ФЕСТИВАЛЬ  Полуживой

К исходу пятого часа шоу, когда все закончилось, рука устала колоть, то есть трясти и махать, а ноги были ватными. И все же каждая минута, проведенная на концерте, того стоила: те, кому повезло все-таки попасть в "Олимпийский", получили невообразимый заряд драйва, эмоций и адреналина, а ведь для этого и нужна вообще рок-музыка.

Фестиваль Tuborg Live без лажи не обошелся, и основной неудачей был, конечно, полупустой зал. Безошибочный признак того, что дела плохи: перед началом выступления людей сгоняли с боковых трибун на центральные. Но и то не слишком помогло: средняя часть "Олимпийского" выглядела все-таки по-божески заполненной - не то, чтобы пристойно, но хотя бы по-божески, - однако пустые боковые крылья зала выглядели просто удручающе, вдобавок из-за этой своей пустоты они казались еще больше. Даже на танцполе стало более-менее тесно только на хэдлайнерах, да и то - товарищ, алчущий попрыгать, мог без проблем вытоптать себе для этого солидный полигон.

Перед музыкантами за это, надо признаться, было стыдно. И тем более обидно потому, что такой концерт, по всем оценкам, вполне мог если не собрать полный "Олимпийский", то уж хотя бы забить зал не меньше, чем те же Deep Purple. Насколько можно судить, недостаток зрителей стал заслугой организаторов: Tuborg просто перемудрил и облажался. Билеты распространялись каким-то хитрым способом, похоже, компания сделала ставку на их розыгрыш, не учтя особенностей российского характера - в розыгрыши у нас просто не верят... В итоге получился не только "недобор", но и слишком большая часть билетов, насколько можно судить, досталась людям, не слишком интересовавшимся, что происходит - трибуны, за исключением немногих подвижников, сидели недвижимо, как на Баскове. Увы и ах, по-другому не скажешь.

Лажа с количеством зрителей, правда, дала свои мелкие бонусы - попасть в "Олимпийский" можно было сильно быстрее обычного, да и милиция, не утомленная ордами меломанов, вела себя, страшно сказать, почти корректно. Внутри комплекса посетителей, правда, ждал еще один мелкий триумф абсурда: пиво в холле не продавали, все - все - лотки с чудесным желтым напитком согнали в кафе, да еще и велели спрашивать у покупателей паспорта. Где в другом месте это еще было бы понятно, но на фестивале Tuborg создание пивных гетто - просто нонсенс. Цена в 100 рублей за кружку тоже не стимулировала - лучше бы они отказались от раздачи халявных бандан с символикой компании, но сбросили цену.
На этом критическая часть отчета заканчивается.

Все три привезенные группы были хороши, каждая по-своему, и выбрать лучшего - занятие неблагодарное и даже оскорбительное для всех трех команд. Открывавшие концерт Queens of The Stone Age, правда, большой части публики были в самом деле неизвестны, и народ "не воткнул". Жаль, ужасно жаль, хотя удивительным это счесть трудно - QOTSA все-таки играют более сложную музыку, чем остальные две команды. Рецензент с allmusic.com, писавший об их альбоме, заявил: "если White Stripes - это Rolling Stones, то Queens - это King Crimson". Сравнение, может, и не до конца точное, но демоническое прогрессив-буги Queens... в самом деле по-настоящему оценить получается не с первого прослушивания. Тем более что на концерте давно растворившиеся в их музыке stoner-rock корни команды вылезли наружу, и звук был отстроен такой плотный, что на паре треков пробраться сквозь его стену к таящейся в середине мелодии было, примерно, как протолкаться через смерч к "глазу бури". Фанаты, которых на концерт все же собралось довольно много, были в восторге, так что хочется надеяться, что Джошу Хомму и компании все-таки было на что обратить внимание, кроме окаменелых трибун. Впрочем, если их что-то и задело, они не подали виду - свой сет они отыграли с блеском и с кайфом, просто ориентируясь на тех, кому это надо. Желание играть из группы перло так, что не заметить было сложно: QOTSA выдали все лучшее, что они умеют, а известно, как они фонтанируют креативом: импровизация, драйв, мгновенные переходы от психоделики к полной, безбашенной атаке по всем частотам - никто не делает этого так умело и естественно, как они. Немного не в тему была только русская клавишница, сессионная, по-видимому - даже не то, чтобы она плохо делала свое дело, просто она была в самом деле немного не в тему.
Highlights: Джош, вылезший с микрофоном в руках к самому ограждению перед сценой, так что его можно было потрогать и убедиться, что это самый настоящий Джош Хомм. Также то, как вся команда менялась инструментами - на басу поиграли все, кроме барабанщика.

Garbage у нас давно знают и любят. С одной стороны, принято считать, что это, конечно, несолидно, попса, мда. Но с другой, мало какой критик, ворчащий перед началом концерта "ну да... уж выдержу как-нибудь", может устоять, когда те выходят на сцену. Батч Виг, почти похожий на Ильича и еще на престарелого арт-рокера, его незаметно-профессиональная команда, и Ширли в красном мини-платье, с рыжим хвостом и повадками девочки-оторвы - на первый взгляд кажется, что они как-то странно колбасятся или даже прямо имитируют оргазм усталыми экономными движениями. Однако для Garbage быть искусственными вообще естественно - натуральный постмодерн: понять, дурят ли тебя, трудно, но все равно нравится. На концерте же стало понятно - нет, не дурят. Первая половина сета прошла как-то неброско, что только укрепило подозрения, но оказалось, что они просто с нами играют: между "Vow" и "Cherry Lips" (Go baby go go!..) зал был заведен полностью. Обрушив дальше на зрителей весь поток своих хитов, в которых у них нет недостатка, Garbage уже в третий раз доказали Москве, какой убойный эффект дает сочетание поп-мелодий высшего класса с роковым драйвом и ювелирными аранжировками. И, безусловно, харизмой вокалистки: выступление Garbage, в отличие от работающих командой QOTSA - бенефис Ширли, и она не подкачала. Безусловно, интересно, что чувствует дама, когда на ее сиськи под платьем пялятся сотни мужиков (и, не исключено, девчонок тоже), но совсем поражает воображение, как ей удается заставить всех забыть о сиськах...
Highlights: Ширли, ползающая на полу в одной из первых и последней песнях сета.

Foo Fighters пришлось поджидать чуть дольше остальных, пока над сценой вывешивали экраны из лампочек (понять, что на них отображалось, обычно было нельзя, но атмосферу они создавали неплохо), а на сцену выкатывали огромные стойки колонок. Тут даже показалось, что вот и смерть пришла, однако это, к счастью, были лишь декорации. Вообще, именно Дейв Грол объяснил реальный смысл всего мероприятия: у FF как раз начался новый тур, так что в Москве они бы все равно нарисовались, а уж Garbage и QOTSA пришлись ко двору. Впрочем, какая разница, главное ведь, что приехали...
Дейва сотоварищи в зале ждали все-таки больше всего, похоже, отблеск неувядающей славы Nirvana до сих пор пробуждает к Гролу интерес даже у тех, кто далек не то, что от американского рока, но и вообще от рок-музыки. Однако именно FF показали в этот вечер самую большую кузькину мать. На своих альбомах они записывают мелодичную альтернативу, однако на концерте все элементы попсовости, точнее, radio-friendliness, были к чертовой матери заменены на дикий, грязный драйв и первобытную долбежку. Высоких нот и аранжировочных партий было просто не слышно, по крайней мере, на танцполе - все утонуло в мощнейшем гитарном чесе, иногда - "панковской метелке", а кое-где - настоящем трэше. Сам Грол, который четко удерживал внимание на себе, иногда пел чистым голосом, однако также обнаружил у себя способность к убойному хриплому рыкокрику, которой вовсю пользовался. Похоже было на то, что FF все-таки тесновато в своих жанровых рамках, и, по крайней мере, на концертах они оттягиваются вовсю. Не факт, что многие пришли на концерт за этим, но с другой стороны, Дейв и компания наглядно показали, что такое настоящий рок, и это действовало убойно.
Highlights: он все-таки сел за барабаны! Барабанщик на этой песне занял место Дейва: взял гитару и начал петь. Грол растит себе натуральную смену...

Конечно, мероприятие получилось выматывающим, особенно если смотреть его в стоячем положении. К исходу пятого часа шоу, когда все закончилось, рука устала колоть, то есть трясти и махать, а ноги были ватными. И все же каждая минута, проведенная на концерте, того стоила: те, кому повезло все-таки попасть в "Олимпийский", получили невообразимый заряд драйва, эмоций и адреналина, а ведь для этого и нужна вообще рок-музыка.

30.06.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: