Каких-нибудь полчаса блужданий по заковыристым лабиринтам служебных ходов Московского Международного Дома Музыки - и мы на репетиции знакового проекта "Бал-Маскарад". Маскарад устраивают два главных российских экспортных коллектива, две величины мирового значения - "Терем-Квартет" и "Виртуозы Москвы".
Организаторы концерта, да и сами музыканты не без гордости отмечают, что идея слияния камерного и фольклорного начала осуществляется впервые! Странно, ведь идея объединить два этих направления - народно-инструментальное и академическое - лежит на поверхности. Всякие панки-рокеры-хоперы уже давно устраивают симфонические сессии, да и "Терем-Квартет", будучи достаточно востребованным как на российской, так и на международной сцене, неоднократно вовлекался в разного вида венчурные проекты: например, с Бобби МакФеррином (Bobby McFerrin), Ришаром Гальяно (Richard Galliano), Аркадием Шилклопером. Но, как мы с вами понимаем, нередко случается так, что "видит око, да зуб неймет". Как так произошло, что зуб все-таки "взял", мы спросили у участников "Терем-Квартета" - Андрея Константинова, Михаила Дзюдзе, Алексей Барщева и Андрея Смирнова.
Звуки.Ру: Скажите, а кто был собственно инициатором идеи и когда она
возникла?
"Терем-Квартет": Инициаторами были мы. Мысль о симфо-фолке пришла
достаточно давно, благо что дирижеры, как
правило, питают особую благожелательность к нашему бэнду, но дело оставалось за
определением программы. В январе прошлого года мы решили "пора!", и, недолго
думая, предложили сотрудничество "Виртуозам". Надо отдать должное, они тут же
согласились, отозвавшись на то, с кем играть, и еще даже понятия не
имея, что играть.
Звуки.Ру: А по какому принципу составлялась программа - камень
преткновения?
"Терем-Квартет": Большинство произведений и аранжировок - наши, но
присутствуют и оригинальные пьесы выдающегося
питерского композитора Евгения Петрова. Основную же канву вечера
составит сюита Франсиса Пуленка (Fransis Poulenc), переложенную
специально для исполнения в этом составе.
А где же комья "первого блина"? -
наверное, спросите вы. Оказывается, есть и комья.
Не секрет, что между классическими и импровизационными
музыкантами существуют противоречия во взглядах на творчество. Не обошлось без
них и в этот раз. Конечно, никто прямым текстом не высказывал свое недовольство
игрой коллег, но напряжение чувствовалось. Одно дело - играть по написанному
пером и невырубаемому топором, воплощать замысел композитора до строчки, до
точки, а совсем другое - выступать самому композитором каждый раз, когда
выходишь на сцену. Участники квартета признаются, что по нотам давно не играют
и не помнят, как это - "начинать с 5й цифры, второго такта". А пришлось попотеть
и вспомнить студенческие годы.
Кроме того, прозвучала фраза "С дирижером мы
теперь больше никогда играть не будем!" Не с актуальным дирижером "ВМ",
конечно, а с оркестроуправителем как таковым.
Но, как мы смогли убедиться, репетиционные перипетии не выбили музыкантов из седла. Андрей Смирнов игриво замечает: "Знаете, как хорошо ладят супруги после ссоры? Знаете! Настраиваются они на одну волну, и прислушиваются друг к другу. Вот и перед концертом без нервов никак нельзя. В состоянии покоя тебя любая мелочь может из образа вытолкнуть..."
И, в заключение, скажем по секрету. 13-го января в Доме Музыки
действительно будет что послушать: концерт обещает быть презанятным.
Традиционно
ироничное, живое,
изобретательное и
необычайно эмоциональное исполнение "обитателей Терема" в сочетании с
благородно мягким и выверенным звуком "Виртуозов", остроумные кавер-версии
классических произведений с цитатами из рабоче-крестьянских песен (и наоборот) -
это хороший повод выбраться
из дому, чтобы попасть к 20-ти вечера в Светлановский зал ММДМ.
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)