James LA BRIE  Elements Of Persuasion

Сольный альбом для уважающего себя прог-рокера - вещь скорее статусная, нежели действительно необходимая. Как пестрая вязаная шапочка (вместо шлема) для крутого скейтбордиста. Прог-рокер просто...

Сольный альбом для уважающего себя прог-рокера - вещь скорее статусная, нежели действительно необходимая. Как пестрая вязаная шапочка (вместо шлема) для крутого скейтбордиста. Прог-рокер просто обязан выпускать сольные альбомы. А поскольку Джеймс ЛаБри (James LaBrie), будучи вокалистом Dream Theater, не может не быть настоящим прог-рокером, то вот вам его сольный альбом.
Резких отличий сольных работ от той музыки, благодаря которой музыканта успели заметить и запомнить, сейчас не приветствуется. Поэтому уже открывающий этот альбом боевик "Crucify" - это почти такое же заигрывание с элементами трэш-метал, какое можно было слышать на последних работах самих Dream Theater. Гитары злобно скрежещут, из сдвоенных бас-бочек выбиваются суровые дроби. За ударными - Майк Мангини (Mike Mangini), ранее известный по работе с Extreme и Стивом Ваем. Кстати, это еще одна примета сольного альбома: помимо вынесенного на обложку имени в записи должен участвовать еще как минимум один безошибочно узнаваемый рок-эстетами музыкант.
(Кстати: некий Майк Манджини фигурировал в числе продюсеров последнего альбома молодой блюзовой певицы Джосс Стоун (Joss Stone). Интересно: тот самый? Или музицирующих Майков Мангини в Штатах столько же, сколько и музицирующих Марко Мендоза?)
Нельзя сказать, что ЛаБри совсем уж формально подошел к записи сольной программы. Наоборот, некоторые его отклонения даже могут показаться рок-гурману удивительными. Если не оскорбительными или не шокирующими. Но только на первый взгляд. Скажем, в ритмический рисунок "Alone" включены, наряду с традиционно глухими сдвоенными бочками, какие-то нарочито электронные "прострелы", ломаный рисунок которых характерен для современных хип-хопа или r'n'b. А "Freaks" - это вообще реверанс в сторону альтернативного рока и nu-metal. Зловеще искаженный вокал, увесистые риффы, урчащий, подобно варгану, бас и попрыгунчиковые ударные "двушка-всхобысь"... Вряд ли Джеймс одержим идеей вскочить в последний вагон этого эшелона современной музыки из чисто коньюктурных соображений. Скорее всего, он исследует применимость имеющегося в этом жанре набор приемов к прог-року. Цель ясна - получить интеллектуальный рок нового поколения. Сама по себе идея неплоха, воплощение же ее заведомо провально.
Во-первых, ничего принципиально нового во всех этих риффах, ритмиках и басовых примочках нет. Дело даже не в том, что ЛаБри поздновато взялся за дело, и этот набор приемов не сегодня-завтра так же выйдет из моды, как вышло из него гранджевое "громче-тише". Дело в том, что все эти "новые" фишки - лишь искаженные и узкоспециализированные отголоски фишек старых. Во-вторых, удручающую мелодическую шаблонность нынешнего американского т.н. "прогрессива" не спасут (и не спасают!) даже симфонические аранжировки живых оркестров или народные хоры Папуа и Новой Гвинеи.
Производство того, что когда-то было в Соединенных Штатах прог-роком, теперь так же поставлено на поток и подчинено законам шоу-бизнеса, как и производство тин-бопперских песен про несчастную любовь. Теперь этот факт уже не вызывает ровным счетом никаких сомнений. Суровые законы шоу-бизнеса окончательно уравняли Джемса ЛаБри с Кристиной Агильера.

22.04.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)