Антон Батагов, "Music for piano" (2003)
Антон Батагов, "Symphony.ru" (2003)
Про Батагова на Звуках написано столько, что, кажется, сказать-то больше и нечего - первые материалы относятся аж к 1995-му году, когда большая часть нынешних посетителей сайта и не знали, что такое Интернет. Впрочем, музыка, которую сочиняет этот человек, очень глубока и даже, пожалуй, неисчерпаема: пиши - не пиши, все равно понять, что представляют из себя произведения Батагова, можно только при многократном внимательном прослушивании. Потому как, хотя с минимализмом как явлением все давно, в общем, ясно, с впечатлением от каждой конкретной вещи неясно зачастую почти ничего - можно копать, копать и копать.
Стоит все же напомнить, о ком идет речь. Антон Батагов - определенно самый известный отечественный минималист, и причиной тому - его долгие творческие и духовные поиски, приобретавшие форму публичной деятельности. То он сочинил саундтрек к фильму Ивана Дыховичного, чем и приобрел неслыханную для композитора подобного рода известность. То писал музыку для НТВ, пытаясь воплотить в жизнь идею замедления и изменения человеческого восприятия реальности. То проиллюстрировал известный тезис о "смерти автора" на собственном примере - выпустил под своим именем собрание звуков буддистских молитв и танцев: индивидуальное начало композитора растворилось в глубине архаического самопознания. В последние же годы Батагов окончательно ушел в буддизм, отошел от мира, крайне редко появляется на публике и вообще нечасто подает признаки жизни - тем интереснее и значительнее выход сразу трех дисков (помимо этих двух - переиздание уже рецензировавшегося на Звуках "Save changes before closing?").
"Music for piano" - крайне редкая возможность услышать, как Батагов-пианист исполняет Батагова-композитора. Четыре части этого, в общем-то, вполне цельного произведения были записаны в 98-м году, но для подобной музыки 6 лет - это даже не необходимая выдержка, так, маленькая заминка в процессе издания. Фортепиано играет очень тихо, паузы столь же значимы, как и приглушенные аккорды, в них надо вслушиваться, погружаться. Можно даже сказать "вживаться": эти композиции именно что живут своей наполненной внутренней жизнью, монотонность и стояние на месте - всего лишь изящная иллюзия, потому что в этом как бы отсутствующем движении смысла и содержания куда больше, чем в иных бездумно мчащихся вперед поделках. "Symphony.ru" - произведение более новое (датировано 2000-ным годом) и, пожалуй, более структурированное: от клавишной капели - к негромким переливам струнных, от скрипок и виолончелей - к монашескому хору, завершающему диск (впрочем, стоит оговориться, что вся музыка исполнена с помощью компьютера, как, собственно, и полагается "Symphony.ru"). Суть снова обретается где-то между трудно отличимыми, но все-таки разнящимися звуками и созвучиями, между неуловимыми переходами от одной темы к другой.
Эти произведения Батагова, как и многие другие вещи композитора, - в каком-то смысле метафора времени. Но представление о времени, в них выраженное, совсем не похоже на традиционное: оно вовсе не линейно и даже не совсем циклично - все постоянно возвращается на круги своя, только круги эти расплываются по воде, живут, пульсируют, все время меняют свое местоположение и диаметр. Впрочем, любые сравнения едва ли могут служить адекватной характеристикой произведений. Очень верно высказался сам Батагов: "говорить можно о словах, а о музыке - молчать, а иначе выходит как-то очень глупо".
Radio BBC characterized him as one of the most unusual and significant musicians of his generation. Anton Batagov, born October 10, 1965 in Moscow, studied with Anna Kantor at the Gnessin...
Дата рождения:
10 октября 1965
Подробности из жизни:
Radio BBC characterized him as one of the most unusual and significant musicians of his generation. Anton Batagov, born October 10, 1965 in Moscow, studied with Anna Kantor at the Gnessin School (piano) and with Tatiana Nikolayeva at the Moscow Conservatory (piano and composition). Prize-winner at four competitions: Concertino-Prague (1981), the All-Soviet Piano Competition (1985), the Tchaikovsky Competition (1986) and the Sydney International Piano Competition (1988). Performances in Russia, most European countries and the U.S.A. His creative position is opposite that of a "philarmonic tuxedo musician". A focal point of Batagov's concepts is its link to the post-Cagean philosophy, which cancels boundaries between the notions performance and composition by viewing all existing musical practices, from ancient music to rock / pop culture, as potential elements which might be used when performing / composing virtually any piece of music.…
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)