тут уже было все равно), и "From The Deepest Corner Of My", в общем, хиты всех времен и народов.

А начался концерт душевным фанком. Уже на второй композиции стало понятно, что диски и виртуозность на сцене - две совершенно разные вещи. Владение Стэнли инструментом воспринималось через многие интересные приемы: и игра рукавом, и многочисленные фальцеты, трели, кружение грифом, игра ладонью, игра прижатием пальца к струнам, в общем, многое-многое, что нужно только видеть. Словами не описать.

Игра Дюка на "расческе" также не поддается логическому анализу. Было такое ощущение, что какие бы ноты он ни сыграл, многочисленное синкопирование, пассажи по бемолям и диезам, постоянное прохождение по септ-аккордам и применение секундных интервалов - все это сочеталось с гармонией, с ритмом, с фанком. А возможно, в этом заслуга и музыки, - бесконечно импровизационной, которую может ограничить лишь недостаток фантазии музыкантов. Упрекнуть Кларка и Дюка в этом недостатке невозможно.

Вторая часть концерта - акустическая. Акустический бас, которым Стэнли владеет не менее виртуозно, чем электрическим, дал возможность насладиться традиционным джазом. "Autumn Leaves", сыгранная маэстро в сопровождении рояля Дюка - еще одно доказательство гениальности блестящих талантов, соединенных волею судьбы.

Под конец музыканты подарили слушателям попурри из старых хитов. На бис был сыгран блюз в оригинальном исполнении: Дюк на "расческе" - бас, Стэнли на электрическом басу - соло. Здорово, правда? Ну и в финале прощальная порция фанка окончательно зарядила зал волшебной энергией.

24.07.2006, Сергей ЦЫПЛАКОВ (ЗВУКИ РУ)

Stanley CLARKE - свежие публикации:

Stanley CLARKE

Дата рождения:

30 июня 1951