Альбом:
Under Satanae
Записан:
2007
Издан:
2007, Steamhammer/SPV (SPV98512CD)
2007, SOYUZ MUSIC (SPV98512CD)

На протяжении своей карьеры Moonspell не раз ставили слушателей в тупик своими экспериментальными изысками. И так же неоднократно обманывали ожидания даже самых преданных своих поклонников. Путь этой группы - извилист и тернист. Порой кажется, что музыканты согласились-таки на просьбы издателей занять хоть какую-нибудь "экологическую нишу" и играть что-нибудь форматное, гарантированно пользующееся устойчивым спросом. Но бравые португальские ребята тут же вспоминают, что мода приходит, и мода уходит, а музыка пребывает вовеки - и продолжают гнуть свою линию.
Их дебютный альбом "Wolfheart" (1995) наделал много шума среди фанатов как блэка, так и готик-рока, хотя ни к одному из упомянутых стилей его нельзя было бы отнести и наполовину. Второй диск, "Irreligious" (1996), записанный под руководством стремительно набиравшего очки продюсера Вольдемара Зорихты, еще до выхода в свет разделил ожидающих на два лагеря. Одни предполагали, что он будет еще тяжелее, другие - что мелодичнее. Забавно, но факт - в тот раз Moonspell усилили свои позиции сразу на двух этих фронтах. И оказалось, что одно другому не мешает.
Однако третий альбом, "Sin Pecado", появившийся на свет в конце 1997 года, стал шагом в сторону - и каким! Хэдбэнгеры всего мира, распевшие "Vampiria" и "Alma Mater", просто не ожидали, что их кумиры уползут в туманные области медитативного дарк-вейва. Тем не менее альбом, звучавший подобно несколько утяжеленной Enigma, "хорошо пошел", пускай и не содержал каких-то явных хитов. Увы, следующий релиз "The Butterfly Effect" (1999), дань тогдашней моде на сращивание готики с трип-хопом, едва не угробил коллектив. Если это и была неудавшаяся попытка завоевать поп-рынок, то музыканты вряд ли когда-то об этом расскажут. А эти гитарки с хрустким, явно цифровым "песочком", напоминающим дещевый процессор "Zoom", следовало оставить Type-0 Negative.
В новом веке ситуацию несколько выправил альбом "Darkness And Hope". На концертах группы вновь победно рычали на инфернальных низах старые добрые гитары "Gibson", а вокалист Фернандо Рибейра появлялся на сцене в широкополой шляпе, потрепанном сюртуке и с фонарем в руках (по примеру FOF, очевидно). Но некий осадок от полупопсовых метаний группы все же оставался. И его был призван смыть "Memorial" - альбом, ставший для Moonspell как бы возвращением в эпоху "Irreligious". И вновь причудливая кривая понесла группу куда-то вдаль - еще глубже к корням.
Сейчас, когда уже забылся тот факт, что в начале 90-х, еще до выхода "Wolfheart" Moonspell выдали на-гора несколько синглов, музыканты вдруг решили перезаписать их материал заново. Эти записи давно стали раритетами. И если EP "Under The Moonspell" (1994) еще был издан более-менее приличным тиражом, то от демо-записей "Serpent Angel" (1992) и "Anno Satane" (1993) до наших дней дошли лишь синглы "Goat On Fire" и "Wolves From The Fog". Настала пора восстановить историческую справедливость.
Наиболее интересен здесь, разумеется, "Under The Moonspell" - мини-альбом концептуальный и новаторский. Причем не только для времени создания. Он и сейчас звучит чрезвычайно интригующе. Кажется, на стыке латинских текстов песен и ближневосточных мотивов перед слушателем материализуется раннесредневековая Португалия, где католики и исламисты ведут свои жестокие бои за человеческие души. Особенно пикантно слушаются экстатические всхлипы демонов при совокуплении оных с девственицами в "Opus Diabolicum".
Наверное, в ближайшем будущем группа выпустит еще один номерной альбом, а потом продолжит разгребать свои архивы. Но что ждет нас дальше? Воскрешение материалов EP "Second Skin" и "Opium"? Перезапись работ побочного проекта Daemonarch под вывеской Moonspell? Все может быть...

27.12.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)